• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Мелочи архиерейской жизни. Примечания.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16
    Примечания
    Архиерейские объезды



    Примечания

    МЕЛОЧИ АРХИЕРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ

    Печатается по тексту одного из немногих сохранившихся экземпляров сожженного издания: Н. С. Лесков, Собрание сочинений, т. VI, Спб., 1889, стр. 245—510 (экземпляр Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, из библиотеки А. С. Суворина (шифр: 18, 340а. 4. 40—6). Глава 9-я в этом издании по ошибке повторена трижды; нами дана исправленная, последовательная нумерация всех глав. Впервые — в газете «Новости», 1878, 14 сентября, № 236, 18 сентября, № 239, 19 сентября, № 240, 23 сентября, № 244, 28 сентября, № 248, 4 октября, № 253, 11 октября, № 259, 17 октября, № 265, 25 октября, № 272, 31 октября, № 278, 7 ноября, № 285, 14 ноября, № 292, 20 ноября, № 298. Глава XII под заглавием: «Владычий взгляд на военное красноречие», и глава XIII под заглавием: «Случай с генералом у митрополита Филарета» — впервые: «Исторический вестник», 1880, № 6, стр. 255— 267, глава XIV под заглавием: «Митрополит Исидор в его литературных интересах» — там же, стр. 326—332.

    Полностью со значительными исправлениями перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. И. Л. Тузоза, 1879, 228 стр., и «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2-е, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное, с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. I— II и 1—186 (в этом издании в качестве приложения перепечатаны очерки: «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд» и «Русское тайнобрачие»). Кроме того, в «Библиографии сочинений Н. С. Лескова. За тридцать лет (1860—1889)», составленной П. В. Быковым (приложена к тому X «Собрания сочинений» изд. 1890), на стр. XXIV указано еще одно издание, разнящееся от второго только числом страниц (302 вместо 306). В ленинградских книгохранилищах обнаружить это издание не удалось.

    Не включались Лесковым и не введены в настоящий том две полемических заметки — ответы критикам «Мелочей архиерейской жизни» Е. А. Попову и А. И. Предтеченскому. 1) «Из мелочей архиерейской жизни» — «Новое время», 1879, 5 ноября, № 1325, стр. 2 (без подписи), и 2) «Последнее слово о «Мелочах». Письмо в редакцию» — там же, 10 ноября, № 1330, стр. 3.

    Кроме того, Лесковым в течение ряда лет на страницах различных газет и журналов многократно печатались статьи и заметки, посвященные жизни русского православного духовенства, в том числе и архиереев: в отдельное издание Лесков их не включал (перечень их см. в назв. библиографии П. В. Быкова).

    Отношение Лескова к религии, и в частности к русской православной церкви, было сложным и во многом противоречивым. Но каковы бы ни были субъективные намерения писателя, 1 его книга оказалась обличительной. Она по праву заняла одно из первых мест в литературе о русском духовенстве: документальный характер книги придавал ей значение обвинительного акта, а мастерство писателя позволило создать яркие художественные образы. Книга Лескова разоблачала не только отдельных лиц, но подбором множества разнообразных фактов создавала типы современных ему высших и низших священников. Они предстают перед читателем как алчные, властолюбивые и корыстолюбивые владыки, давно потерявшие связь с народом и не принимающие никакого участия в его духовной жизни; склочники, бюрократы и ханжи, утратившие подлинную веру, они нещадно эксплуатируют низшую, безраздельно подчиненную им массу мелкого бесправного духовенства. Но и эту темную и забитую массу Лесков рисует достаточно мрачными красками: невежество, пьянство, растраты, взяточничество и вымогательство, также при полном отсутствии веры, и без внешней маскировки, как у старших, характеризуют ее в полной мере.

    Сбрасывая покров святости, Лесков рисует архиереев как обыкновенных людей; официальная церковь негодовала по поводу «непочтительного» характера описания жизни и быта духовных владык («архиерейские запоры», «припадки... геморроидального свойства», «желудочные недомогания»).

    7 января 1881 года Лесков писал И. С. Аксакову: «Я никогда не осмеивал сана духовного, но я рисовал его носителей здраво и реально, и в этом не числю за собою вины... В одних «Мелочах арх. жизни» я погрешил (по неведению), представив архиереев, как писал мне один умный владыка, «лучше, чем они есть на самом деле». Вы говорите: «их надо дубьем... » А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся... » (Не издано. Архив Института русской литературы Академии наук СССР, фонд 3, опись 4, № 337, лист 3.)

    Духовное ведомство рисуется как бюрократическое и скопидомное управление, неспособное по-настоящему откликаться на запросы жизни (вопрос о браке и др.); нескрываемой иронией звучат строки о чудесах и об очереди мертвых иерархов церкви на открытие их мощей и т. д.

    На фоне всего этого отдельные положительные образы ярких и своеобразных людей, нарисованные Лесковым с подлинной любовью и симпатией, воспринимаются не более как исключения.

    Нет ничего удивительного, что уже печатание «Мелочей архиерейской жизни» в «Новостях» вызвало целый ряд резко отрицательных отзывов в периодической печати. Выход в 1879 и 1880 годах подряд двумя изданиями имевшей значительный успех книги определил отношение к ней русской критики.

    Положительно отозвались о «Мелочах... » «Отечественные записки». Они отметили несомненный интерес книги, знакомившей русского читателя «с малоизвестным бытом» (1879, № 4, стр. 201— 204, без подписи). Более определенно выразиться журнал, конечно, не мог.

