• Приглашаем посетить наш сайт
    Татищев (tatischev.lit-info.ru)
  • Cлово "ИЗБА"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Варианты слова: ИЗБЕ, ИЗБУ, ИЗБЫ, ИЗБ

    1. Юдоль. Глава 10.
    Входимость: 16.
    2. Юдоль. Глава 6.
    Входимость: 10.
    3. Житие одной бабы. Часть 1. Глава 8
    Входимость: 8.
    4. Час воли божией
    Входимость: 8.
    5. Загон. Глава 2.
    Входимость: 6.
    6. На ножах. Часть 6. Глава 22.
    Входимость: 6.
    7. Житие одной бабы
    Входимость: 6.
    8. Юдоль. Глава 5.
    Входимость: 6.
    9. Житие одной бабы. Часть 1. Глава 6
    Входимость: 6.
    10. Житие одной бабы. Часть 2. Глава 7
    Входимость: 5.
    11. Юдоль. Глава 7.
    Входимость: 5.
    12. Разбойник
    Входимость: 5.
    13. Пустоплясы
    Входимость: 5.
    14. Житие одной бабы. Часть 2. Глава 9
    Входимость: 5.
    15. Юдоль. Глава 11.
    Входимость: 4.
    16. Загон. Глава 3.
    Входимость: 4.
    17. Несмертельный Голован. Глава 5.
    Входимость: 4.
    18. Тупейный художник
    Входимость: 4.
    19. Овцебык. Глава 4
    Входимость: 4.
    20. Юдоль. Глава 20.
    Входимость: 3.
    21. Житие одной бабы. Часть 1. Глава 7
    Входимость: 3.
    22. Герои отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому. Глава 2.
    Входимость: 3.
    23. М.Горький. Н.С.Лесков
    Входимость: 3.
    24. Житие одной бабы. Часть 1. Глава 4
    Входимость: 3.
    25. Очарованный странник. Глава 20.
    Входимость: 3.
    26. Пугало. Глава 15.
    Входимость: 3.
    27. Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. Часть 1. Глава 19.
    Входимость: 3.
    28. На ножах. Часть 6. Глава 16.
    Входимость: 3.
    29. Житие одной бабы. Часть 1. Глава 5
    Входимость: 3.
    30. Запечатленный ангел
    Входимость: 3.
    31. На ножах. Часть 6. Глава 12.
    Входимость: 3.
    32. Маланья - голова баранья
    Входимость: 3.
    33. Смех и горе. Главы 60-64.
    Входимость: 3.
    34. Юдоль. Глава 19.
    Входимость: 2.
    35. Житие одной бабы. Часть 1. Глава 2
    Входимость: 2.
    36. Сибирские картинки 18 века. Глава 17.
    Входимость: 2.
    37. Еврей в России
    Входимость: 2.
    38. П.Громов, Б.Эйхенбаум: Творчество Н.С. Лескова. Глава 5.
    Входимость: 2.
    39. Очарованный странник. Глава 13.
    Входимость: 2.
    40. Овцебык. Глава 12
    Входимость: 2.
    41. Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. Часть 1. Глава 5.
    Входимость: 2.
    42. Запечатленный ангел. Глава 6.
    Входимость: 2.
    43. Герои отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому. Глава 12.
    Входимость: 2.
    44. Смех и горе. Главы 45-49.
    Входимость: 2.
    45. Язвительный
    Входимость: 2.
    46. Запечатленный ангел. Глава 14.
    Входимость: 2.
    47. Дурачок
    Входимость: 2.
    48. Аннинский Л.А. Несломленный. Глава 5.
    Входимость: 2.
    49. Русское тайнобрачие. Глава 3.
    Входимость: 2.
    50. Некуда. Книга 1. Глава 20.
    Входимость: 2.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Юдоль. Глава 10.
    Входимость: 16. Размер: 13кб.
