• Приглашаем посетить наш сайт
    Спорт (sport.niv.ru)
  • Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.

    Вступление
    Часть 1: 1 2 3 4 5 Прим.
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Часть 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Часть 4: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 6: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Примечания, условные сокращения
    Ал. Горелов: "Книга сына об отце"

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    ОТ КОЛЫБЕЛИ ДО ПИСАТЕЛЬСТВА

    1831-1860

    1 Из стихотворения Д. В. Веневитинова "Поэт и друг" (1827).

    2Имеется также копия свидетельства о рождении в делах Орловской гимназии (ГАОО, ф. 64. оп. 1, ед. хр. 1700, N 8371).

    3В 1861 г. Лесков опубликовал под псевдонимом "В. Пересветов" статью "О замечательном, но неблаготворном направлении некоторых современных писателей" (РР, N 60, 27 июля).

    4"Прочитал теперь Гелленбаха, который мне попался под руку перед выездом из Петербурга. <...> Пять лет тому назад он мне ничего не открывал, а теперь я извлек из него много отрады и утешения", - писал Лесков Л. Толстому 20 июня 1891 г. из Усть-Нарвы (Лесков, т. XI, с. 493). Книга Людвига фон Гелленбаха сохранилась в библиотеке писателя (см.: Афонин Л. Н. Книги из библиотеки Лескова в Государственном музее И. С. Тургенева. - ЛН, т. 87, с. 150-151).

    5 Из "Песни духов над водами" (1779) И.-В. Гете.

    6Из ч. I "Фауста" (1808) И.-В. Гете (сцена "У ворот", пер. Н. А. Холодковского).

    7Почти то же наблюдал в Воронеже николаевской поры ровесник Лескова, H. H. Ге: "...сижу с няней у окна, против дома площадь, на ней учат солдат. Солдаты в своих необычных платьях ходят не так, как все, ходят правильными квадратами, линиями, и вот вдруг выносят одного. Что с ним? Его страшно били и потом вынесли замертво" (Николай Николаевич Ге. Его жизнь, произведения и переписка. Сост. В. В. Стасов. М., 1904, с. 17).

    8 См. рассказ "Пугало" (Лесков, т. VIII, с. 6).

    9С. П. Шестериковым набросок отнесен предположительно к 1884 г. (ЛН, т. 87, с. 61).

    10Панинский родник находится в двух километрах от с. Гостомль Орловской обл.

    11 Писатель возражал против формулировавшегося И. С. Аксаковым на страницах газеты "День" ограничения "административных и законодательных прав" в христианской стране для иноверцев, "отрицающих христианское учение, христианский идеал и кодекс нравственности" (Аксаков И. С. Соч., т. III. M., 1886, с. 693, 690). Лесков, в отличие от Аксакова, стоял на позициях веротерпимости. Об этом свидетельствует рассказ "На краю света" (1875), где язычник-зырянин оказывается человеком, стихийно владеющим высшей нравственностью, которой не подозревает в нем церковник-миссионер. Дальнейшее воплощение эта тема получает в рассказах о "праведниках", в легендах Лескова 1880-х гг., где она органически сливается с мыслью об интуитивном братстве людей земли, искуственно отдаляемых друг от друга блюстителями чистоты религиозных вероучений, подобными сектанту-"младопитателю" из лесковского "Сказания о Федоре Христианине и о друге его Абраме жидовине" (1886). То же относится и к толкованию писателем национального вопроса в собственном смысле. Лесков выступает против шовинизма, каков бы

    ни был его источник, решительно осуждая национальную буржуазию, насаждающую мораль "систематического противодействия идеям общего человеколюбия" ("Книга кагала". - HB, 1882, N 2186, 1(13) апр.). Пафос Лескова-интернационалиста и реализм его взгляда на живые проявления национальной психологии давали писателю внутреннюю свободу при освещении светлых и теневых сторон жизни больших и малых наций.

    12Лесков впервые выступил с защитой равноправия наций в передовице СПч за 1862 г. (13 марта, N 70).

    13"Интролигатор" - переплетчик (пол.). Лесков в Киеве овладел польским языком, полонизмы нередки в его сочинениях, письмах, устных рассказах.

    14См. фельетон "Несколько слов о врачах рекрутских присутствий" (СМ, 1860, N 36, 15 сент.).

    15Положительный герой рассказа - учитель, который "давал всем правильное наставление к жизни" (Лесков. Полн. собр. соч., т. XXX, с. 91), прямо воплощает мысль Лескова о вздорности религиозной и национальной вражды и оттого назван "Панфил" - "всеми любимый, всем милый" (Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., 1966, с. 173).