    Из ряда отзывов заслуживает быть отмеченным отзыв «Молвы». «Нам далеко не симпатичны,— читаем в этом отзыве,— скажем, даже просто антипатичны, тенденции г. Стебницкого, которыми он постоянно портил лучшие свои вещи и за которые справедливо подвергался нападкам прогрессивной части нашей прессы, но отказать ему в даровании, даже довольно значительном, мы никак не решимся». В отзыве отмечен анекдотический по преимуществу характер рассказов. Тем не менее «большая часть сообщаемых автором фактов крайне характеристична, и личности архиереев очерчены у него большей частью очень рельефно... Книга его, без сомнения, найдет себе массу читателей» (1879, 26 марта, № 83, стр. 1—2, подписано — ***).

    Положительны были и отзывы журнала «Слово» (1879, № 5, стр. 148—157, Б. Л. (Б. П. Онгирского?) и газеты «Новое время» (1880, 31 октября, № 1680, стр. 3, без подписи). «Современные известия» ограничились простым изложением содержания книги (1881, 9 февраля, № 39, стр. 2, без подписи).

    Некоторые периодические издания отнеслись к книге сдержанно-положительно и, для того чтобы ослабить впечатление от разоблачений, обвинили Лескова в анекдотичности и мелочности: общие выводы, на основании приведенного материала, они считали невозможными. Так, в другом отзыве «Нового времени» выражено недовольство тем, что Лесков ничего не пишет о современном духовенстве, а посвящает свои очерки прошлым временам. Книга признается интересной, «но от автора «Соборян»... мы вправе ожидать, чтобы он, не покидая избранной сферы исследования, не разменивался на «мелочи», а дал ряд крупных сцен и типов» (1879, 30 марта, № 1108, стр. 3, подписано — Н. К.). «Вестник Европы» указывал, что книга занимательна, «но с более общей точки зрения книга г. Лескова очень не удовлетворяет, в ней есть и большие неполноты и неловкости. Отдельные положительные личности не составляют еще типа», а Лесков хочет обобщить свою «защиту», но не подымается до общего вопроса о положении церкви и духовенства. В книге много длиннот, «автор увлекся беллетристикой и ввел много лишнего и растянутого, без чего сюжет мог легко обойтись». В языке также много «излишеств» (1879, № 12, стр. 822—830, без подписи; ср. аналогичный, но более короткий отзыв в № 8 на стр. 3 обложки. Примерно того же характера отзыв «Сына отечества», 1879, 14 и 16 марта, №№ 60 и 62, стр. 1—2, без подписи).

    Если, как видим, либеральная пресса хотя и с оговорками, но признавала достоинства очерков Лескова, то совсем иную позицию заняла правая, в основном церковная печать. Нет надобности приводить все отзывы, достаточно отметить некоторые характерные. Так, Никанор, епископ уфимский, немедленно же по выходе книги Лескова напечатал в «Церковно-общественном вестнике» большую статью «Памяти преосвященного Смарагда». В ней автор всячески стремится доказать лживость написанного Лесковым, прибегая даже к свидетельским показаниям. Его статья снабжена дополнительными подписями еще трех «свидетелей», подтверждающих истину сказанного епископом (1879, 2 и 4 марта, №№ 26 и 27, стр. 3—5 и 2—4). Никанору вторил Ионафан, епископ ярославский и ростовский. В том же журнале он тоже напечатал свои «Воспоминания о преосвященном епископе Смарагде»; он «опровергал» Лескова, но между прочим сообщил, что Смарагд не любил «прогрессистов-вольнодумов»: с ними «он был грозен и не щадил жезла своего» (21 марта, № 34, стр. 5—6).

    Статья Никанора была перепечатана в «Церковном вестнике» в составе другой статьи, названной «Непоправимо-позоримая честь». «В последнее время,— читаем в этой статье,— вышла целая книга, спекулирующая на лесть грубо эгоистическим инстинктам малоразвитой толпы. Составленная по преимуществу из сплетен низшего разбора, она без застенчивости забрасывает грязью и клеветой досточтимых представителей русской церкви» (1879, 24 марта, № 12—13, часть неофициальная, стр. 7—10, без подписи).

    Особенно бурную деятельность по «разоблачению» Лескова проявил протоиерей Е. А. Попов. В книге «Великопермская и пермская епархия. 1379—1879» (Пермь, 1879, стр. 306—319) он посвятил ряд страниц книге Лескова. Его разоблачения были признаны настолько важными, что соответствующая, полемическая часть книги были перепечатана в «Пермских епархиальных ведомостях» (1880, № 23, часть неофициальная, стр. 232—242, без подписи).

    Все эти (и многие другие) отзывы предопределили судьбу книги, когда Лесков спустя десять лет рискнул повторить ее в составе собрания сочинений.

