• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1835"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Обойденные. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    2. Смех и горе. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    3. Островитяне. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    4. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    5. Очарованный странник. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    6. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Глава 5.
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    7. Синодальный философ. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    8. Соборяне. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    9. Некуда. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    10. Тупейный художник
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    11. Загадочный человек. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    12. Несмертельный Голован. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    13. А. Шелаева: "На ножах" - забытый роман
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    14. Старинные психопаты. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    15. Письма. Щебальскому П.К. 10 ноября 1875 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    16. Геральдический туман
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    17. Борьба за преобладание
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    18. Письма. Каткову М.Н. 29 ноября 1872 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    19. Однодум. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    20. Письма. Щебальскому П.К. 5 марта 1871 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Леон дворецкий сын
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    22. Жизнь Николая Лескова. Часть 3. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    23. Аскалонский злодей. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    24. Письма. Лаврову В.М. 28 октября 1888 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    25. Соборяне. Часть 1. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 118кб.
    26. Неоцененные услуги. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    27. Штопальщик
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    28. Печерские антики. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    29. Большие брани
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    30. Жидовская кувырколлегия
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    31. О русской иконописи
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    32. Аннинский Л.А.: Несломленный
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    33. Письма. Шубинскому С.Н. 23 июля 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    34. Мелочи архиерейской жизни. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    35. Русский драматический театр в Петербурге
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    36. Грабеж Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    37. Административная грация
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    38. Письма. Щебальскому П.К. 25 января 1869 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    39. Письма. Шубинскому С.Н. 14 июня 1886 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    40. Шерамур. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    41. Письма. Бубнову Б.М. 16 июня 1891 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    42. Детские годы. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Обойденные. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: уточняются в письме Н. С. Лескова к Н. Н. Страхову от 6 марта 1865 года: "У меня есть повесть, почти роман, вовсе не тенденциозный и совсем отделанный отчетливо,- называется "Всяк своему нраву работает",- писал Лесков (Отдел рукописей и редкой книги Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова Щедрина). Роман автобиографичен. В нем, в частности, нашли отражение впечатления от пребывания в Париже, жизненные перипетии в связи с неудачной женитьбой Лескова на Ольге Васильевне Смирновой (ее можно рассматривать как прототип жены Долинского), воспоминания о Киеве, где Лесков провел молодые годы. Вместе с тем здесь отчасти продолжается антинигилистическая линия "Некуда", о чем свидетельствуют, например, действующие в нескольких его эпизодах нигилисты с неблагозвучными фамилиями Вырвич и Шпандорчук. Полемическая заостренность ощущается в противопоставлении мастерской при магазине лесковской героини Анны Михайловны и предприятия Веры Павловны ("Что делать?" Н. Г. Чернышевского). В "Обойденных" появляется и новая для Лескова тема искусства, впоследствии ставшая одной из основных в его творчестве (в "Островитянах", "Тупейном художнике", "Чертовых куклах" и др.). Интерес писателя к истории изобразительного искусства...
    2. Смех и горе. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    Часть текста: «Смех и горе. Разнохарактерное potpourri из пестрых воспоминаний полинявшего человека. Посвящается всем находящимся не на своих местах и не при своем деле»; разбивка на главы произведена редактором «Современной летописи» П. К. Щебальским по разрешению автора; подпись: Н. Лесков. Как видно из письма Лескова Щебальскому от 7 мая 1871 года, «Смех и горе» было отправлено им в редакцию «Русского вестника» в начале 1870 года (см. «Шестидесятые годы», М.— Л., 1940, стр. 312), но публикация задержалась из-за того, что одновременно с повестью «Русский вестник» взял у Лескова роман «На ножах», начатый печатанием с № 10 «Русского вестника» за 1870 год. Лесков настаивал на скорейшем печатании повести: «Я совершенно согласен с тем, что вы говорите о печатании повести в «Летописи». Это действительно будет меледа, а не печатание, и для меня гораздо лучше видеть ее в «Русском вестнике», но только не по окончании романа, ибо в повестушке той много вещей, имеющих интерес временный... Надо печатать повесть в журнале с псевдонимом «Меркул Праотцев», или же в «Летописи» с моею настоящей фамилией, но во всяком случае немедленно, не ожидая окончания романа... Там ли, сям ли, но скорее, а то она уж и так выдыхается». («Шестидесятые годы», стр. 304. Письмо к П. К. Щебальскому от 19 декабря 1870 года). Из этого письма следует, что в это время повесть вся целиком находилась в распоряжении редакции. Во время печатания ее в «Современной летописи» Лесков неоднократно предлагал Щебальскому внести некоторые изменения в текст, однако, за небольшими исключениями, эти просьбы его не были удовлетворены. Так, в письме от 12 января 1871 года он пишет Щебальскому: «... Земно вам кланяюсь и прошу вас неотступно вложить в...
