• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Cлово "ЯСАК"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Варианты слова: ЯСАКА, ЯСАКУ, ЯСАКЕ, ЯСАКОМ

    1. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 15. Размер: 6кб.
    2. Сибирские картинки 18 века. Глава 22.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    3. Сибирские картинки 18 века. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    4. Сибирские картинки 18 века. Глава 20.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    5. Сибирские картинки 18 века. Глава 18.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 15. Размер: 6кб.
    Часть текста: Сибири, подбивали под власть свою вогулов, остяков, тунгусов, юроков, якутов и других народцев, кочевавших в своих северных пределах Сибири". Когда оканчивалось покорение или "подбитие", тотчас же начинались заботы о введении новых порядков: "о сборе ясака и о просвещении светом истинной веры". Для этого казаки узнавали пункты, где "народцы" в известные сроки сходятся друг с дружкою, чтобы обменяться добычею своих ловов и иных промыслов. Тут казаки сейчас же и завели "постройки", которые назвались "острожками", или "острогами", или "крепостями", а впоследствии "городами". Таким образом возник Берёзов, Обдорск, Сургут, Нарым, Туруханск, Якутск и другие нынешние города. Первоначальное заведение здешних городов обыкновенно шло так: сначала строили первую избу для воеводы, вторую для попа и третью, общую для "служилых людей", а насупротив их - ссыпной амбар для хлеба, погреб для пороху и церковь. Церковь была "та же изба, только с крестом на крыше". Заводили оседлости на таких местах, где кочевники имели обычай сходиться для мены; тут их рассчитывали "осетить и обрать с них ясак". Придумано было хорошо, и казаки, указав заводчикам, как собирать ясак, указали и следовавшим за ними священноцерковнослужителям средства, как "просвещать язычников святою верою и чем от них кормиться". "Просвещать же язычников" - это было целью прибытия духовных в сибирскую глушь, а "кормиться" от своей паствы им было необходимо, так как от казны им на всё прожитьё было "пожаловано в год на попа по 28 рублей, а на причетника по 18 рублей на ассигнацию" (= 8 р. и 5 р. 30 к.). "Паства", которую только что накрестили, вся состояла из кочевников, которых целый год не увидишь - только раз в год, в обычное время они сближаются к известным местностям для взаимного...
    2. Сибирские картинки 18 века. Глава 22.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: не разберёшь иногда, когда надо ложиться и когда вставать, и в это тёмное время не с ним одним бывает, что днями ошибаются и путаются. - "В этом каюсь". Следователь донёс как дело было, а сам отправился "съискивать", как обижают "небытейщиков и скверноядцев", и опять, кажется, имел намерение показать правду, - по крайней мере то, о чём донёс Чемесов, было не против обидимых, а за них , и против обидчиков; но тут бедный Чемесов спутался и встретил множество препятствий для окончания следствия. Между тем открытия Чемесова всё-таки драгоценны: он отыскал таких небытейцев, которым нельзя было и явиться "бытейцами", так как это были люди, которые совсем не считали себя христианами. Они откровенно и прямо говорили, что не знают, отчего их называют крещёными, и что они никогда не бывали у исповеди, да и родители их и деды тоже никогда не бывали, а платить штраф за небытие они согласны, потому что пусть это так идёт, как издавна повелось, лишь бы их "не гоняли", но отчего так повелось - они тоже не знают. Об обидах, какие потерпели "скверноядцы", дознавать было очень трудно, так как со времени заявления об этом путешественником уже прошло два года, в течение которых кочевники не раз переменились местами, а те, которые не изменили мест, всё-таки не искали случая...