    Отпечатанная тиражом в 2200 экземпляров книга была представлена в С.-Петербургский цензурный комитет 14 августа 1889 года.2

    Уже 18 августа, по докладу цензора С. И. Коссовича, книга была задержана гражданской цензурой. С.-Петербургский цензурный комитет нашел, что Лесков выставляет в крайне неблагоприятном свете высшее и низшее духовенство и что он одних попов обвиняет «в непомерной гордыне и себялюбии, других в любостяжании, драчливости и распутстве... Все многочисленные пороки высшего духовенства возбуждают нелюбовь к ним народа, выражающуюся, по указаниям автора, в изображении на картине Страшного суда архиереев, охваченных одной цепью с корыстолюбивым Иудой... Отзывы о мощах «проникнуты тонким ядом кощунства». Комитет считал, что в конце третьей части содержится «дикий мистико-революционный бред». Вообще, «вся шестая книга сочинений Лескова, несмотря на неоспоримую общую благонамеренность автора, оказывается, к сожалению, дерзким памфлетом и на церковное управление в России и на растление нравов нашего духовенства» и представляет «дело православия как бы погибающим. Для колеблющихся в делах веры его книга может оказаться крайне вредною, хотя бы и мимо воли самого писателя». 3

    Вскоре (22 сентября) против книги высказалась также и духовная цензура. 29 сентября обо всем этом С.-Петербургский цензурный комитет донес Главному управлению по делам печати, который окончательно и запретил книгу.

    19 октября 1889 года старший инспектор по типографиям хотел приступить к вырезке из отпечатанного тома «Мелочей архиерейской жизни», сохранив «Захудалый род» и «Сеничкин яд», но владелец типографии А. С. Суворин не допустил вырезок, а просил опечатать весь тираж. Очевидно, он еще надеялся отстоять книгу в высших инстанциях. Однако именно высшие инстанции (К. П. Победоносцев, Е. М. Феоктистов, Т. И. Филиппов к др.) были решительно настроены против автора книги, и Суворину пришлось согласиться на вырезки. Они пролежали несколько лет опечатанными и в ноябре 1893 года были сожжены.4 Лишь восемь полных экземпляров книги были отосланы в С.-Петербургский цензурный комитет. Один из них был передан в Публичную библиотеку, а остальные постепенно разошлись по рукам.5

    10 ноября дополнительно были конфискованы отпечатанные по просьбе Лескова особые вклейки в следующий, седьмой том, вышедший в свет раньше шестого: «Седьмой том Сочинений Н. С. Лескова выходит прежде шестого тома по независящим от издателя обстоятельствам».

    Шестой том собрания сочинений в новом составе вышел из печати и был роздан подписчикам последним (после десятого тома).

    Лесков чрезвычайно болезненно воспринимал катастрофу с книгой. Он не раз утверждал, что мучившую его последние годы жизни астму он получил на лестнице у Суворина, узнав о том, что шестой том окончательно приговорен к сожжению.

    «Подоспела досада, которая не дает мне духа, чтобы говорить о чем бы то ни было весело и пространно: благодетельное учреждение арестовало VI-й том собрания моих сочинений, состоящий из вещей, которые все были в печати. Это том в 51 лист. 6 Вы можете себе представить состояние моего духа»,— писал Лесков В. А. Гольцеву 5 сентября 1889 года («Голос минувшего», 1916, № 7—8, стр. 402—403).

    19 сентября Лесков писал зятю Н. П. Крохину: «У меня арестован VI-й том, и это составляет и огромный убыток, и досаду, и унижение от сознания силы беззакония» (цит. по книге А. Лескова «Жизнь Николая Лескова», стр. 577).

    5 октября 1889 же года — Л. Б. Бертенсону: «Попы толстопузые» поусердствовали, и весь VI том мой измазали. Исчеркали даже роман «Захудалый род», печатавшийся у Каткова... Вот каково «муженеистовство»! Это то, что Мицкевич удачно назвал «kaskady tyranstwa»... Какие от этого облатки и пилюли принимать надо? Что за подлое самочинство и самовластие со стороны всякого прохвоста» («Русская мысль», 1915, № 10, стр. 90).

    В Конст<антиновском> воен<ном> уч<илище> офицер донес на юнкера, что тот «имел книгу: «Мелочи архиерейской жизни».

    Юнкера посадили под арест»,— сообщает Лесков в письме Л. Н. Толстому 12 января 1891 года («Письма Толстого и к Толстому. Юбилейный сборник», М.—Л., Госиздат, 1928, стр. 89).

    «Мелочи архиерейской жизни» были признаны неблагонадежным сочинением и до 1905 года числились в списке книг запрещенных к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях.

    В посмертных собраниях сочинений 1897 и 1902—1903 годов «Мелочи архиерейской жизни» печатались со значительными сокращениями и искажениями текста. 7 В советское время главы 1—4 (по тексту издания 1880 г.) перепечатывались в Избранных сочинениях под ред. Б. М. Другова (М.—Л., «Academia», 1937, стр. 237—264) и в «Избранных произведениях... » (т. II, Петрозаводск, Гос. изд. Карело-Финской ССР, 1952, стр. 328—359).

    В настоящем издании, после 1880 года, то есть через 77 лет, впервые полностью перепечатывается текст одного из замечательных произведений Лескова.

    Нет ни одного государства... и т. д. — Эпиграф с существенными неточностями взят Лесковым из книги: «Народная гордость», пер. с франц., М., изд. Типографической компании, 1788. Лесков точно воспроизвел начало эпиграфа из текста, находящегося на стр. 6 назв. книги: «Нет ни одного государства, в котором бы не находились превосходные мужи во всяком роде». Остальная часть цитаты восходит к стр. 3 (с большими неточностями). В подлиннике: «Всякий человек почитает себя почему-нибудь выше других и смотрит с гордым сожалением на все, вне его находящееся». Автор книги — прогрессивный философ и врач Иоанн-Георг Циммерман (1728—1795). Русский перевод книги за свободомыслие был запрещен, и издание вызвало для издателя — Н. И. Новикова и его друзей — ряд неприятностей.

