• Приглашаем посетить наш сайт
    Дельвиг (delvig.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1832"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кадетский монастырь. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    2. Островитяне. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    3. Письма. Аксакову И.С. 23 декабря 1874 г.
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    4. Некуда. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    5. Мелочи архиерейской жизни. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    6. Карикатурный идеал. Примечание.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    7. Зверь
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    8. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    9. Геральдический туман
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    10. Письма. Репину И.Е. 19 февраля 1889 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Борьба за преобладание
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    12. Жизнь Николая Лескова. Часть 4. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    13. Очарованный странник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    14. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    15. Запечатленный ангел. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    16. Жизнь Николая Лескова. Часть 5. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    17. Письма. Фаресову А.И. 28 июня 1893 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    18. Несколько слов... о духоборских и других сектах
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    19. Н. С. Лесков. Л. Н. Толстой: Переписка. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    20. Письма. Щебальскому П.К. 5 марта 1871 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Александрит
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    22. Письма. Меньшикову М.О. 10 марта 1894 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    23. Обойденные. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    24. Соборяне. Часть 1. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 118кб.
    25. Письма. Толстому Л.Н. 4 января 1891 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    26. Колыванский муж. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    27. Соборяне. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    28. Н. С. Лесков. Л. Н. Толстой: Переписка. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    29. Смех и горе. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    30. Заметки неизвестного. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    31. Инженеры-бессребреники. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    32. Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    33. Русские общественные заметки
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    34. Письма. Толстому Л.Н. 4 декабря 1892 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    35. Письма. Аксакову И.С. 16 ноября 1874 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    36. Кадетский монастырь
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    37. Русский драматический театр в Петербурге
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    38. Письма. Шубинскому С.Н. 20 октября 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Таинственные предвестия
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    40. Бесстыдник
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    41. Вдохновенные бродяги
    Входимость: 1. Размер: 77кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кадетский монастырь. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: и один Шерамур», 1880, стр. 82—130, изд. 2-е, СПб., 1886, стр. 81—130 (см. сноску на стр. 639). Непосредственными дополнениями к рассказу являются три статьи Лескова: «Один из трех праведников. (К портрету Андрея Петровича Боброва)» — «Исторический вестник», 1885, № 1, стр. 80—85; «Кадетский монастырь в старости. (К истории «Кадетского монастыря»)» — там же, 1885, № 4, стр. 111—131 (обработанные Лесковым воспоминания старого кадета); «О находке настоящего портрета Боброва. (Письмо в редакцию)». — «Новое время», 1889, 7 апреля, № 4708, стр. 2. Из этих трех статей в настоящем издании перепечатывается только первая — включенная самим Лесковым в собрание сочинений 1889 года под заглавием: «Прибавление к рассказу о кадетском монастыре». В тексте «Исторического вестника» рассказ был снабжен следующей сноской: «Задуманные и начатые мною очерки «трех русских праведных» подали мысль одному почтенному престарелому человеку рассказать мне его школьные воспоминания, интересные для характеристики времени, которого они касаются, и очень дорогие для моей коллекции «трех праведников», которую они сразу восполняют до изобилия. Рассказчик желает остаться неназванным, но рассказ его передан мне при весьма известных и заслуживающих уважения лицах. Я тут ничего не добавил, а только записал и привел в порядок». Рассказ действительно представляет собою обработанную стенограмму воспоминаний бывшего кадета, впоследствии видного общественного деятеля, основателя издательства «Общественная польза» Г. Д. Похитонова (1810—1882). Стенограмма, озаглавленная: «Мои воспоминания о первом кадетском корпусе», хранится ныне в ЦГАЛИ (шифр 36—72). Имя...