    16Лесков пишет в рассказе "Несмертельный Голован": герой "так хорошо умел рассказывать сто четыре священные истории, что я их знал от него, никогда не уча их по книге" (Лесков, т. VI, с. 358). Из мемуаров А. М. Достоевского известно, что это была любимая книга детских лет и Ф. М. Достоевского (Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. I. M., 1964, с. 74). Точное название книги приведено ниже на с. 110.

    17 Андросов упомянут в рассказах "Ум свое, а черт свое (Из гостомельских воспоминаний)" (СПч., 1863, N 17, 18 янв.), "Несмертельный Голован", "Павлин".

    18Автор книги - А. Некрасов (см.: Гeннади Гр. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, т. III (-Р). М., 1908, с. 25).

    19Книги находятся ныне в Доме-музее Н. С. Лескова в Орле.

    20В рецензии Лесков выдвигал перед составителями краеведческих очерков гражданские задачи: "...для характеристики способностей направления уроженцев какой бы то ни было <...> местности интересно и полезно указывать не одних тех, кто прославился до большой известности в литературе, на кафедре, на сцене или на боевом поле. Интересны <...> вообще выдающиеся умы и сильные, оригинальные характеры, - чего должно быть весьма урожайно в урожайной Орловской губернии".

    21Болотов А. Т. "протежировал С. Д. Лескову" (ИРЛИ, ф. 612, N 383, л. 421).

    22Будущий московский профессор А. И. Бабухин (род. в 1827) был соучеником Лескова, в частности, в 1843/44 учебном году (ГАОО, ф. 64, оп. 2, арх. N 15 - д; N 30. - Алексина P. M. К биографии Лескова периода 1841-49 гг. Рукопись.)

    23"Строгановское" время - 1835-1847 гг., когда попечителем Московского учебного округа был С. Г. Строганов.

    24 Бернатович В. В. преподавал математику в старших классах (Прибавление к ОГВ, 1844, N 36, 9 сент.).

    25Под этой фамилией известен директор училищ Харьковского учебного округа, в подчинении которого находился в 1845- 1850 гг. преподаватель Обоянского уездного училища П. И. Якушкин (установлено О. В. Анкудиновой).

    26Сумму 600 р. уплачивали только за гимназистов-воспитанников благородного пансиона Орловской гимназии (ОГВ, 1840, 28 июня, N 26, с. 465). В 1839/40 учебном году, за два года до поступления Лескова в гимназию, их было 38 человек при 179 вольпоприходящих (Прибавление к ОГВ, 1840, N 52, с. 523). Лесков принадлежал к последним. В рассказе "Пугало" мальчика, наделенного автобиографическими чертами Лескова, родители везут "в пансион" (Лесков, т. VIII, с. 51).

    27Технический пропуск части текста в издании "Жизни Николая Лескова" 1954 г. и авторской рукописи устранен здесь по черновой копии свидетельства (ГАОО, ф. 64, оп. 1, ед. хр. 1702, N 8371).

    28С. Д. Лесков обратился в дирекцию гимназии с прошением об "увольнении" сына и о выдаче ему "свидетельства о его происхождении и аттестата о его успехах в науках по последнему экзамену" 20 мая 1846 г. (ГАОО, ф. 64, оп. 1, ед. хр. 1702, N 1286). Реальное "увольнение" состоялось лишь 20 августа, а 31 августа Н. С. Лесков поставил свою подпись, являющуюся первым из сохранившихся его автографов: "Подлинное свидетельство получил ученик Лесков" (там же, N 8371; см. также ед. хр. 32).

    29А. Н. Зиновьева - племянница Масальского. А. С. Иванова - внучка. Анастасия Сергеевна Иванова, владевшая имением Масальского "по доверенности", жила вблизи Панина, в с. Зиновьеве (ГАОО, ф. 374, оп. 3, ед. хр. 103; установлено Р. М. Алексиной).

    30 Из "Фауста" (ч. I, сц. IV) И.-В. Гете в переводе Н. А. Холодковского.

    31Сведения о 22 душах крепостных при жизни С. Д. Лескова не подтверждаются формулярным списком Н. С. Лескова.

    32Подробнее о гимназической учебе будущего писателя см. в статье: Горелов Ал. Из дописательской биографии Н. С. Лескова. - "Прометей", т, 13. М., 1983.