    В течение 1878 года русскою печатью сообщено очень много интересных и характерных анекдотов о некоторых из наших архиереев.— Это обилие статей связано с обсуждавшимся в это время проектом церковной реформы.

    Никодим — см. стр. 660.

    ... у нас не любили черного духовенства... — Черным духовенством называется монашествующее духовенство, давшее обет целомудрия и безбрачия, в отличие от белого (протоиереи, дьяконы, причетники), которым разрешен брак.

    Смарагд Крижановский (ум. в 1863 г.) — архиерей в Орле в 1844—1858 годах.

    «Ужасный Бруевич» — сын священника из Могилева Бонч-Бруевич (см. статью епископа Никанора «Памяти преосвященного Смарагда» — «Церковно-общественный вестник», 1879, 4 марта, № 27, стр. 4). Никанор всячески старается защитить Бруевича.

    ... я видал губернатора, князя Петра Ивановича Трубецкого... — Князь П. И. Трубецкой (1798—1871) был орловским губернатором в 1841—1849 годах. Лесков писал о Трубецком также в рассказе «Умершее сословие» (см. наст. изд. т. 8).

    ... его супругу, княгиню Трубецкую, рожденную Витгенштейн... — дочь фельдмаршала П. Х. Витгенштейна — Э. П. Сайн-Витгенштейн-Берлебург (1801—1869).

    Вечный жид Агасфер — по преданию, еврей, прогнавший Христа, когда он хотел отдохнуть по пути на Голгофу, и за это обреченный бесприютно странствовать до дня Страшного суда.

    Зоил — греческий ритор (III в. до н. э), занимавшийся порицанием Гомера. Его имя сделалось нарицательным прозвищем несправедливого, озлобленного критика.

    «Валентиновская» сабля — может быть, Лесков имеет в виду саблю Валентина, брата Маргариты, в опере «Фауст»; Мефистофель убивает Валентина на дуэли.

    Игреняя — особая масть (рыжая, с гривой и хвостом светлее стана).

    ... вертинар за регистры подарил... — то есть ветеринар подарил за какие-то письменные работы.

    ... гулял в нем... до Алексея божия человека... — то есть до 17 марта ст. ст.

    Термин — здесь в значении: срок.

    Троицын день, или пятидесятница — православный праздник в пятидесятый день после пасхи.

    ... мы забирались читать Веверлея... — «Веверлей» — один из наиболее популярных романов Вальтера Скотта, неоднократно переводившийся на русский язык.

    ... имел сношения с случайными людьми архиерейского дома. — Лесков употребляет слово «случайный» в его старинном значении, то есть: с находившимися в случае, в милости, в фаворе.

    Исав — по библейскому преданию, старший сын Исаака и Ревекки, продавший свое первородство брату за чечевичную похлебку.

    Шлык — шапка.

    ... со всею ордою провожатых, коих Петр Великий в своем регламенте именовал «несытыми скотинами». — Здесь и далее Лесков имеет в виду написанный Феофаном Прокоповичем и отредактированный Петром I в 1721 году «Регламент или устав духовной коллегии»: «ибо слуги архиерейские обычно бывают лакомые скотины и где видят власть своего владыки, так с великою гордостию и бесстудием, как татаре на похищение, устремляются» (Полное собрание законов Российской империи с 1649 г., т. VI, СПб., 1830, № 3718, стр. 329). Эти слова Лесков неоднократно использовал в «Мелочах архиерейской жизни» и в ряде других произведений, в том числе и в «Соборянах».

    В<арлаам> (Успенский, ум. в 1876 г.) был архиереем в Пензе в 1854—1862 годах.

    ... соборного протоиерея О—на... — Вероятно, у Лескова ошибка или опечатка. Протоиереем кафедрального собора в Пензе был в это время Ф. П. Островидов («Справочная книжка Пензенской губернии на 1858 год», Пенза, 1858, стр. 53).

    Об этом владыке... — Речь идёт о митрополите Филарете (Дроздове); о нём см. на стр. 634.

    Солея — возвышение в церкви перед царскими вратами.

    Ктитор — церковный староста.

    У графини В<исконти>, дочери известного партизана Дениса Давыдова... — Криптоним раскрыт на основании указания в книге Л. Ростопчиной «Семейная хроника (1812 г.)», М., без года, стр. 258.

    Дарбуа, Жорж (1813—1871) — с 1863 года архиепископ парижский.

    Фабий Кунктатор — римский консул (III в. до н. э.); получил свое прозвище (Медлитель) за применение по отношению к противнику тактики изматывания.

    Иоанн Смоленский (Соколов, 1818—1869) — известный богослов и проповедник, останавливавшийся в своих проповедях на вопросах современности (например, освобождении крестьян) в более или менее либеральном духе.

    ... два нумера «Домашней беседы» г. Аскоченского... — «Домашняя беседа» — журнал, издававшийся в Петербурге в 1858—1877 годах реакционнейшим публицистом В. И. Аскоченским (1813—1879).

    Иннокентий Таврический (Борисов) (1800—1857) — знаменитый богослов и духовный писатель, с 1848 года архиепископ херсонский и таврический. Упоминаемое Лесковым письмо Иннокентия к видному украинскому ботанику, публицисту и писателю М. А. Максимовичу (1804—1873) от 29 февраля 1868 года находится в книге М. Максимовича «Письма о Киеве и воспоминание о Тавриде», СПб., 1871, стр. 43—44. Об изданных посмертно сочинениях Иннокентия Лесков напечатал рецензии в «Литовских епархиальных ведомостях», 1872, № 4 и в газете «Русский мир», 1871, № 112, 1872, № 96.