    2. Островитяне. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: листе—1866). Работу над этой повестью в основном можно отнести к 1865—1866 году, так как весной — летом 1866 года Лесков был занят работой над первой частью романа «Чающие движения воды» (первая редакция «Соборян»), о чем он сообщал в письме председателю Литературного фонда Е. П. Ковалевскому 20 мая 1867 года: «Хроника «Чающие движения воды» мною была запродана в «Отечественные записки» в июле месяце прошлого, 1866 года, когда у меня была готова только одна первая часть» (А. Лесков. Жизнь Н. С. Лескова. М., 1954, стр. 187). Предполагать, что «Островитяне» писались ранее, нет никаких оснований, так как в 1865 году Лесков был занят работой над большим романом «Обойденные» («Отечественные записки», 1865, сентябрь — декабрь) и, возможно, над повестью «Воительница». Кроме того, в романе упоминается о событиях общественной и театральной жизни (открытие окружного суда, театральные премьеры и т. д.), происходивших зимой 1865—1866 года. Действие романа в основной своей части отнесено автором к началу 1860-х годов. Так, Шульц едет в Германию за женихом для Манички «месяца за полтора перед лондонской всемирной выставкой» — то есть в марте 1862 года, так как открытие выставки произошло 1 мая. Завершаются события в романе к лету 1866 года: в последней главе упоминается приход американского броненосца в Петербург. В «Островитянах», как и в предыдущем большом романе — «Обойденные», Лесков отходит от памфлетности и «фотографичности» «Некуда», где многие прототипы очень легко узнавали себя в героях романа. Начатое в «Воительнице» изучение петербургских типов Лесков продолжал в...
    3. Письма. Аксакову И.С. 23 декабря 1874 г.
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: То, что Вы называете «моими с Кокоревым делами», вчера вступило в некоторую новую фазу, и я сегодня все раздумывал, не надлежит ли мне сообщить Вам кое-что об этом, как вдруг в обед получил письмо от Вас. Право, не знаю, как Вас благодарить за то, что Вы мною интересуетесь и возитесь терпеливо с моим устройством; а наипаче и предо всем преимущественно благодарю Вас за Ваши письма. Если Вы хотя сколько-нибудь знали меня по типам, худо или хорошо мною воспроизведенным, то Вы, конечно, знаете, что все мои симпатии клонят к простоте и искренности отношений, а потому едва ли мне нужно уверять Вас, что живые соотношения с Вами мне дороги бесконечно. Примите мой низкий поклон за Ваше обо мне памятование; а на письмо Ваше буду отвечать по пунктам. — Рассказы мои издавались спекулятором, и как они издавались — мне до того дела не было. — Штундисты меня очень занимают, и я сам становлюсь очень нетерпеливым к тому, что́ из моей работы выйдет. Заметочка, на которую Вы обратили внимание в «Гражданине», отнюдь не принадлежит к статье или к исследованию. Это именно так себе — un discours en l’air; 1 но ей посчастливилось: она понравилась очень многим, и «Гражданин» в своем завтрашнем номере, кажется, оповестит, что самое исследование тоже будет у него напечатано. На «Москву» я всегда был подписчиком (и по сей час храню корректуру статьи, написанной для «Бирж<евых> в<едомостей>» в защиту Вашей газеты во время суда, но Трубников находил это «дело невыгодным»), однако статей Ваших о штундистах не помню. Все...
    4. Некуда. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: преданность дочери заставила судей помиловать Кимона. Сюжет этот широко разработан в живописи. В России наибольшей известностью пользовалась картина великого фламандского художника Петера Пауля Рубенса (1577—1640) под названием «Отцелюбие римлянки» (ок. 1612), приобретенная Екатериной II для Эрмитажа. Другую картину, названную «Дочерняя любовь», написал в России французский художник Луи-Жан-Франсуа Лагрене (1725—1805) в бытность его профессором С.-Петербургской Академии художеств (1760—1763). В 1862 году снимок с гравюры картины, выполненной русским гравером Серебреницким (1770), был помещен в журнале «Иллюстрация» (№ 204). Престол — религиозный праздник в честь «святого», по имени которого назван монастырь. Полонез (франц.) — польский торжественный танец. Порт-букет (франц.) — подставка для подносимого цветочного букета. «Судьба моя решена самым печальным образом...» — Речь идет о расправе Николая I с участниками восстания 14 декабря 1825 года. По смыслу письма автор его — декабрист — был приговорен к ссылке в Сибирь на каторжные работы. ...теплой заступнице мира холодного ... — цитата из стихотворения Лермонтова «Молитва». Житный двор — место, где расположены строения для хранения хлеба. ...все с гусарами в амазонке ездит . — Амазонка — длинное женское платье для верховой езды. ...анахоретом живет — то есть уединенно, отшельником. ...изругал ни к стру, ни к смотру — ни с того ни с сего. ...начал положили — то есть прочтены молитвы с установленным числом поклонов. Белица — жительница монастыря,...