    33О службе Лескова в Особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народного чтения, см. лесковское "Письмо в редакцию" (Лесков, т. X, с. 221, а также далее ч. IV, гл. 11; ч. V, гл. 1; ч. VI, гл. 2).

    34Н. И. Пилянкевич (1819-1856) был европейски образованным адъюнкт-профессором кафедры энциклопедии законоведения Киевского университета в 1846-56 гг. Окончив университет в 1838 г., он удостоился золотой медали за сочинение "Об основаниях, приводимых в защиту и опровержение смертной казни". С 1843 г. для подготовки к профессуре по предмету юридической энциклопедии учился в Германии, Франции, Англии. Париж 1846 г. киевлянин воспринял как "всемирный центр, где слышнее всего пульс жизни человечества". По натуре это был человек независимого характера, "чуждого искательств и стеснительной уклончивости", обладавший исключительной добротой (Иконников, с. 551). В связи с гонением на философию в последнее десятилетие царствования Николая I Пилянкевич был лишен возможности напечатать свою диссертацию "История философии права" (опубликована посмертно в т. I "Киевских университетских известий" за 1870 г.).

    35И. М. Вигура - адъюнкт по кафедре русских государственных законов Киевского университета 1850-х гг.

    36Имени И. М. Сребницкого нет в списках учителей Орловской гимназии. Выпускник философского класса Орловской духовной семинарии, Сребницкий с 1835 г. служил в Орловской палате уголовного суда. В его послужном списке преподавание в гимназии не значится (указано Р. М. Алексиной). Однако дарственная надпись на фотографии Н. С. Лескова гласит: "Учителю моему Иллариону Матвеевичу Сребницкому. 12 авг. 66 г. СПб." (ИРЛИ). Видимо, Сребницкому принадлежала незаурядная роль в духовном воздействии на молодых орловских чиновников конца 1840-х гг.

    37Высказывание Лескова о влиянии на него Марковича относится к 1883 г., когда писатель порвал с церковной ортодоксией и жаждал нравственного обновления России в согласии с христианским вероучением в его демократических, простонародных толкованиях. Речь, видимо, шла не только о собственно-литературном, но и о более широком мировоззренческом влиянии. Встреча с Марковичем (он служил в Орле коллежским секретарем с 13 июня 1847-го по 26 июня 1851 г.) могла стимулировать ра-

    боту мысли будущего писателя. После разгрома Кирилло-Мефодиевского общества Маркович не отрекся внутренне от убеждений, отраженных некогда программой организации: в позднейших его "Воспоминаниях о Петре Васильевиче Киреевском" выражена мысль о лучшем общественном устройстве славян по сравнению с Западом, а народная поэзия расценена как хранительница "религиозных преданий", которые, наряду с "общенародным ходом жизни", участвуют в строительстве всего, что "представляет утешительного" "гражданская жизнь Европы" (РБ, 1857, кн. VI, раздел "Биография", с. 17-23, 22). Эти взгляды Маркович высказывал, вспоминая об орловских встречах с Киреевским именно в 1847-1851 гг. Не оттого ли, что при доверительных беседах Марковича с молодым Лесковым шла речь и об общественных вопросах, писатель заявлял, что в Орле "очень хорошо" узнал и полюбил своего старшего друга, который привлекал сердца чутких к добру людей"?.. (см. далее ч. II, гл. 4). Нащупывая источники антицерковной религиозно-философской ориентации и социального просветительства Лескова уже с 1860-х годов, нельзя игнорировать роль А. В. Марковича, несмотря на бедность прямых данных. Последующие встречи Лескова с А. В. Марковичем, по-видимому, относятся ко времени, когда этнограф вернулся в Киев (с 29 марта 1853 г. он служил чиновником Киевской палаты государственных имуществ, с 30 сент. 1853 г. - стряпчим, а 19 авг. 1854 г. вышел в отставку). Он жил на Куреневке, где Лесков бывал у Журавского.

    38Не приемля лесковскую художественную манеру, сложившуюся после "Соборян", В. Г. Авсеенко заявлял, что Лесков старался "смотреть на все в природе и жизни с точки зрения "Запечатленного ангела". Эту приверженность писателя Авсеенко связывал с обделенностью Лескова "школой", которую, де, не могло компенсировать знание старинной книжности "преимущественно церковного содержания". Вопреки очевидности он утверждал, будто бы Лесков "ничем и не интересовался ни в политике, ни в литературе" (А. О. Талант и образованность. - HB, 1900, N 8701, 19 мая (1 июня).

