• Приглашаем посетить наш сайт
    Кузмин (kuzmin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1846"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Некуда. Примечания
    Входимость: 8. Размер: 70кб.
    2. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    3. Жизнь Николая Лескова. Часть 3. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 54кб.
    4. Соборяне. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    5. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    6. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Глава 4.
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    7. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 2.
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    8. Литератор-красавец
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    9. Загон. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    10. Нескладица о Гоголе и Костомарове
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    11. Неоцененные услуги. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    12. Соборяне. Часть 1. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 118кб.
    13. Продукт природы
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    14. Обойденные. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    15. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    16. Жизнь Николая Лескова. Часть 6. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    17. Совместители
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    18. Хронологическая канва жизни и деятельности Н. С. Лескова
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    19. Письма. Фаресову А.И. 28 июня 1893 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    20. Письма. Краевскому А.А. 22 мая 1863 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Синодальный философ. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    22. Совместители. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    23. Бродяги духовного чина
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    24. Русский драматический театр в Петербурге
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    25. Административная грация
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    26. Печерские антики. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    27. Письма. Аксакову И.С. 27 ноября 1874 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    28. Письма. Гольцеву В.А. 14 ноября 1888 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    29. О русской иконописи
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    30. Бибиковские "меры"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    31. Инженеры-бессребреники. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    32. Зимний день. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    33. Официальное буффонство
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    34. Письма. Каткову (?) М.Н. 21 июля 1871 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    35. Детские годы. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    36. Карикатурный идеал. Примечание.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    37. Таинственные предвестия
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    38. На смерть M. H. Каткова
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    39. Письма. Юрьеву С.А. 31 марта 1871 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Некуда. Примечания
    Входимость: 8. Размер: 70кб.
    Часть текста: — встретить. Фордек (нем.) — передний навес экипажа. ...к домашним ларам ... — В древнегреческой мифологии лары — покровители домашнего очага. ...изобразить на полотне известную дочь, кормящую грудью осужденного на смерть отца ... — Согласно древней легенде, рассказанной римским историком Валерием Максимом (I в. н. э.) в его книге «Замечательные дела и речи», римлянин Кимон был приговорен сенатом к голодной смерти. Дочь Кимона, Перо, желая продлить жизнь отца, ежедневно приходила в тюрьму и кормила его своею грудью. Необыкновенная преданность дочери заставила судей помиловать Кимона. Сюжет этот широко разработан в живописи. В России наибольшей известностью пользовалась картина великого фламандского художника Петера Пауля Рубенса (1577—1640) под названием «Отцелюбие римлянки» (ок. 1612), приобретенная Екатериной II для Эрмитажа. Другую картину, названную «Дочерняя любовь», написал в России французский художник Луи-Жан-Франсуа Лагрене (1725—1805) в бытность его профессором С.-Петербургской Академии художеств (1760—1763). В 1862 году снимок с гравюры картины, выполненной русским гравером Серебреницким (1770), был помещен в журнале «Иллюстрация» (№ 204). Престол —...
    2. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    Часть текста: , т. 87, с. 150-151). 5 Из "Песни духов над водами" (1779) И.-В. Гете. 6 Из ч. I "Фауста" (1808) И.-В. Гете (сцена "У ворот", пер. Н. А. Холодковского). 7 Почти то же наблюдал в Воронеже николаевской поры ровесник Лескова, H. H. Ге: "...сижу с няней у окна, против дома площадь, на ней учат солдат. Солдаты в своих необычных платьях ходят не так, как все, ходят правильными квадратами, линиями, и вот вдруг выносят одного. Что с ним? Его страшно били и потом вынесли замертво" (Николай Николаевич Ге. Его жизнь, произведения и переписка. Сост. В. В. Стасов. М., 1904, с. 17). 8 См. рассказ "Пугало" ( Лесков, т. VIII, с. 6). 9 С. П. Шестериковым набросок отнесен предположительно к 1884 г. ( ЛН, т. 87, с. 61). 10 Панинский родник находится в двух километрах от с. Гостомль Орловской обл. 11 Писатель возражал против формулировавшегося И. С. Аксаковым на страницах газеты "День" ограничения "административных и законодательных прав" в христианской стране для иноверцев, "отрицающих христианское учение, христианский идеал и кодекс нравственности" (Аксаков И. С. Соч., т. III. M., 1886, с. 693, 690). Лесков, в отличие от Аксакова, стоял на позициях веротерпимости. Об этом свидетельствует рассказ "На краю света" (1875), где язычник-зырянин оказывается человеком, стихийно владеющим высшей нравственностью, которой не подозревает в нем церковник-миссионер. Дальнейшее воплощение эта тема получает в рассказах о "праведниках", в легендах Лескова 1880-х гг., где она органически сливается с мыслью об интуитивном братстве людей земли, искуственно отдаляемых друг от друга блюстителями чистоты религиозных вероучений, подобными сектанту-"младопитателю" из лесковского "Сказания о Федоре Христианине и о друге его Абраме жидовине" (1886). То же относится...