    Флуранс, Мари-Жан-Пьер (1794—1867) — известный французский физиолог.

    Августин (Сахаров, 1768—1841) — епископ уфимский в 1806—1857 годах.

    Филарет Амфитеатров (1779—1857) — митрополит киевский в 1837—1857 годах.

    «Воспитаньем, слава богу, у нас не мудрено блеснуть» — цитата из «Евгения Онегина» (гл. I, строфа 5).

    ... одна из именуемых петровским регламентом «несытых архиерейских скотин»... — см. примечание на стр. 671.

    Усменный — кожаный.

    ... но вышло, что я ошибся. — Цитируемые Лесковым слова содержатся в «Московских письмах» назв. Лесковым газеты (подп. криптонимом «А. Дм.»)

    Григорий (Постников, 1784—1860) — был епископом в Калуге в 1825—1829 годах.

    Филарет Филаретов (1824—1882) — епископ уманский в Киеве и второй викарий киевский в 1874—1877 годах; затем до смерти — епископ рижский.

    Филарет Гумилевский (1805—1866) — богослов, историк церкви, епископ рижский, а потом харьковский и черниговский.

    ... духа времени, который... по прекрасному выражению И. С. Тургенева, оказывает на всех неодолимое давление, побуждая всякое величие опрощаться. — Лесков очень неточно цитирует слова Тургенева в предисловии к собранию романов в издании 1880 года: «я стремился, насколько хватало сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time <самый образ и давление времени>». — И. С. Тургенев. Сочинения, т. XII, 1933, стр. 296.

    «Жизнь, по выражению поэта (И. С. Никитина), изнывает в заботе о хлебе» — неточная цитата из стихотворения «Детство веселое, детские грезы... » (1858).

    ... «одной с ними жизнью дышать и внимать их сердец трепетанью» — неточная цитата из стихотворения Е. А. Баратынского «На смерть Гете»:

    С природой одною он жизнью дышал,
    Ручья разумел лепетанье.

    Мой родной брат... — брат Лескова — Алексей Семенович, известный киевский врач (1837—1909).

    Порфирий Успенский (1804—1885) — епископ Чигиринский в 1865—1878 годы, жил (как и все Чигиринские епископы) в Киеве.

    Макарий литовский (Булгаков, 1816—1882) — историк церкви, московский митрополит с 1879 года и до смерти.

    ... как живший в Задонске Тихон... — см. примечание на стр. 661.

    ... со слов... Гудовского... — И. В. Гудовский с 1849 года имел звание неклассного художника по исторической и портретной живописи.

    Арсений — см. стр. 674.

    Академик Солнцев, Ф. Г. (1801—1892) — археолог и живописец, с 1835 года академик Академии художеств. С 1843 года и до 1853 он работал в Киеве; открыл там фрески XI века в Софийском соборе и принимал участие в их реставрации. См. П. Лебединцев, Возобновление Киево-Софийского собора в 1843—1853 гг. Киев, 1879.

    Пешехонов, Иван — незначительный живописец 1850—1870-х годов.

    Лассировка — особый прием живописной техники, при котором поверх основных густых тонов наносятся прозрачные краски.

    ... см. письма, изд. А. Н. Муравьевым... — Лесков имеет в виду следующее издание: «Письма митрополита московского Филарета к А. Н. М. 1832—1867», Киев, 1869. Письма обращены к известному духовному писателю и поэту А. Н. Муравьеву (1806—1874). О нем Лесков писал в статьях: «Синодальные персоны» — «Исторический вестник», 1882, № 11, и «Таинственные предвестия» — «Новь», 1885, т. III, № 12, стр. 613—628.

    С. П. Алферьев (1816—1884) — профессор медицинского факультета Киевского университета в 1844—1864 годах, дядя Лескова по матери. «В доме дяди,— писал Лесков впоследствии,—

    ... я встречался почти со всеми профессорами тогдашнего университетского кружка и, несмотря на мою едва начавшуюся юность, пользовался от некоторых из них благорасположением и даже доверием» («Исторический вестник», 1882, № 10, стр. 441). Вероятно, с помощью Алферьева Лесков посещал некоторые лекции в университете.

    Н. Я. Чернобаев (1797—1868) — генерал-штаб-доктор войск 4-го и 5-го пехотного корпуса во время Крымской кампании, видный деятель отечественной медицины.

    Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792—1870) — генерал-губернатор в Киеве в 1837—1852 годах.

    Исидор (Никольский, 1799—1892) — митрополит киевский в 1858—1860 годах; см. также стр. 678.

    Арсений (Москвин, 1795—1876) — митрополит киевский в 1860—1876 годах.

    Филофей (Успенский, 1808—1882) — митрополит киевский в 1876—1882 годах.

    Штунда — см. стр. 639.

    Мельхиседек. — Бывший настоятель Киевского Николаевского монастыря, архимандрит Мельхиседек утонул 26 августа 1878 года во время прогулки по Днепру. Его сопровождало довольно большое общество — до 20 человек, в том числе «дамы с детьми и прислугой», как сообщалось в газетах («Церковно-общественный вестник», 1878, 17 сентября, № 111, стр. 4).