    39Автор статьи "Ибис" (В. В. Розанов), писал также, что Лескова "читал всегда с таким ощущением образовательной удовлетворенности, сытости - как бы автор этих повестей и рассказов именно прошел университет, даже определенный его факультет - филологический. Его очень легко можно было представить себе учеником, даже любимым учеником, Тихонравова, Буслаева, Ключевского, И. А. Попова. Он говорил о том, о чем мы, бывало, в аудиториях и на вечеринках говорили; говорил умнее нас, проникновеннее, дальше видя. <...> Лесков был огромный, ярко

    типичный русский ум; в нем "тип", "русская натура" до того высоко поднялись, что очень и очень могли залить университетское образование, в том смысле, что этому последнему не было места, не было, так сказать, промежутков в природном таланте человека, через которые оно могло бы просунуться и заявить: "вот это из Моммзена", "это - оттого, что он изучал социологию" <...>. Лесков очевидно представляет случай, исключение, особенный пример. Он очень важен; он должен войти в изучение <...>".

    40 Орловские предания о Кудеяре записывал, в частности, П. И. Якушкин ("Москвитянин", 1844, N 12; "Смесь", с. 25-41; Якушкин П. И. Соч. СПб., 1884, с. 291).

    41 Правителем канцелярии Орловского губернатора был Порохонцев (см. <Лесков Н. С.> А. В. Маркович. - НБГ, 1883, N 104, 16 авг.).

    42"Дальше" имело силу до 1878 г.: Лeсков (Стeбницкий) И. С. Железная воля. - "Кругозор" (1876, N 38-44 от 18- 30 окт.); Лесков-Стебницкий Н. Явление духа. - "Кругозор", 1878, N 1 от 3 янв. (ИРЛИ, ф. 612, N 383, л. 3562). К числу псевдонимов Лескова следует отнести также "Н-в" (Рeйфман П. С. Забытая статья о Т. Г. Шевченко. Труды по русской и славянской филологии. VI. Тарту, 1963, с. 351-366).

    43Лесков откликнулся на следующий фрагмент публикации: Петров Н. Очерк из украинской литературы. V. Новейшая украинская литература. I. Марко-Вовчок (ИВ, 1883, N 7, с.74- 90).

    44Горе постигло А. В. Марковича в семейной жизни. М. А. Маркович с сыном покинула его. Студент Александр Вадимович Пассек в 1859 г. последовал с писательницей за границу, Карл Бенни в бытность его студентом Парижского университета увлекся Маркович и в 1862 г. вместе с ней приехал в Россию (Лесков, т. XI, с. 684). Предполагается, что Лесков тоже испытал увлечение М. А. Маркович (Лесков, т. X, с. 268-270 и с. 532).

    45Анализ "психии" побуждал Лескова видеть даже в убийцах "людей, не умевших управлять своими страстями, - людей, сбитых с прямого пути и дошедших до нравственного бессилия". Поскольку для писателя заключенный - "человек, еще не потерявший способность любить, жалеть о прошедшем и желать вести иную жизнь в будущем", то наказание в его глазах - акт морального очищения. Он сожалеет, что в тюрьме "книг Нового Завета далеко меньше, чем молитвенников, а книг повествовательных" Лесков "совсем не видел". Писатель замечает: "...народ особенно охотно читает повести, рассказы, жития святых и даже биографию, вроде биографии Ломоносова, выдержки из летописей Новгорода и т. п." и предлагает для нормального воздействия на

    лиц, совершавших преступления, давать им "те книги, которые нравятся и из которых народ вычитывает примеры нравственной жизни <...> нужно стараться доставлять книги, способные очищать и умиротворять встревоженный дух <...>" ("Страстная суббота в тюрьме". - СПч, 1862, N 101 и 104, 16 и 19 апр.).

    46В этом споре слышится явный отголосок полемики вокруг "Грозы", в которой Н. Ф. Павлов с апломбом "болярина" (Герцен, т. XVI, с. 35) утверждал, что русское простонародье не дает почвы для высокой драмы: "Тут царство безразличия, физической боли, материальных побуждений и ничего более"; в отличие от Запада, здесь наблюдается то же, что "у турок, у арабов, в Китае, во всем Востоке" ("Наше время", 1860, N 1, 17 января).