    3. Жизнь Николая Лескова. Часть 3. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 54кб.
    Часть текста: Ивана Савича Никитина". Последним сообщением устанавливается факт прямого знакомства Лескова и Никитина. 2 Статья была перепечатана в журнале "Книжный вестник" (1860, N 11-12, с. 105-107) с комментарием редакции под заглавием "Нечто о продаже Евангелия, киевском книгопродавце Литове и других". В 1863 г. С. И. Литов был уже и издателем, и имел магазин в Петербурге "на углу Невского и Малой Садовой". О других спекуляциях Литова ("Кобзарем" Шевченко) писала впоследствии "Искра" (1867, N 47, 10 дек., с. 583-584). 3 Об остроте первых лесковских статей свидетельствует не только "глас" Министерства внутренних дел, но и дискуссия на страницах СМ. В N 46 и 47 от 24 ноября и 1 декабря 1860 г. появилась полемическая заметка Ф. Б. "Несколько мыслей против "нескольких слов" г. Фрейшица "О полицейских врачах в России" с попыткой защитить честь мундира. На это последовал ответ "Полицейские врачи в России (статья Н. Лескова по поводу статьи Ф. Б.)" в N 48 от 8 декабря, где автор писал: "...всякое дальнейшее словопрение с г. Ф. Б. становится несносным и бесплодным гортанобесием"; "систематические взятки, вошедшие в обычай и тщательно скрываемые от власти, не доказываются и не опровергаются юридически, они доказываются общественным мнением и разумным вникновением в дело; иначе вся обличительная литература обратилась бы в прокурорское бюро ассизного суда"; "...г. Ф. Б., не считайте нас совсем профанами, и мы <...>, говоря словами Гоголя, знаем, "как что делается в благоустроенных государствах" (Смотри комедию "Ревизор", Сквозник-Дмухановский)". Лесков парировал один из упреков ему в подражании "Искре" словами: ""Искра" мы, ...
    4. Соборяне. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    Часть текста: и по отдельному изданию «Соборяне. Старгородская хроника (роман) Н. С. Лескова». СПб, 1878. Данное издание Лесков назвал «третьим тиснением», так как вторым он считал отдельное издание «Соборян» 1872 года, представляющее собой сброшюрованные оттиски из «Русского вестника». Ни одно из больших произведений Лескова не испытало столько трудностей при печатании, сколько пришлось вытерпеть «Соборянам». Это, в свою очередь, очень усложнило работу писателя и помешало осуществлению его обширного замысла во всей полноте. В первоначальном виде «Соборяне» назывались «Чающие движения воды. Романическая хроника». На этом жанровом определении Лесков очень настаивал. В письме к А. А. Краевскому в начале осени 1866 года он писал: «Усердно прошу Вас... в объявлении при следующей книжке не печатать «большое беллетристическое произведение», а объявить, прямо... «Романическая хроника» — «Чающие движения воды», ибо это будет хроника, а не роман. Так она была задумана, и так она и растет по милости божией. Вещь у нас мало привычная, но зато и поучимся» («Шестидесятые годы», изд. АН СССР, М. — Л., 1940, стр. 293). Работу над своей «романической хроникой» Лесков, по-видимому, начал в первой половине 1868 года. В июле этого года была готова первая часть. Тогда же была достигнута договоренность с Краевским, и в марте 1867 года в «Отечественных записках» началось печатание «Чающих движения воды». В «Отечественных записках» хронике был предпослан эпиграф из евангелия от Иоанна: «В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды». Эпиграф этот взят Лесковым из евангельского рассказа о больных, собиравшихся возле водоема, к которому по временам сходил ангел, возмущал воду, и тогда эта вода исцеляла больных. В письме в Литературный фонд (20 мая 1867 г.) Лесков так разъяснял свой замысел: «... я имею в виду выставить нынешние типы и нынешние...
