• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.К. (tolstoy-a-k.lit-info.ru)
  • Cлово "ЯЗЫЧНИК"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Варианты слова: ЯЗЫЧНИКОВ, ЯЗЫЧНИКАМИ, ЯЗЫЧНИКИ, ЯЗЫЧНИКУ

    1. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 3.
    2. На краю света. Глава 5.
    Входимость: 3.
    3. На краю света. Примечания.
    Входимость: 3.
    4. На краю света. Глава 3.
    Входимость: 3.
    5. Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине
    Входимость: 3.
    6. На краю света. Ранняя редакция.
    Входимость: 2.
    7. Аскалонский злодей. Глава 12.
    Входимость: 2.
    8. На краю света. Глава 8.
    Входимость: 2.
    9. Аннинский Л.А. Несломленный. Глава 7.
    Входимость: 1.
    10. Несколько слов... о духоборских и других сектах
    Входимость: 1.
    11. Овцебык. Глава 3
    Входимость: 1.
    12. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 1.
    13. Еврей в России
    Входимость: 1.
    14. Д.П. Святополк-Мирский. Лесков
    Входимость: 1.
    15. На краю света. Глава 4.
    Входимость: 1.
    16. Гора. Египетская повесть
    Входимость: 1.
    17. Жизнь Николая Лескова. Часть 6. Примечания.
    Входимость: 1.
    18. Аскалонский злодей. Глава 14.
    Входимость: 1.
    19. Заячий ремиз. Главы 10-14.
    Входимость: 1.
    20. Геральдический туман
    Входимость: 1.
    21. Скоморох Памфалон. Примечания.
    Входимость: 1.
    22. На краю света. Глава 13.
    Входимость: 1.
    23. Епархиальный суд
    Входимость: 1.
    24. Аскалонский злодей
    Входимость: 1.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: или "острогами", или "крепостями", а впоследствии "городами". Таким образом возник Берёзов, Обдорск, Сургут, Нарым, Туруханск, Якутск и другие нынешние города. Первоначальное заведение здешних городов обыкновенно шло так: сначала строили первую избу для воеводы, вторую для попа и третью, общую для "служилых людей", а насупротив их - ссыпной амбар для хлеба, погреб для пороху и церковь. Церковь была "та же изба, только с крестом на крыше". Заводили оседлости на таких местах, где кочевники имели обычай сходиться для мены; тут их рассчитывали "осетить и обрать с них ясак". Придумано было хорошо, и казаки, указав заводчикам, как собирать ясак, указали и следовавшим за ними священноцерковнослужителям средства, как "просвещать язычников святою верою и чем от них кормиться". "Просвещать же язычников" - это было целью прибытия духовных в сибирскую глушь, а "кормиться" от своей паствы им было необходимо, так как от казны им на всё прожитьё было "пожаловано в год на попа по 28 рублей, а на причетника по 18 рублей на ассигнацию" (= 8 р. и 5 р. 30 к.). "Паства", которую только что накрестили, вся состояла из кочевников,...
    2. На краю света. Глава 5.
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    Часть текста: — То-то и есть. — Да, учить надо, владыко; и утром сеять семя, и вечером не давать отдыха руке,— всё сеять. — Хорошо говоришь,— отчего же ты так не делаешь? — Освободи, владыко, не спрашивай. — Нет уж, расскажи. — А требуешь рассказать, так поясни: зачем мне туда идти? — Учить и крестить. — Учить?— учить-то, владыко, неспособно. — Отчего? враг, что ли, не дает? — Не-ет! что враг,— велика ли он для крещеного человека особа: его одним пальчиком перекрести, он и сгинет; а вражки мешают,— вот беда! — Что это за вражки? — А вот куцые одетели, отцы благодетели, приказные, чиновные, с приписью подьячие. — Эти, стало быть, самого врага сильней? — Как же можно: сей род, знаешь, ничем не изымается, даже ни молитвою, ни постом. — Ну, так надо, значит, просто крестить, как все крестят. — Крестить... — проговорил за мною Кириак, и — вдруг замолчал и улыбнулся. — Что же? продолжай. Улыбка сошла с губ Кириака, и он с серьезною и даже суровою миной добавил: — Нет, я скорохватом не хочу это делать, владыко. — Что-о-о! — Я не хочу этого так делать, владыко, вот что!— отвечал он твердо и опять улыбнулся. — Чего ты смеешься?— говорю.— А если я тебе велю крестить? — Не послушаю,— отвечал он, добродушно улыбнувшись, и, фамильярно хлопнув меня рукою по колену, заговорил: — Слушай, владыко, читал ты или нет,— есть в житиях одна славная повесть. Но я его перебил и говорю: — Поосвободи, пожалуйста, меня с житиями: здесь о слове божием, а не о преданиях человеческих. Вы, чернецы, знаете, что в житиях можно и того и другого достать, и потому и любите все из житий хватать. А он отвечает: — Дай же мне, владыко, кончить; может, я и из житий что-нибудь прикладно скажу. И рассказал старую историю из первых христианских веков о двух друзьях — христианине и...