    47В названной книге А. Д. Любавского "Русские уголовные процессы" (т. I-IV. СПб., 1866-1868), Лесков, в частности, находил то, что составляло "у нас свою национальную болезненную черту" ("Наша провинциальная жизнь"). Однако писатель склонен был считать, что сборники Любавского имеют преимущественно коммерческое задание и составлены "без всяких задних мыслей", "по одному казуистическому интересу дел". Эти сборники Лесков в период своей острой "антинигилистической" полемики, противопоставлял изданию "Иллюстрированной библиотеки знаменитых процессов всех стран" (вып. I, СПб., 1868) - изданию, которое содержало "нигилистические намеки" и старалось "марать эту же свою кормилицу Россию в угоду каким-нибудь мальчишкам" (см.: ЛБ, 1868, N 2. Библиография, с. 20, 22).

    48В данном случае Лесков выступал как знаток народного быта и эксперт-искусствовед. Он писал, что образок указывает имя "отца" или "воспреемника" погубленного ребенка: "Зная народные обычаи, всего легче предположить, что святой, изображенный на образке, тезоименит кому-нибудь из близких лиц ребенка" (Лесков Н. Об образке загубленного ребенка. - ПГ, 1885, N 57, 28 февр.). Преступница была найдена по иным приметам, но указания писателя были признаны "весьма полезными".

    49 С этого момента отчество Лескова пишется с сословным суффиксом "вич" (не "Семенов", но "Семенович"), жалованье ему удваивается: не 36, но 72 р. серебром (ГАОО, ф. 4, ед. хр. 2782, л. 46 об. - 47).

    50Имеются в виду преданиям" чудаке и самодуре, князе Карле Станиславе Радзивилле (1734-1790), любившем обращение "пане Коханку".

    51Д. Г. Бибиков до призвания его Николаем I на пост министра внутренних дол расценивал студенческие кутежи как средство отвлечения молодежи от серьезных умственных, в пер-

    вую очередь - политических, интересов. "Кому, например, из студентов одного из наших южных университетов, - писал Лесков, - не известно, что главный начальник этого университета (лет 20 назад) любил повторять подчиненным ему юношам такую речь: "Кутите, развратничайте как хотите, и я все это вам прощаю; но историческою критикою у меня не сметь заниматься" (Вавилонская дочь. - РМ, 1872, N 24, 26 янв.). И в следующей статье: "В печати небезызвестна одна его речь, в которой он в качестве попечителя учебного округа сказал студентам приблизительно следующее: "Пейте, гуляйте и проч. - это все простительно; но политикой не смейте заниматься <...>" ("Маленькие шалости крупного человека" (Два анекдота о Дмитрии Гавриловиче Бибикове). - РМ, 1877, N 4, 5(17) янв.). Герцен, воспроизводя ту же речь, добавил, что на это Николай I заметил: "Совершенно согласен" (Герцен, т. IV, с. 81, 480).

    52Липки - улица, населенная титулованной и коммерческой знатью.

    53Из письма Анны Васильевны Гоголь Г. П. Данилевскому известно, что Черныши были помещиками-соседями Гоголей-Яновских, жившими в 6 верстах от Яновщины в дер. Толстое Полтавской губ. (Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952, с. 462). Кого именно из Чернышей знал Н. С. Лесков, неизвестно: так, в рассказе "Путимец" (Лесков, т. XI) писатель передает анекдотическую "быль", слышанную от "малороссийского патриота" Черныша другом Лескова, художником И. В. Гудовским.

    54 О Касселе Лесков писал и в очерке "Маленькие шалости крупного человека" (РМ, 1877, N 4, 5 (17) янв.).

    55 У художника И. В. Гудовского Шевченко останавливался во время своего приезда на Украину в 1859 г., о чем Лесков упоминает в статье "Нечто вроде комментарий к сказаниям г. Аскоченского о Т. Г. Шевченке" (РИ, 1861, N 268, 2 дек.).

    56 Приобщение к живописи в одном из крупнейших художественных центров формировало эстетические вкусы Лескова как будущего художника национальной темы. О встречах времени его юности с киевскими "богомазами" см. в повести "Детские годы" (1875), в "Мелочах архиерейской жизни" (1878), где упомянуты наставники лаврской иконописной школы: иеромонах Иринарх, реставратор Пешехонов и руководитель работ по восстановлению древней стенописи Софийского собора академии Ф. Г. Солнцев. Труды последнего по запечатлению памятников русской старины "имели такое же громадное значение", каким было для исторической науки значение "Истории Государства Российского" Карамзина (Стасов В. Памяти Федора Григорь-