    5. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: сочинений Н. С. Лескова" в 12 томах (1897 г.). Практически же оно явилось переизданием первого "собрания", подготовленного автором и выпущенного А. С. Сувориным в 1889- 1896 гг. 4 "Лесков и его время" - рукопись книги А. А. Измайлова, хранящейся в ИРЛИ (ф. 115, оп. I, ед. хр. 5; 531 с). 5 Относя себя к числу "не приготовленных" к литературе людей, Лесков стушевывает роль Орла (страсть к чтению, кружок А. В. Марковича) и Киева (среда университетской интеллигенции, знакомство с Д. П. Журавским, участие в религиозно-философском кружке). См. ниже примеч. к ч. II. 6 Село Лески, видимо, было не столь бедно, о чем свидетельствует наличие в нем каменной двухэтажной церкви в честь Казанской божьей матери. Описанием 1860-х гг. зарегистрировано: с. Лески (Казанское), что в 40 верстах от Карачева, при речке Калахве, имеет 74 двора, 373 жителя мужского и 400 женского пола. В селе есть ярмарка. (См.: Орловская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 г. СПб., 1871; под N 2092). Ныне относится к Навлинскому району Брянской обл. 7 Левиты - священнослужители низшего духовного сана у древних евреев. 8 Согласно аттестату С. Д. Лескова, датированному 27 февраля 1839 г. и воспроизводящему формулярный список о службе его за 1838 год, отец писателя поступил дворянским заседателем "но выбору дворянства" в Орловскую палату уголовного суда 15 февраля 1833 г. и "во время последнего служения но назначению начальства произвел несколько следствий", а также "два раза по губернскому правлению исправлял должность...
    6. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Глава 4.
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: распространяться о своем жесткосердом отце. Не удивительно, что о деде писателя не сбереглось и пространных воспоминаний. Прожив жизнь в служилой среде и женившись на девушке дворянского круга и воспитания, Семен Лесков совершенно отошел ото всего, с семинарии ненавистного ему "левитского". Новое, жизненно-лучшее заслоняло и отодвигало старое, худшее: карачевское отходило в даль времен и полуапокрифических преданий, не вызывая сожалений о себе. На смену выступали: высшая культура, лучший * Архив А. Н. Лескова. ** Горький М. Несобранные литературно-критические статьи. М., 1941, с. 85. бытовой уклад нового родства, более счастливые и выигрышные правовые и материальные условия последнего. Естественно, что в орловско-киевских Лесковых, начиная с самого писателя, жило уже больше алферьевского, чем старолесковского. Дед по отцовской линии в их представлении не жил. О нем никто не говорил, его никто не вспоминал. Не позабыли, а просто не знали. Когда я, в отроческие годы, пытался узнать о нем...
    7. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 2.
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: - подбор кое-каких материалов. В начале девятидесятых годов одной из младших Страховых посылается в Орел просьба выслать хотя какой-нибудь рисунок гороховского дома. Делается попытка набросать сколько-нибудь развернутый очерк личной жизни. Но в большинстве предположения остаются неосуществленными. Безупречно цельное и строго точное повествование о днях и трудах всей своей жизни не удавалось и бросалось. Задача была не по складу натуры, характера, неодолимых уже навыков. Он был превыше всего беллетрист. Его влекло художественно живописать. Методический, как бы дневниковый, историзм и исповедное, в стиле Жан-Жака Руссо или дневников Льва Толстого, обнажение всех или хотя наиболее много последственных своих движений и действ - было не в его средствах. "Могий вместити да вместит". Он не вмещал. Автобиографические опыты очень многим не удаются. Здесь слишком остро сказываются в каждом отдельном случае те или иные "свойства души человеческой". Однако кое-что из разбросанно и обрывочно оставленного в этой области несомненно имеет свою цену. Один такой, к сожалению, вначале же оборвавшийся и до сегодня не опубликованный набросок дает выразительную картину его ранней жизни в Орле после поступления в гимназию. Он...
