• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.К. (tolstoy-a-k.lit-info.ru)
  • Cлово "ЯЗЫЧНИК"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Варианты слова: ЯЗЫЧНИКОВ, ЯЗЫЧНИКИ, ЯЗЫЧНИКАМИ, ЯЗЫЧНИКУ

    1. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    2. На краю света. Глава 5.
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    3. На краю света. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    4. На краю света. Глава 3.
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    5. Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    6. На краю света. Ранняя редакция.
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    7. Аскалонский злодей. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    8. На краю света. Глава 8.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    9. Аннинский Л.А. Несломленный. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    10. Несколько слов... о духоборских и других сектах
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    11. Овцебык. Глава 3
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    12. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    13. Еврей в России
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    14. Д.П. Святополк-Мирский. Лесков
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    15. На краю света. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    16. Гора. Египетская повесть
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    17. Жизнь Николая Лескова. Часть 6. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    18. Заячий ремиз. Главы 10-14.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    19. Аскалонский злодей. Глава 14.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    20. Геральдический туман
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    21. Скоморох Памфалон. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    22. На краю света. Глава 13.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    23. Епархиальный суд
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    24. Аскалонский злодей
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: казаки, "простираясь к северным пределам Сибири, подбивали под власть свою вогулов, остяков, тунгусов, юроков, якутов и других народцев, кочевавших в своих северных пределах Сибири". Когда оканчивалось покорение или "подбитие", тотчас же начинались заботы о введении новых порядков: "о сборе ясака и о просвещении светом истинной веры". Для этого казаки узнавали пункты, где "народцы" в известные сроки сходятся друг с дружкою, чтобы обменяться добычею своих ловов и иных промыслов. Тут казаки сейчас же и завели "постройки", которые назвались "острожками", или "острогами", или "крепостями", а впоследствии "городами". Таким образом возник Берёзов, Обдорск, Сургут, Нарым, Туруханск, Якутск и другие нынешние города. Первоначальное заведение здешних городов обыкновенно шло так: сначала строили первую избу для воеводы, вторую для попа и третью, общую для "служилых людей", а насупротив их - ссыпной амбар для хлеба, погреб для пороху и церковь. Церковь была "та же изба, только с крестом на крыше". Заводили оседлости на таких местах, где кочевники имели обычай сходиться для мены; тут их рассчитывали "осетить и обрать с них ясак". Придумано было хорошо, и казаки, указав заводчикам, как собирать ясак, указали и следовавшим за...
    2. На краю света. Глава 5.
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    Часть текста: относиться к этому делу. — О чем,— говорю,— станем беседовать?— к доброму привету хороша и беседа добрая. Скажи же мне: не знаешь ли ты, как нам научить вере вот этих инородцев, которых ты все под свою защиту берешь? — А учить надо, владыко, учить, да от доброго жития пример им показать. — Да где же мы с тобою их будем учить? — Не знаю, владыко; к ним бы надо с научением идти. — То-то и есть. — Да, учить надо, владыко; и утром сеять семя, и вечером не давать отдыха руке,— всё сеять. — Хорошо говоришь,— отчего же ты так не делаешь? — Освободи, владыко, не спрашивай. — Нет уж, расскажи. — А требуешь рассказать, так поясни: зачем мне туда идти? — Учить и крестить. — Учить?— учить-то, владыко, неспособно. — Отчего? враг, что ли, не дает? — Не-ет! что враг,— велика ли он для крещеного человека особа: его одним пальчиком перекрести, он и сгинет; а вражки мешают,— вот беда! — Что это за вражки? — А вот куцые одетели, отцы благодетели, приказные, чиновные, с приписью подьячие. — Эти, стало быть, самого врага сильней? — Как же можно: сей род, знаешь, ничем не изымается, даже ни молитвою, ни постом. — Ну, так надо, значит, просто крестить, как все крестят. — Крестить... — проговорил за мною Кириак, и — вдруг замолчал и улыбнулся. — Что же? продолжай. Улыбка сошла с губ ...