    евича Солнцева (Речь, произнесенная в собрании Археологического института 12 марта 1892 г.). СПб., 1893, с. 9-10). Результатом общения Лескова со средой петербургских академических художников, его знакомства с эрмитажным собранием мирового искусства и столичными частными коллекциями явилось органическое включение темы искусства в прозу писателя (начало положили "Обойденные" (1865) и "Островитяне" (1866). Особенно дорожил Лесков самобытным русским искусством иконописи, что с наибольшей силой выразилось в "Запечатленном ангеле" (1873), но проходит через всю биографию писателя. Трактат-наставление к иконному писанию "Строгоновский подлинник" определенно влияет на лесковские сочинения 1870-1890 гг. Статья Лескова находится в общем ряду с посвященными народности русской школы выступлениями писателей и историков: П. И. Мельникова-Печерского, Г. Филимонова, С. В. Максимова, Н. Я. Аристова, И. Е. Забелина и других видных деятелей культуры. Полтора десятилетия Лесков общался со старообрядческим миниатюристом-иконописцем Н. Рачейсковым ("О художном муже Никите и совоспитанных ему". - HB, 1886, N 3889, 25 дек.), выполнявшим живописные заказы писателя (см. об этом далее - ч. IV, гл. XI; ч. VI, гл. III и примеч. к ней). Любовь к живописи и другим искусствам исподволь создает определенный ассоциативный фон лесковских произведений. В позднейшие годы Лесков особо ценил В. В. Верещагина, общался с Перовым, Репиным, Серовым, Шишкиным, Дубовским, Матэ, Е. Е. Волковым, Е. Бем. Теплота отношений писателя к H. H. Ге во многом объяснялась взаимной близостью их этико-философских исканий.

    57 Не прикрепляя хронологически киевские встречи молодых лет к каким-либо датам, Лесков вспоминал в "Печерских антиках" "студентов-медиков пятого курса, которым надо было ходить в клиники военного госпиталя" (они жили "за печерским базаром" на Большой и Малой Шияновской улицах) (Лесков, т. VII, с. 160, 137). Там же упоминались цитированные А. Н. Лесковым (см. ч. II, гл. V) слова о "лицее" в "тихих куртинах верхнего сада", где шли беседы о Канте и Гегеле; а в рассказе "Овцебык" мелькает прозрачно названный "университетский город" (Киев), где герой узнал имена философа-богослова Штрауса, автора "Сущности христианства" Фейербаха, вульгарного материалиста Бюхнера и коммуниста-утописта Бабефа (см. выше ч. I, гл. III). Со студентами-медиками будущий писатель общался в Киеве особенно часто. Кроме того, в начале 50-х гг. Лесков входил в киевский религиозно-философский кружок молодежи. Члены кружка, а вместе с ними и Лесков, увлекались изданной в 1852 г. в Париже книгой Э. Ренана о средневековой арабской философии "Аверроэс

    и аверроизм". Религиозно-нравственные искания, эклектичные философские штудии изначально "программировали" прихотливо-сложную эволюцию Лескова. Киевский "новозаветный" кружок, по-видимому, в 1853 г. завершил свое существование (Горелов А. А. Из дописательской биографии И. С. Лескова. - "Прометей", т. 13. М, 1983, с. 156, 167).

    58Основное содержание "Бибиковских каламбуров" (ИРЛИ, ф. 612, N 42; копия) вошло в "Печерские антики".

    59Бракосочетание произошло 6 апреля 1853 г. (Лесков, т. XI, с. 801).

    60Скиавоне - Андреа Мельдолла (Медулич), художник венецианской школы. XVI в., далматинец по происхождению, прозванный "Скьявоне" ("Славянин"). Лесков мог быть знаком по собранию Эрмитажа с его картиной "Юпитер и Ио" (см. далее ч. VI, гл. III).

    61Дормез - спальная карета.

    62См. ч. I, гл. 3 романа "Обойденные".

    63Момент перемены отношения редакции "Русской речи" к Лескову отражен в письмах 1861 г. А. С. Суворина к М. Ф. Де-Пуле (Ежегодник 1979, ср. с. 128-134, 138 и 149, 160, 163, 181). Предположение, будто бы здесь сыграло роль исключительно "поправение" Лескова и, в частности, критика им направления "Современника", не убеждает: сотрудники "Русской речи" и в их числе Суворин, оказались втянуты в семейный лесковский конфликт; сыграла роль и финансовая задолженность Лескова московскому книготорговцу Глазунову в связи с неаккуратностью московской конторы СПч (см. письмо Лескова к С. В. Новосильцевой от 22 февр. 1864 г. - Гослитмузей, Н-в, 1028). Притом, сам же Суворин, как автор статьи "Нечто о лавочках журнала "Современник", отвергал "смехотворное направление" органа революционной демократии, и в первую очередь направленность "Полемических красот" Чернышевского (они появились в июньской книге журнала), не менее определенно (РР, 1861, N 54, 6 июля). Это согласовывалось с общей тенденцией "Русской речи".