    3. Островитяне. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: готова только одна первая часть» (А. Лесков. Жизнь Н. С. Лескова. М., 1954, стр. 187). Предполагать, что «Островитяне» писались ранее, нет никаких оснований, так как в 1865 году Лесков был занят работой над большим романом «Обойденные» («Отечественные записки», 1865, сентябрь — декабрь) и, возможно, над повестью «Воительница». Кроме того, в романе упоминается о событиях общественной и театральной жизни (открытие окружного суда, театральные премьеры и т. д.), происходивших зимой 1865—1866 года. Действие романа в основной своей части отнесено автором к началу 1860-х годов. Так, Шульц едет в Германию за женихом для Манички «месяца за полтора перед лондонской всемирной выставкой» — то есть в марте 1862 года, так как открытие выставки произошло 1 мая. Завершаются события в романе к лету 1866 года: в последней главе упоминается приход американского броненосца в Петербург. В «Островитянах», как и в предыдущем большом романе — «Обойденные», Лесков отходит от памфлетности и «фотографичности» «Некуда», где многие прототипы очень легко узнавали себя в героях романа. Начатое в «Воительнице» изучение петербургских типов Лесков продолжал в «Островитянах», где дана картина нравов петербургских немцев, семей Норков и Шульцев. В газетах и мелких журналах 1863—1865 годов помещалось много очерков о жизни окраин Петербурга (Песков, Выборгской стороны, Васильевского острова), тогда еще живших своеобразной жизнью. Так, в фельетоне «С Васильевского острова» («Петербургский листок», 1864, № 21, 25 апреля) говорилось: «Посмотришь, за Невой к полуночи все еще светло, все движется, везде слышен гул экипажей... А у нас — мрак, тишина и инерция, и только по набережной да в первых линиях заметны признаки жизни». Эта нравоописательная часть «Островитян» представляет собой своеобразный «этнографический очерк». Другая линия романа — изображение художника Истомина и его...
    4. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: Из стихотворения Д. В. Веневитинова "Поэт и друг" (1827). 2 Имеется также копия свидетельства о рождении в делах Орловской гимназии ( ГАОО, ф. 64. оп. 1, ед. хр. 1700, N 8371). 3 В 1861 г. Лесков опубликовал под псевдонимом "В. Пересветов" статью "О замечательном, но неблаготворном направлении некоторых современных писателей" ( РР, N 60, 27 июля). 4 "Прочитал теперь Гелленбаха, который мне попался под руку перед выездом из Петербурга. <...> Пять лет тому назад он мне ничего не открывал, а теперь я извлек из него много отрады и утешения", - писал Лесков Л. Толстому 20 июня 1891 г. из Усть-Нарвы ( Лесков, т. XI, с. 493). Книга Людвига фон Гелленбаха сохранилась в библиотеке писателя (см.: Афонин Л. Н. Книги из библиотеки Лескова в Государственном музее И. С. Тургенева. - ЛН , т. 87, с. 150-151). 5 Из "Песни духов над водами" (1779) И.-В. Гете. 6 Из ч. I "Фауста" (1808) И.-В. Гете (сцена "У ворот", пер. Н. А. Холодковского). 7 Почти то же наблюдал в Воронеже николаевской поры ровесник...