    5. Мелочи архиерейской жизни. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    Часть текста: последовательная нумерация всех глав. Впервые — в газете «Новости», 1878, 14 сентября, № 236, 18 сентября, № 239, 19 сентября, № 240, 23 сентября, № 244, 28 сентября, № 248, 4 октября, № 253, 11 октября, № 259, 17 октября, № 265, 25 октября, № 272, 31 октября, № 278, 7 ноября, № 285, 14 ноября, № 292, 20 ноября, № 298. Глава XII под заглавием: «Владычий взгляд на военное красноречие», и глава XIII под заглавием: «Случай с генералом у митрополита Филарета» — впервые: «Исторический вестник», 1880, № 6, стр. 255— 267, глава XIV под заглавием: «Митрополит Исидор в его литературных интересах» — там же, стр. 326—332. Полностью со значительными исправлениями перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. И. Л. Тузоза, 1879, 228 стр., и «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2-е, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное, с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. I— II и 1—186 (в этом издании в качестве приложения перепечатаны очерки: «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд» и «Русское тайнобрачие»). Кроме того, в «Библиографии сочинений Н. С. Лескова. За тридцать лет (1860—1889)», составленной П. В. Быковым (приложена к тому X «Собрания сочинений» изд. 1890), на стр. XXIV указано еще одно издание, разнящееся от второго только числом страниц (302 вместо 306). В ленинградских книгохранилищах обнаружить это издание не удалось. Не включались Лесковым и не введены в настоящий том две полемических...
    6. Карикатурный идеал. Примечание.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: (М., 1878). Рецензируемая книга не могла не привлечь внимания Лескова, автора «Соборян», многочисленных статей и очерков о церковной жизни, в ближайшем будущем — создателя «Мелочей архиерейской жизни». Статья является ценным свидетельством его серьезных расхождений с лагерем идейной реакции к концу 70-х годов. Лесков высмеивает не только надуманное, чуждое подлинного знания жизни произведение Ливанова, но и те низкопробные приемы реакционных беллетристов, которые они применяли в своих нападках на радикальных демократических деятелей, на прогрессивную молодежь. «Изо дня в день, — записки сельского священника» — СПб., 1875; автором этой книги был В. П. Мещерский (см. о нем в примечании к письму 64 в наст. томе). ...нового архиерея Хрисанфа... Читателю может показаться это чем-то знакомым? — Здесь и далее Лесков с возмущением говорит о приеме Ливанова называть вымышленных героев именами действительных исторических деятелей. Хрисанф (Владимир Николаевич Ретивцев, 1832—1883) — духовный писатель, был ректором С.-Петербургской духовной академии, епископом астраханским и нижегородским. «Я, как все великосветские люди» ... и т. д. — Ср. в рассказе «Голос природы» (наст. изд., т. 7, стр. 250). Фамилия «Татищева» ... — Татищевы — старинный графский и дворянский род; наиболее известен из этой фамилии В. Н. Татищев (1686—1750) — русский историк. В 70—80-е годы XIX века был известен С. С. Татищев — публицист и дипломат. ...известные нигилистические романы ... — В первую очередь имеется в виду «Что делать?» Чернышевского, а также те произведения, которые созданы под воздействием этого романа («Трудное время» В. А. Слепцова; «Степан Рулев» Н. Ф. Бажина, «Перед рассветом» Н. А. Благовещенского и др.). ...гоголевского Осипа ... — Речь идет о словах Осипа в «Ревизоре» (д. IV, явл....
    7. Зверь
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые. Отец мой находился об эту пору по служебным обязанностям в Ельце и не обещал приехать домой даже к рождеству Христову, а потому матушка собралась сама к нему съездить, чтобы не оставить его одиноким в этот прекрасный и радостный праздник. Меня, по случаю ужасных холодов, мать не взяла с собою в дальнюю дорогу, а оставила у своей сестры, а моей тетки, которая была замужем за одним орловским помещиком, про которого ходила невеселая слава. Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел, а напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили будто бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа. Такое же мужество и твердость он стремился развить в своих детях, из которых один сын был мне ровесник. Дядю боялись все, а я всех более, потому что он и во мне хотел «развить мужество», и один раз, когда мне было три года и случилась ужасная гроза, которой я боялся, он выставил, меня одного на балкон и запер дверь, чтобы таким уроком ...
