• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Cлово "ЯСАК"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Варианты слова: ЯСАКА, ЯСАКУ, ЯСАКЕ, ЯСАКОМ

    1. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 15.
    2. Сибирские картинки 18 века. Глава 22.
    Входимость: 3.
    3. Сибирские картинки 18 века. Глава 20.
    Входимость: 1.
    4. Сибирские картинки 18 века. Примечания.
    Входимость: 1.
    5. Сибирские картинки 18 века. Глава 18.
    Входимость: 1.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 15. Размер: 6кб.
    Часть текста: Сибири, подбивали под власть свою вогулов, остяков, тунгусов, юроков, якутов и других народцев, кочевавших в своих северных пределах Сибири". Когда оканчивалось покорение или "подбитие", тотчас же начинались заботы о введении новых порядков: "о сборе ясака и о просвещении светом истинной веры". Для этого казаки узнавали пункты, где "народцы" в известные сроки сходятся друг с дружкою, чтобы обменяться добычею своих ловов и иных промыслов. Тут казаки сейчас же и завели "постройки", которые назвались "острожками", или "острогами", или "крепостями", а впоследствии "городами". Таким образом возник Берёзов, Обдорск, Сургут, Нарым, Туруханск, Якутск и другие нынешние города. Первоначальное заведение здешних городов обыкновенно шло так: сначала строили первую избу для воеводы, вторую для попа и третью, общую для "служилых людей", а насупротив их - ссыпной амбар для хлеба, погреб для пороху и церковь. Церковь была "та же изба, только с крестом на крыше". Заводили оседлости на таких местах, где кочевники имели обычай сходиться для мены; тут их рассчитывали "осетить и обрать с них ясак". Придумано было хорошо, и казаки, указав заводчикам, как собирать ясак, указали и...
    2. Сибирские картинки 18 века. Глава 22.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: а за них , и против обидчиков; но тут бедный Чемесов спутался и встретил множество препятствий для окончания следствия. Между тем открытия Чемесова всё-таки драгоценны: он отыскал таких небытейцев, которым нельзя было и явиться "бытейцами", так как это были люди, которые совсем не считали себя христианами. Они откровенно и прямо говорили, что не знают, отчего их называют крещёными, и что они никогда не бывали у исповеди, да и родители их и деды тоже никогда не бывали, а платить штраф за небытие они согласны, потому что пусть это так идёт, как издавна повелось, лишь бы их "не гоняли", но отчего так повелось - они тоже не знают. Об обидах, какие потерпели "скверноядцы", дознавать было очень трудно, так как со времени заявления об этом путешественником уже прошло два года, в течение которых кочевники не раз переменились местами, а те, которые не изменили мест, всё-таки не искали случая свидеться со следователем, а напротив, "удалялись за реки". Чемесов, однако, всё-таки кое-кого из этих людишек настиг и дознал от них, что поборы за скверноядство были большие и никогда не кончались. Приходы ясашные были велики, - вёрст на тысячу и даже на полторы, Например, тазовский приход - 900 верст, хантайский - 1.200 и хатаганский- 1.350 верст. (Прим. автора.) и прихожане тут оседло не живут, но Чемесов кое-кого достигал,...