    ... погибоша аки обре — выражение из «Повести временных лет» о том, как бог истребил обров (аваров) за насилия по отношению к покоренным ими дулебам. Употребляется в смысле: «исчезли без следа».

    Епископ Н<еофи>т (Сосyин, 1795—1868) был «в отдаленной восточной епархии», то есть в Перми, в 1851—1868 годы, а перед тем в 1838—1851 годах в Вятке. Что речь идет о Неофите, подтверждает и Е. А. Попов в книге «Великопермская и пермская епархия. 1379—1879», Пермь, 1879, стр. 306—319.

    ... автор сочинения о том, каким святым в каковых случаях надо молиться, пермский протоиерей Евгений Попов... — Книга Е. А. Попова называется: «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах», Пермь, 1879.

    Митрофан (1623—1703) — епископ воронежский в 1682—1693 годах.

    Св. Варвара — христианская мученица в IV в.

    Иоанн Многострадальный (ум. в 1160 г.), согласно легенде, 30 лет прожил в пещере, зарытый по плечи.

    Д. А. Толстой (1823—1889) — видный государственный деятель; с 1865 года — обер-прокурор синода, с 1866-го — также и министр народного просвещения; обе эти должности он занимал до апреля 1880 года. Крайний реакционер, сторонник «сильной власти» и «регламентации» крестьянского быта. Толстой провел реформу духовно-учебных заведений, а в гимназии резко усилил преподавание классических языков. Школа, по его мнению, должна быть оплотом борьбы против материализма и свободомыслия.

    Контрировал — ссорился.

    Г-н N был простец. — Слово «простец», употребленное здесь и далее Лесковым несколько раз, заимствовано им из записок замечательного самоучки-писателя и экономиста И. Т. Посошкова (1670—1726). В письме к А. П. Милюкову (приблизительно 1879—1880 г.) Лесков писал: «позвольте мне рекомендовать вашему вниманию слово «простец» в записках Посошкова, который и сам себя и вообще крестьян называет «простецами». Заключаю от этого, что употребление такого слова не зазорно, и оно значит совсем не то, что значит «простяк»... Слово «простец» есть слово русское, правильное и притом столь ясно-выразительное, что я позволю себе за него стоять и впредь стану его употреблять ничтоже сумняся» (сборник «Шестидесятые годы. Материалы по истории литературы и общественному движению» под ред. Н. К. Пиксанова и О. В. Цехновицера, М. — Л., изд. Академии наук СССР, 1940, стр. 299—300).

    ... ни та старушка у Тургенева, которая сама хотела заплатить рубль за свою отходную — см. рассказ «Смерть» в «Записках охотника».

    ... если блюсти свое правило и хоть немножко хранить свое достоинство, о коем позволяет заботиться Сирах... — В библии а Книге премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. XXXIII, 23) есть следующие слова: «во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою».

    Потир — чаша, употребляемая при православном богослужении.

    Преосвященный Н<еофи>т поступил из г. Вятки в г. П<ермь> после архиерея сурового, большого постника... — Предшественником Неофита в Перми в 1831—1851 годах был Аркадий (Федоров, ум. в 1870 г.).

    ... явился к владыке с некогда знаменитым цензором г. Z. — В книге Е. А. Попова «Великопермская и пермская епархия. 1379—1879», Пермь, 1879, стр. 311, указано, что речь идет о Н. В. Е. — то есть об Н. В. Елагине (1817—1891), духовном писателе и с 1848 года цензоре.

    Резент — резон.

    Никодимова беседа — памятник апокрифической литературы, рассказывающий о страданиях Христа и о сошествии его в ад.

    Полунощница — богослужение перед утреней.

    «Исполатие» — искаженное «испола ети деспота» — церковное возглашение по гречески: eis polla ete despota — на многие годы, владыка.

    ... из козловского «Чернеца»... — Цитата у Лескова не вполне точна. У Козлова:

    И воз, накладенный снопами;
    И вижу я, между снопов
    Сидит в венке из васильков
    Младенец с алыми щеками.
    (Глава X)

    ... в путь, в город О. — По-видимому, речь идет об Оханске Пермской губернии.

    ... дело об убийстве доктора Ковальчукова.— Известный харьковский врач А. И. Ковальчуков (род. в 1832 г.) был убит 10 декабря 1877 года Г. А. Безобразовым на почве сложных отношений с М. С. Ковальчуковой. Последняя разошлась с мужем, но развод не был оформлен. Убийство и все перипетии процесса оживленно обсуждались не только местной, но и столичной прессой. Процесс происходил в Харькове в октябре 1878 года. Присяжные оправдали М. С. Ковальчукову и признали Безобразова виновным, но заслуживающим снисхождения,— он был приговорен к 11 годам каторжных работ (см., напр., газету «Харьков», 1878, 6 января, №№ 43 и 45, 28 января, № 61, 24 августа, № 195, №№ 235—239, 26 октября — 1 ноября).

    ... статьи г. Филиппова в «Современнике»... — Лесков имеет в виду статьи юриста и публициста М. А. Филиппова (1828—1886) «Взгляд на русские гражданские законы», напечатанные в «Современнике», 1861, №№ 2 и 3.

    ... супругов Т<инько>вых в их родовом селе Х<омут>ах, на берегу реки Оки. — Фамилия и село установлены путем сопоставления данных следующих изданий: «Приложения к трудам редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», т. II, СПб., 1860, стр. 2 (6-й пагинации) — фамилия владельца и название села и «Списка населенных мест Российской империи», т. XXIX, СПб., 1871, № 154, стр. 11 — название села, находящегося на берегу Оки и единственно подходящего по грамматической форме множ. числа.