    5. Очарованный странник. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: и по отдельному изданию («Очарованный странник. Рассказ Н. С. Лескова», СПб., 1874). Повесть «Очарованный странник» (по Лескову — «рассказ»); была, по всей вероятности, задумана после летней поездки Н. С. Лескова в 1872 году по Ладожскому озеру, давшей ему материал для последней части «Очарованного странника». В первоначальном виде под названием «Черноземный Телемак» рассказ был послан в «Русский вестник», по-видимому в начале 1873 года. 8 мая 1873 года Н. А. Любимов сообщил Лескову отказ Каткова: «Михаил Никифорович прочел «Черноземного Телемака» и после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как, например, о Филарете и св. Сергии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо действительности возможного и происходящего... Он советует вам подождать печатать эту вещь, самый мотив которой может, по его мнению, выделаться во что-либо хорошее» (см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 296). В письме к Щебальскому («Шестидесятые годы», Стр. 327, письмо от 4 января 1873 г.), отвечая на его критические замечания об «Очарованном страннике», Лесков писал уже после публикации повести, имея в виду мнение редакции «Русского вестника» вообще: «Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка,...
    6. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Глава 5.
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: и скупо рассказывала она, с каким страхом одевала и причесывала по утрам свою "молодую барыню", мать писателя. Но дальше этого не шла. Все, однако, знали, что владелица ее в свое время была с нею не мягче, если не нетерпеливее, чем с другими своими крепостными. Жила память о том, что, придя в возраст, она как-то упала в ноги своей, младшей ее на год, суровой барыне, прося разрешения на выход замуж за избранника ее сердца. Марья Петровна ее выбора не одобрила и указала на другого жениха, в свою очередь нелюбезного Аннушке. Понуждения, по счастию, не последовало, и дело, казалось, заглохло. Но вдруг, при одной из недалеких поездок Лесковых, через силу таившаяся Аннушка с закушенным стоном соскочила с козел и тут же, в придорожной канаве, родила. Ребенок не то был мертв, не то скоро умер, а она свековала дальше уже целиком вне личной жизни, в семье своих "господ", не оставив эту семью даже и после "воли". Да и куда было ей идти, пятидесятилетней одинокой старухе? Так и жила, пережив на двадцать пять лет свою строгую барыню и перехоронив вообще весь взрощенный ею лесковский выводок. В рассказе Лескова "Несмертельный Голован" приведена, якобы дневниковая, запись его бабушки Акилины Васильевны Алферьевой о том, как 26 мая 1835 года сорвавшаяся с цепи бешеная собака Рябка бросилась "на грудцы...
    7. Синодальный философ. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: Вопреки воле писателя редактор "Нового времени" А. С. Суворин исключил из "Синодального философа" три очерка - "Элоиза и Абеляр", "Пчелка", "Распашная Мессалина". По этому поводу Лесков изъявил Суворину свое возмущение в письме от 7 января 1883 г.: "Вы начинаете серию чего-нибудь и потом обрываете.... Я "Мелочи архиерейской жизни" потому отдал на сторону, чтобы не иметь досадительных хлопот, которые тоже, наверное, окончились бы перерывом" - ИРЛИ АН СССР (Пушкинский Дом). Приводим полностью эти три небольших очерка (следовали перед "Очаровательной смолянкой"), реставрируя тем самым лесковский цикл: Картины прошлого Брачные истории тридцатых годов По запискам синодальною секретаря В старину живали деды Веселей своих внучат. II. Элоиза и Абеляр Предлежащая история нежна и трогательна, а в то же время немножко и глупа. Синодальный летописец отмечает ее в своей хронике бесстрастными и угнетенно краткими штрихами в лапидарном стиле, соответствующем литературной манере короля баварского, но сердце чувствует за...