    3. На краю света. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    Часть текста: первая рукописная редакция рассказа «Темняк». Она вводит в творческую лабораторию писателя и показывает, ценою какого огромного труда был создан Лесковым этот рассказ (см. Приложения). В основе произведения «На краю света» лежит подлинный случай из миссионерской деятельности в Сибири ярославского архиепископа Нила (см. о нем ниже). Лесков сумел, однако, поднять этот случай до высоты огромного художественного обобщения и, как в зеркале, правдиво отразить современную действительность. В своем рассказе он показывает жизнь одного из наиболее угнетенных — «диких» народов России, обреченных на смерть и вырождение, фарисейство представителей господствующих классов, лицемерно заботящихся о «просвещении» и спасении души народа учением Христа, истинный смысл которого они сами не постигли или остались чужды ему, превосходство и ценность народных начал, «народного духа» как в искусстве, так и в самой жизни. При серьезных испытаниях, перед лицом смерти «некрещеный» дикарь оказался гораздо выше и человечнее архиерея, проявляет сметку и находчивость. Не удивительно, что этот «темняк» у Лескова вырастает в сказочного богатыря — символ народного могущества. Проницательнее и душевно теплее, чем архиерей, и отец Кириак — человек, близко стоящий к народу, хорошо знающий его тяготы, его подлинных «вражков». Эта идея победы народного начала, пронизывающая от начала и до конца рассказ Лескова и роднящая его с такими произведениями, как «Левша», не была оценена и понята современной критикой. Первый, кто оценил и почувствовал эту идею, был Л. Н. Толстой. «На краю света»,— говорил он,— очень хорошо. У тунгуза показана...
    4. На краю света. Глава 3.
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    Часть текста: самом же деле одни из крещеных снова возвращались в свою прежнюю веру — ламайскую или шаманскую; а другие делали из всех этих вер самое странное и нелепое смешение: они молились и Христу с его апостолами, и Будде с его буддисидами да тенгеринами, и войлочным сумочкам с шаманскими ангонами. Двоеверие держалось не у одних кочевников, а почти и повсеместно в моей пастве, которая не представляла отдельной ветви какой-нибудь одной народности, а какие-то щепы и осколки бог весть когда и откуда сюда попавших племенных разновидностей, бедных по языку и еще более бедных по понятиям и фантазии. Видя, что все, касающееся миссионерства, находится здесь в таком хаосе, я возымел об этих моих сотрудниках мнение самое невыгодное и обошелся с ними нетерпеливо сурово. Вообще я стал очень раздражителен, и данное мне прозвище «лютого» начало мне приличествовать. Особенно испытал на себе печать моего гневливого нетерпения бедный монастырек, который я избрал для своего жительства и при котором желал основать школу для местных инородцев. Расспросив чернецов, я узнал, что в городе почти все говорят по-якутски, но из моих иноков изо всех по-инородчески говорит только один очень престарелый иеромонах, отец Кириак, да и тот к делу проповеди не годится, а если и годится, то, хоть его убей, не хочет идти к диким проповедовать. — Что это,— спрашиваю,— за ослушник, и как он смеет? Сказать ему, что я этого не люблю и не потерплю. Но экклезиарх мне отвечает, что слова мои передаст, но послушания от Кириака не ожидает, потому что это уже ему не первое: что и два мои быстро друг за другом сменившиеся предместника с ним строгость пробовали, но он уперся и одно отвечает: — «Душу за моего Христа положить рад, а крестить там (то есть в пустынях) не стану». Даже, говорит, сам просил лучше сана его лишить, но туда не посылать. И от священнодействия...
    5. Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    Часть текста: еврей содержал ветхозаветную веру пророка Моисея (Моисей - библейский первоучитель иудаизма), а крещеный разумно соблюдал свою христианскую веру. Оба соседа жили исправно, а промыслами занимались различными: еврей делал золотые и серебряные вещи, а христианин имел корабли и посылал их с товарами за море. По соседству они друг другу ничем не досаждали и имели обыкновение никогда друг с другом о вере не спорить. Кто из них в какой вере родился, тот в такой и пребывал, и свою веру перед другим не превозносил, а чужую не унижал и не порочил. Оба рассуждали так: "Кому что в рассуждении веры от Бога открыто - такова, значит, воля Божия". И так они в добром согласии прожили много лет счастливо. У обоих этих соседей было по сыну, которые родились в один год. Христианин своего сына потаенно окрестил и назвал Федором, а еврей своего, по еврейскому закону, в восьмой день обрезал и назвал его Абрамом. Тогда в Царьграде главною верой была еще вера языческая. Христиане и евреи, которые жили между язычниками, старались себя явно не оказывать, чтобы не дразнить язычников и не накликать на себя неудовольствие. А потому как крещение Федора, так и обрезание Абрама отцы их сделали в домах своих без угощения, потихоньку, при одних своих близких родных. Оба соседа, получив от Бога потомство, были очень рады. Христианин говорил: - Добрый сосед! Дай Бог, чтобы сыновья наши жили между собою так же ладно, как мы между собою прожили. И еврей сказал то же самое: - Дай Бог, сосед, но я думаю, что дети наши должны жить еще согласнее, потому что они от нас, отцов своих, имеют добрый пример, что в согласии заключается удобье и счастье, а в несогласии - всякое беспокойство и разорение. ГЛАВА ВТОРАЯ Когда мальчики, Федор и Абрам, подросли до той поры, что их стали манить совместные игры и...

    © 2000- NIV