    3. На краю света. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    Часть текста: № 52, 28 декабря и 1876, №№ 1—4 и 6 от 5, 12, 18, 25 января и 8 февраля. В том же году рассказ был издан отдельной книгой «На краю света (из воспоминаний архиерея)» Рассказ H. С. Лескова, СПб, 1876. Рукопись не сохранилась, известна лишь ранняя его рукописная редакция под названием «Темняк» (ЦГАЛИ, ф. 275, оп. 1, № 6, лл. 17). Тексты всех прижизненных изданий близки между собою. В первом отдельном издании (1876) рассказу предпослан следующий эпиграф из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья» (1855): Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Значительно отличается от печатных изданий первая рукописная редакция рассказа «Темняк». Она вводит в творческую лабораторию писателя и показывает, ценою какого огромного труда был создан Лесковым этот рассказ (см. Приложения). В основе произведения «На краю света» лежит подлинный случай из миссионерской деятельности в Сибири ярославского архиепископа Нила (см. о нем ниже). Лесков сумел, однако, поднять этот случай до высоты огромного художественного обобщения и, как в зеркале, правдиво отразить современную действительность. В своем рассказе он показывает жизнь одного из наиболее угнетенных — «диких» народов России, обреченных на смерть и вырождение, фарисейство представителей господствующих классов, лицемерно заботящихся о «просвещении» и спасении души народа учением Христа, истинный смысл которого...
    4. На краю света. Глава 3.
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    Часть текста: и Христу с его апостолами, и Будде с его буддисидами да тенгеринами, и войлочным сумочкам с шаманскими ангонами. Двоеверие держалось не у одних кочевников, а почти и повсеместно в моей пастве, которая не представляла отдельной ветви какой-нибудь одной народности, а какие-то щепы и осколки бог весть когда и откуда сюда попавших племенных разновидностей, бедных по языку и еще более бедных по понятиям и фантазии. Видя, что все, касающееся миссионерства, находится здесь в таком хаосе, я возымел об этих моих сотрудниках мнение самое невыгодное и обошелся с ними нетерпеливо сурово. Вообще я стал очень раздражителен, и данное мне прозвище «лютого» начало мне приличествовать. Особенно испытал на себе печать моего гневливого нетерпения бедный монастырек, который я избрал для своего жительства и при котором желал основать школу для местных инородцев. Расспросив чернецов, я узнал, что в городе почти все говорят по-якутски, но из моих иноков изо всех по-инородчески говорит только один очень престарелый иеромонах, отец Кириак, да и тот к делу проповеди не годится, а если и годится, то, хоть его убей, не хочет идти к диким проповедовать. — Что это,— спрашиваю,— за ослушник, и как он смеет? Сказать ему, что я этого не люблю и не потерплю. Но экклезиарх мне отвечает, что слова мои передаст, но послушания от Кириака не ожидает,...
    5. Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    Часть текста: соблюдал свою христианскую веру. Оба соседа жили исправно, а промыслами занимались различными: еврей делал золотые и серебряные вещи, а христианин имел корабли и посылал их с товарами за море. По соседству они друг другу ничем не досаждали и имели обыкновение никогда друг с другом о вере не спорить. Кто из них в какой вере родился, тот в такой и пребывал, и свою веру перед другим не превозносил, а чужую не унижал и не порочил. Оба рассуждали так: "Кому что в рассуждении веры от Бога открыто - такова, значит, воля Божия". И так они в добром согласии прожили много лет счастливо. У обоих этих соседей было по сыну, которые родились в один год. Христианин своего сына потаенно окрестил и назвал Федором, а еврей своего, по еврейскому закону, в восьмой день обрезал и назвал его Абрамом. Тогда в Царьграде главною верой была еще вера языческая. Христиане и евреи, которые жили между язычниками, старались себя явно не оказывать, чтобы не дразнить язычников и не накликать на себя неудовольствие. А потому как крещение Федора, так и обрезание Абрама отцы их сделали в домах своих без угощения, потихоньку, при одних своих близких родных. Оба соседа, получив от Бога потомство, были очень рады. Христианин говорил: - Добрый сосед! Дай Бог, чтобы сыновья наши жили между собою так же ладно, как мы между собою прожили. И еврей сказал то же самое: - Дай Бог, сосед, но я думаю, что дети наши должны жить еще согласнее, потому что они от нас, отцов своих, имеют добрый пример, что в согласии заключается удобье и счастье, а в несогласии - всякое беспокойство и разорение. ГЛАВА ВТОРАЯ Когда...

    © 2000- NIV