    Поликарп (Радкевич, 1789—1867) — епископ орловский в 1858—1867 годах.

    Прификс (от франц. prix-fixe) — окончательная цена, без запроса и без уступок.

    ... О<рел>, представлявший тогда, по выражению близко знавшего его романиста, «дворянское гнездо»... — Лесков имеет в виду И. С. Тургенева.

    ... как ветхозаветная Анна, только плакала и шептала... — В библейской Первой книге Царств (глава I) рассказывается об одной из жен Елкана — Анне, горько плакавшей по поводу своей бездетности.

    ... в прекрасно исполняемой Самойловым пьесе «Одно слово министру». — Артист В. В. Самойлов (1813—1887) играл в комедии австрийского драматурга Антона Лангера (1824—1879) «Одно слово министру» (перевод с немецкого И. Ф. Плинатуса). Рукописный экземпляр этой неизданной пьесы имеется в Ленинграде в фондах Театральной библиотеки им. А. В. Луначарского (№ 1535). Действие происходит в Вене в 1784 году. Эта пьеса была поставлена на сцене Александрийского театра в 1867 году, то есть как раз в то время, когда Лесков ставил там своего «Расточителя».

    Святогоров конь — сказочный конь богатыря Святогора, обладавший человеческим разумом и дававший всаднику советы.

    Сократически. — Сократической называется особая форма беседы, связанная с именем древнегреческого философа Сократа (V в. до н. э.). Сократ будто бы заставлял собеседника самого прийти к правильному выводу путем задаваемых ему вопросов («наведения»).

    Ухоботье — плева, мякина, то, что на току относится ветром к концу вороха.

    ... расхваленный «образцовый священник» петербургской Знаменской церкви, Александр Тимофеевич Никольский. Этот «образцовый священник», как повествует изданная о нем похвальная книга... отказался помолиться над незамужнею родильницею. — Этот эпизод подробно рассказан в анонимно изданной книге о Никольском (1821—1876) «А. Т. Никольский. Очерк жизни и деятельности», СПб., 1878, стр. 38—42. По жалобе родильницы Никольскому было сделано строгое замечание.

    Василий Кесарийский — см. примечание на стр. 639.

    «История конституций» А. В. Лохвицкого. — Точное название этой книги прогрессивного юриста и публициста А. В. Лохвицкого (1830—1884) «Обзор современных конституций», СПб., 1862, и изд. 2-е — СПб., 1855.

    «Узы Гименея» — то есть брака (по имени Гимена — бога брака в древнегреческой мифологии).

    Бонза — буквально: жрец Будды, здесь в значении: неприступный владыка.

    Я ведь не в корпусе на Садовой улице учился... — На Садовой улице в Петербурге находился привилегированный Пажеский корпус.

    Nam si violandum... и т. д. — Цитата из драмы «Финикиянки» (стихи 524—525) древнегреческого драматурга Эврипида (V в. до и. э.) цитируется Лесковым в переводе Цицерона (I в. до н. э.) в его трактате «Об обязанностях» (кн. III, § 82).

    Молахи и валдахи — искаженное молдавы и валахи. См. то же в «Шерамуре», наст. том, стр. 293.

    Филарет Дроздов — см. стр. 634.

    Олилюй — искаженное «Аллилуйя» (церковный возглас — «Хвалите господа»).

    Исидор — см. примечание на стр. 674. Исидор в течение ряда лет собирал различные рукописи. Упоминаемое Лесковым литографированное их описание перепечатано в издании: «Сердечный привет. Сборник статей... в память 50-летия... Исидора... », СПб., 1884, стр. 117—168.

    ... люди русские, которым, по справедливому замечанию Пушкина, «злорадство свойственно»... — Откуда Лесковым заимствованы эти слова, не установлено. По данным картотеки Пушкинского словаря Института языкознания Академии наук СССР, у Пушкина слово «злорадство» не зарегистрировано.

    ... собрался на Самотек... — Близ Самотечной улицы в Москве находилось Троицко-Сухаревское подворье — резиденция митрополита в это время.

    ... конца нет претекстам.— Претекст здесь в значении: предлог (от франц. pretexte).

    ... иерея Беллюстина вызвал... — Подразумевается калязинский священник И. С. Беллюстин (1820—1890), автор книги «Описание сельского духовенства» (Лейпциг, 1858), напечатанной М. П. Погодиным против воли автора. Книга ярко освещала положение русского духовенства и вызвала большой шум и полемику в печати. Добролюбов дважды касался этой книги в «Современнике» (в статьях «Мысли светского человека о книге «Описание сельского духовенства» — 1859, № 6, и «Заграничные прения о положении русского духовенства» — 1860, № 3).

    Голубинский, Е. Е. (1834—1912) — историк русской церкви, профессор Московской духовной академии. Его труды, носившие относительно либеральный характер, вызвали против него гонение со стороны К. П. Победоносцева и других представителей официальной церкви. Неоднократные упоминания о Голубинском в ряде статей и очерков Лескова имели полемический характер.

    ... в видах наибольшей аттенции... — для выражения наибольшего почтения.

    ... «нет тайны, которая не сделалась бы явною»... — не вполне точная цитата из евангелия от Луки, гл. VIII, 17.

    Кавалерийский генерал Яшвиль — генерал-майор В. В. Яшвиль (1815—1864), убивший в 1842 году на дуэли кн. А. Н. Долгорукого и за это разжалованный в солдаты; впоследствии командовал полками.