    64Статьи начальника кафедры военной статистики Академии Генерального штаба профессора H. H. Обручева "Изнанка Крымской войны" ("Военный сборник", 1858, N 1, 2, 4) разоблачали неурядицы периода Крымской кампании в госпиталях и снабжении русской армии.

    65 Имеются в виду статьи "Параллели" агронома, писателя по вопросам сельского хозяйства И. У. Палимпсестова, проводившего аналогии между развитием быта и экономики в России и других странах. - "Русское слово", 1860, N 7, 8.

    66 Вспоминая впоследствии Восточную войну, Лесков как бы комментировал рассказ "Бесстыдник" (1877), поясняя, что критике его подвергаются не лица, но социальный механизм, превращающий человека в "крымского вора": "Общественный быт в его отношениях к событиям "крымского погрома", по словам писателя, "до сих пор еще <...> наизнанку не вывернут. Оттого, вероятно, и держится <...> неосновательное мнение, что виною наших крымских несчастий были будто одни "крымские воры", а все общество, и особенно "благороднейшая его часть - дворянское сословие, обнаруживали высокий подъем духа, доходивший до самоотвержения. На самом деле <...> и "благородное дворянство" того времени не все проявляло тогда "высокий подъем патриотического духа", а, напротив, многие его представители совершали тогда очень злые деяния, кощунственно прикрываясь "подъемом духа". Эти деяния, нимало не уступающие самым дрянным делам заштемпелеванных "крымских воров", показывают непосредственную связь "воров" с тою общественною средою, <...> с которою они состояли в живом, кровном и духовном сродстве" (Лесков Н. <Рецензия>. Потревоженные тени С. Терпигорева (Атава), т. II. СПб., 1890. - ИВ, 1890, N 12, с. 818).

    67 В учебниках географии 1830-1850 гг. приведенная формула отсутствует. Возможно, что она идет из устных рассказов о "глухой поре".

    68 Из стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Мы еще повоюем" (1882).

    69Федосеевцы (федосиевцы) - течение в беспоповщинском расколе, основанное дьяконом Феодосией Васильевым (1661-1711). Социально оппозиционные черты секты - ненависть к крепостному праву, отказ от молитвы за царя, отвержение брака - в XIX в. постепенно сходили на нет.

    70Цитата из рассказа "Железная воля" (1876) (Лесков, т. VI, с. 8).

    71А. Я. Шкотт положительно оценивается в письмах и произведениях писателя. А. Н. Лесков предполагал, что в облике Стюарта Дена из рассказа "Язвительный" отразились черты А. Я. Шкотта. Умер А. Я. Шкотт в 1860-м или начале 1861 г. 60-ти - 62-лет (ИРЛИ, ф. 642, N 383, л. 4873,об.).

    72"Второй сын" А. Я. Шкотта - Петр Александрович, "старший" - Яков Александрович.

    73Литейный мост в Петербурге строился в 1874-1879 гг.

    74В ГПБ, БАН, библиотеке ИРЛИ комплекты газет и журналов с публикациями текстов Н. С. Лескова, многие его книги и сочинения его современников имеют пометы-разъяснения и расшифровки А. Н. Лескова.

    75"Высочайшим указом" от 13 марта 1861 г. И. И. Пирогов был отрешен, "по расстроенному здоровью", от должности попечителя Киевского учебного округа. Как писал Герцен, "отставка Н. И. Пирогова - одно из мерзейших дел России дураков против Руси развивающейся" (Герцен, т. XV, с. 103). Проводы Пирогова в начале апреля 1861 г. сопровождались его чествованием. В РР (1861, N 32-33, 21 апр.) появились в связи с этим сразу два письма братьев Лесковых, журналиста и врача. Первое - из Петербурга, где представлял журнал Н. С. Лесков - без подписи, со ссылкой на авторство "нашего петербургского корреспондента" (с. 512); второе - из Киева, подписанное: "Алексей Лесков" (с. 513). Будущий писатель отмечал, что Пирогов "лечил не одни телесные раны людей; он врачевал и нравственные язвы общества; он неуклонно стремился воспитать в молодом поколении, вверенном его попечению, те человеческие стороны, которые составляют гражданскую доблесть по понятиям просвещенных людей XIX века. <...> Пирогов хотел создать из воспитанников людей". Пиетет в отношении к Пирогову проходит через всю. литературную деятельность Н. Лескова.