    8. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: все это значится в метрической книге "Орловского уезда села Архангельского, что в Собакине", и что "таинство" крещения 11 февраля 1831 года "совершал священник Алексей Львов с причтом своим"** 2 . Этим исключаются какие-либо сомнения в дате рождения Лескова и отвергаются досужие попытки внести в этот вопрос какую-нибудь неясность. Сам Лесков через полусотню лет писал: "Орловской губернии и уезда в селе С-не, к которому прихоже сельцо Горохово, где я родился и провел мое детство, был священник о. Алексей. Он долго жил и умер в этом приходе, и я его хорошо помню. Он венчал мою мать с моим отцом, крестил меня и учил заповедям"***. * Архив А. Н. Лескова. ** Там же. *** "Случай из русской демономании". - "Новое время", 1880, N 1529, 1 июня; "Русская рознь". СПб., 1881. Все это, бесспорно, календарно точно и... суховато. "Во чреду лет" щедро автобиографичный писатель не преминет привнести в освещение четко зарегистрированного события трогательную беллетристическую символику. Главенствующий герой знаменитых "Соборян", многомудрый протопоп Савелий Туберозов, рукополагается автором хроники "во иерея" не в иной какой-нибудь день, как именно "4...
    9. Геральдический туман
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    Часть текста: и, в сущности, это в своем роде небесполезно, потому что все-таки восполняет общую картину и кое-что иллюстрирует и объясняет. Самое характерное в изображенной Карновичем родовитой картине — это недостоверность родословий и общее стремление так званной русской знати производить себя от иностранцев. Такой общей слабости заплатил дань даже и сам царь Иван Грозный, который тоже гнушался русской породы и сочинял себе происхождение от именитых чужеземцев. Давно чувствовалось и казалось смешным верить во многие русские родословия, но Карнович многое в этом роде уяснил, доказал и дал средства о многом догадываться и искать дальнейшего. Без сомнения, догадки Карновича для многих не получат доказательности и нашего геральдического тумана не рассеют, но именно по тому самому, кажется, теперь и прилично будет вспомнить, кто что знает подходящего для освещения туманных картин русского именитства. Это притом же может быть сделано в простой и самой неутомительной литературной форме кратких воспоминаний и заметок. Кичливость происхождения «от древних родов» присуща совсем не одной родовой знати. «Выскочки» и так называвшиеся со введения откупов «прибыльщики» тоже отличались большим желанием «сочинять себе небывалые роды». И поныне множество «разночинцев», не прославленных никакими высокими заслугами, любят кичиться своим сомнительным происхождением. Это не дивно, но странно и удивительно то, что многие из таковых лиц, кичащихся своим прозвищем, имея уши, не слышат, что у них есть множество однофамильцев несомненно чисто русского и притом самого простонародного происхождения. Из старых знатных родов я никогда не встречал однофамильцев в простонародии только у одних Щербатовых. Есть Щербаковы, Щербачовы, даже Щербатые, но Щербатовых никогда не встречал. Остальные все имеют однофамильцев, и потому геральдические изыскания о том, каким иностранцем занесено их известное родовое прозвище, всегда более или менее смешны и сомнительны. Попробуем...
    10. Письма. Репину И.Е. 19 февраля 1889 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Репину И.Е. 19 февраля 1889 г. 126 И. Е. РЕПИНУ 19 февраля 1889 г., Петербург. Я не говорил, что «Запорожцы» — вещь безыдейная, и идейность ее понимал точно так, как Вы ее изъясняете, однако идея идее рознь. Хорошо сказать то, что говорят «Запорожцы», но идея «Св. Н<иколая>» пробой выше. — Штундой еще не пользовался ни один художник, и об этом стоит подумать, да и сделать без отлаганья на досуг. Тут широкое поле Вашей даровитости и вдумчивости, и я не стану больше говорить об этой идее и счастлив буду , если Вы ее облюбуете и начнете исполнять. С Шишкиным очень рад познакомиться. Я люблю его задумчивые леса. От того, чем заняты умы в обществе, нельзя не страдать, но всего хуже понижение идеалов в литературе... На что Вы надеетесь, — я не понимаю. Конечно, идеи пропасть не могут, но «соль обуяла», и ее надо выкинуть вон. Литература у нас — есть «соль». Другого ничего нет, а она совсем рассолилася. Если есть уменье писать гладко, — это еще ничего не стоит. Я жду чего-нибудь идейного только от Фофанова, который мне кажется органически честным и хорошо чувствующим и скромным. Талантлив ...