    ... Нилаавтора исследования «О буддизме». — Книга архиепископа Нила (Исаковича, 1796—1874) «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири», вышла в Петербурге в 1858 году и вызвала доброжелательную рецензию Добролюбова в «Современнике», 1858, № 11 (см. наст. изд. т.5, стр. 451 и след.).

    Агафангел. — Лесков имеет в виду Соловьева (1812—1876), автора поданной в 1876 году записки о духовно-судебной реформе, направленной против Д. А. Толстого.

    О тождестве бежавшего в Нью-Йорк иеродиакона Агапия... — Речь идет об Агапии (Андрее) Гончаренко (род. в начале 1830-х гг. в Киевской губ.), б. дьяконе посольской церкви в Афинах, не поладившем со своим начальством и бежавшем в Лондон. Некоторое время был наборщиком Вольной русской типографии в Лондоне. В 1872—1873 годах издавал в Сан-Франциско на русском языке религиозно-протестантский журнал «Свобода» (вышло четыре номера).

    Симония — приобретение духовных должностей подкупом.

    Евгений Болховитинов — см. стр. 634.

    Архиепископ Димитрий Муретов (1806—1883) — архиепископ одесский, ярославский, потом херсонский, видный проповедник и автор многочисленных работ по истории церкви.

    Замечательное исследование молодого ученого о легенде св. Георгия напечатано в министерском журнале... — Имеется в виду монография «Святой Георгий и Егорий Храбрый» А. И. Кирпичникова (1845—1903), напечатанная в «Журнале министерства народного просвещения» в 1878—1879 годах.

    Аббат Лакордер, Жан-Батист (1802—1861) — известный французский проповедник, издатель демократическо-католической газеты «L’Avenir» («Будущее»).

    Песталоцци, Иоганн-Генрих (1746—1827) — знаменитый швейцарский педагог.

    Нимейер, Август-Герман (1751—1828) — немецкий богослов и педагог.

    Коверау (правильно Каверау), Густав (1847—1918) — известный немецкий богослов.

    Дистервег, Адольф (1790—1866) — известный немецкий педагог, продолжатель и популяризатор идей Песталоцци.

    Пресловутый в свое время Шедо-Ферроти — псевдоним реакционного публициста Ф. И. Фиркса (1812—1872), автора целого ряда изданных по-французски и по-немецки статей и брошюр и особенно нашумевшего в свое время, изданного по-французски, письма к Герцену, содержавшего критику идей «Колокола» («Lettre de М. Hertzen à l’Amdassadeur de Russie à Londres, avec reponse de M. Shedo-Ferroti, 5 изданий, 1861—1862) — эта брошюра была разрешена к ввозу в Россию. Ответ на эту брошюру содержится в знаменитой статье Д. И. Писарева <«О брошюре Шедо-Ферроти»>, послужившей поводом к его аресту в июне 1862 года и заключению в Петропавловской крепости до ноября 1866 года. Статья была впервые опубликована лишь в 1902 году. См. Д. И. Писарев, Сочинения, т. 2, М., Гослитиздат, 1955, стр. 120—126.

    Гайнау, Юлий (1786—1853) — австрийский фельдмаршал, жестоко подавивший революционные вспышки в Италии и Венгрии в 1848—1849 годах.

    Кобден, Ричард (1804—1865) — английский государственный деятель, горячий защитник принципов свободной торговли.

    Сакос и митра — верхнее архиерейское облачение и головной убор во время богослужения.

    1 В предисловии Лесков писал, что он хочет «попробовать сказать кое-что в защиту наших владык». (Курсив Лескова. — С. Р.)

    2 Здесь и дальше использованы дело III отделения канцелярии Главного управления по делам печати 1889—1893 г., № 31 в, листы 1—10 (ЦГИАЛ ф. 776), и дело С.-Петербургского цензурного комитета «По отпечатанному без предварительной цензуры 6-му тому собрания сочинений Н. С. Лескова» (ЦГИАЛ ф. 777, оп. 4, № 95, 1889, листы 1—17).

    3 И. Ковалев, Запрещенные рассказы Н. С. Лескова — «Литературная газета», 1941, 2 ,марта, № 9, стр. 6.

    4 А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 585.

    5 См заметку Н. С. Ашукина «Библиографическая редкость» — «Известия ЦИК и ВЦИК», 1934, 14 октября, № 241 (5489), стр. 4. Один из уцелевших экземпляров книги Лесков подарил врачу Л. Б. Бертенсону с надписью: «Божиим попущением книга сия сочтена вредною и уничтожена мстивостью чревонеистового Феоктистова, подлого ради угождения Лампадоносцеву» (т. е. Победоносцеву).— «Русская мысль», 1915, № 10, стр. 95.

    6 В действительности лишь 40. Из них 30 листов погибло, а 16 были использованы в новой редакции тома.

    7 Издание 1902 г. у цензора Соколова уже не вызвало возражений и сомнений: «с 1869 г. многое изменилось в литературе». Впрочем, и он считал возможным пропуск книги, если она «будет напечатана не в таком огромном количестве экземпляров, чтобы ее можно было считать предназначенной для народного чтения» (рапорт от 29 июня 1902 г., ЦГИАЛ. Назв. дело С.-Петербургского цензурного комитета, 1869, № 95).

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16
    Примечания
    Архиерейские объезды
    © 2000- NIV