    3. Сибирские картинки 18 века. Глава 20.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: всё, что хотели, и это необузданное бесчинство дошло до того, что наконец сами просветители потеряли память и разучились различать дни в неделе. В 1819 году поехал по Сибири какой-то "именитый путешественник". Прибыв на реку Таз, он пожелал присутствовать при богослужении в тамошней церкви, "в чём, однако, не мог получить себе удовлетворения". Предложение министра духовн <ых> дел, получ <енное> архиеписк <опом> тобольским Амвросием Келембетом 16-го апреля 1820 г. (Прим. автора.) Почему именно богомольный путешественник "не получил удовлетворения" - из материалов, дошедших ко мне от генерала Асташева, не видно; видно одно, что "сие было в четверток , но местный священник доказывал путешественнику, что день тот был пяток , и таким образом (выходит, что) вместо воскресного дня священник отправлял службу в субботу , а воскресный день оставлял без литургий". Путешественник написал об этом в Петербург князю Александру Николаевичу Голицыну. Князь Голицын тогда имел обширную власть: он был министром духовных дел и народного просвещения, С 16-го ноября 1817 г. (Прим. автора.) а сверх того В 1819 г. (Прим. автора.) управлял ещё министерством внутренних дел и именовался главноначальствующим над почтовым департаментом. Он мог сделать очень много и вообще "эту эпоху деятельной жизни своей ознаменовал подвигами, достойными перейти в потомство". Слов <арь> достопамятн <ых> людей, т. I, стр. 418 (Прим. автора.) Его уже называли: "друг царя и человечества", Ibidem и он действительно нередко успевал быть "доступен голосу обидимых несправедливостью" и "не любил нетерпимости, а уважал чистое христианское благочестие". Письмо, написанное путешественником с Таза, пришло к князю Голицыну одновременно с "известием из Туруханска, что священники тамошнего края заражены корыстолюбием и сильно притесняют ясашных инородцев". Оба известия, кажется,...
    4. Сибирские картинки 18 века. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: - копейка. Гривна - с XVI в. - 10 копеек. Алтын - с XV в. - 6 московских копеек. Мана - обман. Камериры - в XVIII в. должность, соответствующая должности бухгалтера. ...новое высшее церковное учреждение - Св. правительствующий Синод. - В 1721 г. Пётр Великий заменил патриаршество Святейшим правительствующим синодом - учреждением, в состав которого входили митрополиты, архиепископы и епископы и которое ведало всеми делами православной церкви. Епархиальный архиерей - епископ, возглавляющий епархию. Архимандрит - настоятель важнейшего монастыря в епархии - церковном округе. Батыйщики и тередорщики - типографские рабочие разных специальностей. Посошков, Иван Тихонович (1670 - 1726) - экономист, писатель; родом крестьянин. Арсений Мациевич (1697 - 1772) - Митрополит Ростовский. Сторонник восстановления патриаршества. За отнятие у монастырей их имущественных прав провозгласил негласную анафему Екатерине II (1763), за что был лишен митрополичьего сана и заточён в монастырь простым монахом. Однако и здесь он продолжал обличать Екатерину II. В 1767 г. был судим вторично и по снятии монашеского сана заточен в тюрьму в Ревеле. Здесь он содержался под именем арестанта "Андрея Враля", по преданию - с заткнутым кляпом...
    5. Сибирские картинки 18 века. Глава 18.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: соболей и белок". Дикари ели эту пищу всегда, с тех пор как живут, и пока они не были окрещены Иннокентием Кульчицким, им и не представлялось, что это "скверно". Впрочем и св. Иннокентий, зная местные условия жизни, взысканий за эту "скверность" не налагал. Но теперь настала пора извлечь из этого выгоду. Сибирские духовные положили очищать "скверноядущих" дикарей особою молитвою, а за прочтение её наложили "новый ясак" с таксациею: 1) за ядение медвежьей говядины - одна цена, 2) за ядение лисьего и собольего мяса - другая, и 3) за белок и иных меньших зверков - третья. За всё это пошли сборы очень прибыльные, но и хлопотливые, так как надо было "следить за скверноядцами, и настигать их", и тут их "обкладывать и очищать молитвою", чтобы они потом вновь начинали "скверно есть" наново. По требнику, какой ныне находится в употреблении, нет разделения разных видов "скверноядства". "Молитва о скверноядных" читается так: "Владыко Господи Боже наш, Иже в вышних живый и на смиренныя призираяй: приклони ухо Твоё и услыши нас, молящихся Тебе и подаждь прощение твоему рабу имя рек скверно ядшему, и вкусшему мяс или каковых любо (sic) брашен нечистых ихже снести отрекл еси в законе святем Твоём, - сих же неволю причастившагося прости и сподоби его неосужденно причаститися страшных таинств честнаго Тела же и Крове Христа Твоего, яко да избавится прочее всякаго нечистаго восприятия и деяния, яко напитаваяся Божественными Твоими таинствы и наслаждаяся святыя Твоя и тайныя трапезы и бессмертных таинств и сохраняемый с нами во св. Твоей...

    © 2000- NIV