    76Будучи приглашен А. П. Вальтером в СМ, Лесков публикует 28 июля 1860 г. в N 29 "Заметку о зданиях", где, выходя за рамки медицинской трактовки вопросов (комментарий редакции отмечает "политико-экономическую точку зрения автора"), с болью гражданина пишет об архитектуре "городов нашего царства". В "Заметке" ощущается влияние изданного в Лондоне Герценом (1858) "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева. В N 32 от 18 августа Лесков статьей "О рабочем классе" (она имеет тот же эпиграф из "Тилемахиды", что "Путешествие") говорит о незнании медиками "гигиенических" (на деле - социально-гигиенических) условий жизни городских рабочих и требует от врачей преодолеть "литературную бездеятельность <...> в деле разоблачения общественных язв". (На статью "Заметка о зданиях" был помещен отклик "Кое-что о тюрьмах" (см., 1860, N 40 и 41 от 15 и 20 окт.) А. С. Лескова, рисовавший ужас тюремного быта, перед которым были бессильны филантропические комитеты. Николай Лесков явно выражал взгляды прогрессивного университетского кружка. Фельетон-статья "Несколько слов о врачах рекрутских присутствий" (СМ, 1860, N 36, 15 сент.), подписанный лесковским псевдонимом "Фрейшиц" (вольный стрелок), обличал "самую черную, самую грязную и постыдную, вопиющую" мзду - взятку врачей рекрутских присутствий. Эту тему продолжила статья Лескова "Несколько слов о полицейских врачах в России" (СМ, 1860, N 39, 6 окт.), где делался вывод: "...ме-

    дицинское управление наше настоятельно требует реформы" (см. ниже коммент. к ч. III, гл. 1, с. 446, сноска 3).

    77 Причины увольнения Лескова раскрыты А. И. Левандовским ("Н. С. Лесков в Киеве. (Новые материалы)". - РЛ, 1963, N 3). Статья "Несколько слов о полицейских врачах в России" вызвала гнев в столице, откуда последовало пришедшее в Киев 1 ноября 1860 г. приказание Министерства внутренних дел губернскому начальству добиться от Лескова и Вальтера, дабы они назвали взяточников поименно либо признались в клевете. Объяснительной запиской автор статьи отклонял это требование: "Общество еще до меня клеймило их (взяточников. - А.Г.) в литературных трудах Гоголя, Селиванова (теперешнего председателя уголовной палаты), Щедрина (г. Салтыкова, теперешнего губернатора)..." Одновременно Лесков, только что ставший судебным следователем по криминальным делам, расследовал дело о ночном грабеже, учиненном полицией. Попытка властей замять разбирательство постыдного преступления встречает отпор Лескова. Тогда Лескова с помощью лжесвидетеля пытаются "уличить" в попытке вымогательства взятки от подследственного и 2 ноября отстраняют от ведения следствия. Лесков в очередной записке генерал-губернатору пишет 18 ноября 1860 г., что "разоблаченная" им "корпорация полицейских чиновников" пытается "деморализовать человека, дерзавшего приподнять грязное покрывало неблаговидных <...> начал". 29 ноября генерал-губернатор Васильчиков, убедившийся в невозможности наказать Лескова за очевидным отсутствием улик, удовлетворяет просьбу Лескова об увольнении его от службы. А. Н. Лесков не знал этих фактов.

    78Лесков вновь пытается устроиться на частную службу: он зачислен в декабре 1860 г. в фирму Биккенса, занимавшуюся удобрением земель на Украине, и значится ее представителем в Киевской, Волынской и Подольской губерниях. Служба была оставлена в двадцатых числах января 1861 г. (Лeвандовський А. I. Н. С. Лесковi украiнська лiтература. Киiв, 1980, с. 31-32).

    79 А. Н. Лесков пользуется выражением отца из письма к А. С. Суворину (Лесков, т. XI, с. 388).

    Вступление
    Часть 1: 1 2 3 4 5 Прим.
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Часть 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Часть 4: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 6: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Примечания, условные сокращения
    Ал. Горелов: "Книга сына об отце"
    © 2000- NIV