    3. Сибирские картинки 18 века. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: указом от 24 апреля 1713 г. ...раскольников нужно "записать в двойной оклад (платимых ими податей)"... - Взимание с раскольников государственных податей в двойном размере было установлено указом от 28 февраля 1716 г. Посадские - горожане, занимавшиеся торговлей и ремёслами. Деньга - копейка. Гривна - с XVI в. - 10 копеек. Алтын - с XV в. - 6 московских копеек. Мана - обман. Камериры - в XVIII в. должность, соответствующая должности бухгалтера. ...новое высшее церковное учреждение - Св. правительствующий Синод. - В 1721 г. Пётр Великий заменил патриаршество Святейшим правительствующим синодом - учреждением, в состав которого входили митрополиты, архиепископы и епископы и которое ведало всеми делами православной церкви. Епархиальный архиерей - епископ, возглавляющий епархию. Архимандрит - настоятель важнейшего монастыря в епархии - церковном округе. Батыйщики и тередорщики - типографские рабочие разных специальностей. Посошков, Иван Тихонович (1670 - 1726) - экономист, писатель; родом крестьянин. Арсений Мациевич (1697 - 1772) - Митрополит Ростовский. Сторонник восстановления патриаршества. За отнятие у монастырей их имущественных прав провозгласил негласную анафему Екатерине II (1763), за что был лишен митрополичьего сана и заточён в монастырь простым монахом. Однако и здесь он продолжал обличать Екатерину II. В 1767 г. был судим ...
    4. Сибирские картинки 18 века. Глава 20.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: богослужении в тамошней церкви, "в чём, однако, не мог получить себе удовлетворения". Предложение министра духовн <ых> дел, получ <енное> архиеписк <опом> тобольским Амвросием Келембетом 16-го апреля 1820 г. (Прим. автора.) Почему именно богомольный путешественник "не получил удовлетворения" - из материалов, дошедших ко мне от генерала Асташева, не видно; видно одно, что "сие было в четверток , но местный священник доказывал путешественнику, что день тот был пяток , и таким образом (выходит, что) вместо воскресного дня священник отправлял службу в субботу , а воскресный день оставлял без литургий". Путешественник написал об этом в Петербург князю Александру Николаевичу Голицыну. Князь Голицын тогда имел обширную власть: он был министром духовных дел и народного просвещения, С 16-го ноября 1817 г. (Прим. автора.) а сверх того В 1819 г. (Прим. автора.) управлял ещё министерством внутренних дел и именовался главноначальствующим над почтовым департаментом. Он мог сделать очень много и вообще "эту эпоху деятельной жизни своей ознаменовал подвигами, достойными перейти в потомство"....
    5. Сибирские картинки 18 века. Глава 18.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: представлялось, что это "скверно". Впрочем и св. Иннокентий, зная местные условия жизни, взысканий за эту "скверность" не налагал. Но теперь настала пора извлечь из этого выгоду. Сибирские духовные положили очищать "скверноядущих" дикарей особою молитвою, а за прочтение её наложили "новый ясак" с таксациею: 1) за ядение медвежьей говядины - одна цена, 2) за ядение лисьего и собольего мяса - другая, и 3) за белок и иных меньших зверков - третья. За всё это пошли сборы очень прибыльные, но и хлопотливые, так как надо было "следить за скверноядцами, и настигать их", и тут их "обкладывать и очищать молитвою", чтобы они потом вновь начинали "скверно есть" наново. По требнику, какой ныне находится в употреблении, нет разделения разных видов "скверноядства". "Молитва о скверноядных" читается так: "Владыко Господи Боже наш, Иже в вышних живый и на смиренныя призираяй: приклони ухо Твоё и услыши нас, молящихся Тебе и подаждь прощение твоему рабу имя рек скверно ядшему, и вкусшему мяс или каковых любо (sic) брашен нечистых ихже снести отрекл еси в законе святем Твоём, - сих же неволю причастившагося прости и сподоби его неосужденно причаститися страшных таинств честнаго Тела же и Крове Христа Твоего, яко да избавится прочее всякаго нечистаго восприятия и деяния, яко напитаваяся Божественными Твоими таинствы и наслаждаяся святыя Твоя и тайныя трапезы и бессмертных таинств и сохраняемый с нами во...

    © 2000- NIV