    8. Литератор-красавец
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: непобедимость у женщин. Но дошло, наконец, на днях и до этого: в русской литературе явился богатырь совершенно непобедимой красоты и столь же совершенно непобедимого бесстыдства. Этот литератор — красавец Чурила Опленкович, называется господином Авенариусом и рекламирует себя во «Всемирном труде», издающемся в Болотной улице , в Петербурге. Для того чтобы похвалиться перед всеми своим ростом-дородством, лицом-красотою, медовыми речами и соколиными глазками, этот находчивый литератор сочинил такую басню (мы говорим: сочинил , потому что нам все-таки не хочется допустить, что развязный литератор хвастается тем, что с ним в самом деле случалось). Приехал будто красавец Авенариус в Сорренто, ходит он по Сорренто с мальчишками, которые просят у него мелкую монетку; а он им рассказывает, что он «сыт на свой счет: книжки пишу и за них мелкую монету получаю». Потом он «усмотрел в горах молодого живописца, которого шутя называет преемником Сальватора-Розы и не шутя делает его дурачком, способным только «нашлепывать пятно около пятна». Зная лучше этого преемника Сальватора-Розы и секреты колорита и правила перспективы,...
    9. Загон. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: М. О. Меньшикова: «Написал я всего листка два-три иллюстраций к превосходной статье Меньшикова «о китайской стене». Статья называется «Загон»... Там все картины, что было в «Загоне» «у своего корыта», когда мы особились и что опять заводится теперь» («Письма Толстого и к Толстому», стр. 145). К концу октября 1893 года рассказ был закончен и сдан в журнал «Книжки «Недели», но и автор и редакция журнала беспокоились за его судьбу, опасаясь гонений со стороны цензуры: «Я написал нечто для «Недели», и это уже набрано, но как-то пугает всех, и потому не знаю: выйдет это или нет. Называется это «Загон». По существу это есть обозрение . Списано все с натуры... Не в том дело, мастеровито ли это, а в том, есть ли сие на потребу дня сего» (там же, стр. 157). Критика не отозвалась на первую публикацию этого рассказа, но он получил весьма сочувственную оценку Л. Толстого. «Мне понравилось, и особенно то, что все это правда, не вымысел, — писал Л. Толстой Лескову 10 декабря 1893 года. — Можно сделать правду столько же, даже более занимательной, чем вымысел, и вы это прекрасно умеете делать. Что же вам говорили, что не следует говорить? Нечто то, что вы не восхваляете старину. Но это напрасно. Хороша старина, но еще лучше свобода» (Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 66, М., 1953, стр. 445). Disciplina arcani существует в полной силе: цель ее — предоставить ближним удобство мирно копаться в свиных корытах суеверий, предрассудков и низменных идеалов. Дж. Морлей «О компромиссе» . — Джон Морлей (1838—1923) — английский ученый-литературовед, историк и...
    10. Нескладица о Гоголе и Костомарове
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: строках, почему он невероятен. Память таких людей, как Гоголь и Костомаров, без сомнения, стоит того, чтобы и в мелочах на них не наводили ничего напрасного. С этой точки зрения я и позволяю себе считать не напрасным мое вмешательство в суждения об анекдотическом случае с жилетом. Вначале я должен напомнить вкратце: как это дело представлено у Иерон<има> Иер<онимовича> Ясинского, писавшего свое сообщение со слов помещика Михольского. Некто Михольский, провинциальный франт и человек, «тяготевший к аристократам», приехал в 1847 или в 1848 году в Киев для того, чтобы «экипироваться» перед свадьбою; а один из его знакомых свез его к Михаилу Вл<адимировичу> Юзефовичу, который в ту пору ожидал к себе в гости Гоголя и собрал у себя к его встрече молодых профессоров Киевского университета. В числе профессоров при этой встрече были будто бы «Павлов и Костомаров». «Профессора были одеты в новенькие вицмундиры и, в ожидании великого человека, переговаривались вполголоса». Ожидали его очень долго, а когда Гоголь...