    8. Соборяне. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    Часть текста: из «Русского вестника». Ни одно из больших произведений Лескова не испытало столько трудностей при печатании, сколько пришлось вытерпеть «Соборянам». Это, в свою очередь, очень усложнило работу писателя и помешало осуществлению его обширного замысла во всей полноте. В первоначальном виде «Соборяне» назывались «Чающие движения воды. Романическая хроника». На этом жанровом определении Лесков очень настаивал. В письме к А. А. Краевскому в начале осени 1866 года он писал: «Усердно прошу Вас... в объявлении при следующей книжке не печатать «большое беллетристическое произведение», а объявить, прямо... «Романическая хроника» — «Чающие движения воды», ибо это будет хроника, а не роман. Так она была задумана, и так она и растет по милости божией. Вещь у нас мало привычная, но зато и поучимся» («Шестидесятые годы», изд. АН СССР, М. — Л., 1940, стр. 293). Работу над своей «романической хроникой» Лесков, по-видимому, начал в первой половине 1868 года. В июле этого года была готова первая часть. Тогда же была достигнута договоренность с Краевским, и в марте 1867 года в «Отечественных записках» началось печатание «Чающих движения воды». В «Отечественных записках» хронике был предпослан эпиграф из евангелия от Иоанна: «В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды». Эпиграф этот взят Лесковым из евангельского рассказа о больных, собиравшихся возле водоема, к которому по временам сходил ангел, возмущал воду, и тогда эта вода исцеляла больных. В письме в Литературный фонд (20 мая 1867 г.) Лесков так разъяснял свой замысел: «... я имею в виду выставить нынешние типы и нынешние положения людей, «чающих движения» легального, мирного, тихого... » (А. Лесков» Жизнь Николая Лескова, М., 1954, стр. 189). Печатание «Чающих движения воды» в «Отечественных записках» было...
    9. Некуда. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: судей помиловать Кимона. Сюжет этот широко разработан в живописи. В России наибольшей известностью пользовалась картина великого фламандского художника Петера Пауля Рубенса (1577—1640) под названием «Отцелюбие римлянки» (ок. 1612), приобретенная Екатериной II для Эрмитажа. Другую картину, названную «Дочерняя любовь», написал в России французский художник Луи-Жан-Франсуа Лагрене (1725—1805) в бытность его профессором С.-Петербургской Академии художеств (1760—1763). В 1862 году снимок с гравюры картины, выполненной русским гравером Серебреницким (1770), был помещен в журнале «Иллюстрация» (№ 204). Престол — религиозный праздник в честь «святого», по имени которого назван монастырь. Полонез (франц.) — польский торжественный танец. Порт-букет (франц.) — подставка для подносимого цветочного букета. «Судьба моя решена самым печальным образом...» — Речь идет о расправе Николая I с участниками восстания 14 декабря 1825 года. По смыслу письма автор его — декабрист — был приговорен к ссылке в Сибирь на каторжные работы. ...теплой заступнице мира...
    10. Тупейный художник
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    Часть текста: состоянии их отлетевших душ. Было несколько степеней этого искусства, — я помню, три: «1) спокойствие, 2) возвышенное созерцание и 3) блаженство непосредственного собеседования с богом». Слава художника отвечала высокому совершенству его работы, то есть была огромна, но, к сожалению, художник погиб жертвою грубой толпы, не уважавшей свободы художественного творчества. Он был убит камнями за то, что усвоил «выражение блаженного собеседования с богом» лицу одного умершего фальшивого банкира, который обобрал весь город. Осчастливленные наследники плута таким заказом хотели выразить свою признательность усопшему родственнику, а художественному исполнителю это стоило жизни... Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси. ГЛАВА ВТОРАЯ Моего младшего брата нянчила высокая, сухая, но очень стройная старушка, которую звали Любовь Онисимовна. Она была из прежних актрис бывшего орловского театра графа Каменского, и все, что я далее расскажу, происходило тоже в Орле, во дни моего отрочества. Брат моложе меня на семь лет; следовательно, когда ему было два года и он находился на руках у Любови Онисимовны, мне минуло уже лет ...