    Часть текста: понемножку топить избу, и оставили ее на волю божью. Несчастная абандона коротала дни одинокая в пустой и почти холодной избе, для согревания которой было очень мало топлива. Она сидела днем под окошечком, пряла какую-то посконь и томилась и от голода, и от стужи, и от немощи, и от одиночества, и в этом положении ее навещала только одна подруга — таких же лет девочка из соседней избы. Разумеется, и эта девочка была такая же бедная, но та, первая — была тихая и покорная, а эта, вторая — очень бойкая и, как увидим, слишком предприимчивая. Она и наделала бед, из которых сложились потом разнообразные легенды, ходившие по округу и еще сохраняемые, может быть, и доселе. У этой, второй девочки — «озорницы», недавно умерла мать, и отец ее отложил новую женитьбу «до урожая», а пока он сам уходил побираться с двумя мальчиками, а «озорницу» он жалел таскать, потому что ей было не во что одеться. Ей также «покидали кусочков и топливца», и она оставалась «при избе». А как одной в избе сидеть скучно, то «озорница» приходила скучать к смирной соседке. Вдвоем им было веселее и теплее и дни коротать и ночь спать. Девочки ладили между собою, несмотря на то, что резвая, приходя к тихой, не давала ей покоя и не раз ее забижала; но это все было ничто в сравнении с тем, что она один раз устроила. Однажды, в холодный и солнечный день, утром, когда обе девочки встали, — хворая хозяйка начала набивать хворостом печь, а озорница убежала «свою избу проведать» и долго не возвращалась; но потом хворая слышит, что кто-то отворил дверь, которая вела с надворья в сени, и сейчас же в сенях послышалось блеяние ягненка. Немощная девочка удивилась, потому что во всем их конце деревни давно уже ни ноги овечьей в живых не осталось, и ягненку взяться было неоткуда....
    2. Юдоль. Глава 6.
    Входимость: 10. Размер: 10кб.
    Часть текста: люди переживают особенное страдание: жизнь в крестьянских избах плелась почти такая же безотрадная, как и всегда. Те же стоны и кряхтенье стариков, не слезающих с остылых печей; тот же дым и вонь, а часто и снег, пролезающий по углам с наружной стороны изб во внутреннюю; те же слабые писки голых и еле живых ребят со вспухшими животами и красными от дыма глазами; но зимняя картина в орловской деревне никогда и не была другою... Я ее всегда видел именно этакою. Мне гораздо легче вспомнить и удобнее, кажется, передать некоторые особенные случаи , которые уцелели в памяти и которые я изложу один от другого в отдельности. Прежде всего вспоминается мне хилая девочка Васёнка, которую «бог взял», и я с этого начну мои рапсодии, но так как мать Васёнки жила на дворовом положении, то прежде я скажу коротко о положении людей дворовых, которое отличалось от крестьянского. Дворовым людям, которые в обыкновенное время почитали себя несчастнее крестьян, в голодовку выходило лучше, чем крестьянам, потому что дворовых, не имевших земли и состоявших на работе при помещичьих дворах, помещики должны были кормить, и кое-как кормили. В обыкновенное время им отпускали на мужчину 1 п. 30 ф. в месяц, а на женщину 1 п. 20 ф. и на детей (с пяти до пятнадцати лет) по 20 ф. ржаной муки. Более не давали ничего: приварок и соль они должны были припасти себе сами, и где-то они этим действительно раздобывались. В голодный год во многих местах этим людям сделали страшную обиду: «сняли их с мучной месячины на печеный отвес», то есть стали давать им по 3 ф. хлеба в день на мужчину и по 2 ф. на женщину, а мальчикам и девочкам по полтора фунта. Притом если варили щи или кашу, то в эти дни хлебный отвес уменьшался наполовину. Этим уже дворовые люди были страшно недовольны, потому что они своим «отвесным хлебом» делились со своими родственниками, голодавшими на деревне, и это составляло их священное право «помогать на деревню». Дворовым и комнатной прислуге с Введения (21 ноября)...
    3. Житие одной бабы. Часть 1. Глава 8
    Входимость: 8. Размер: 14кб.
    Часть текста: девка и в одной рубашке будет девкою, а зрячая, во что ее ни одень, прогорит духом. — Да не то, ребятушки! а ведь нехорошо смотреть-то на большую девку, как идет в одной рубашке,— говорил барин. — А ты, Митрий Семеныч, не гляди, коли нехорошо тебе показывается,— отвечали мужики. Так барин отказался от своих реформ и не только сам привык звать мужиков либо Васильичами да Ивановичами либо Данилками, но даже сам пристально смотрел вслед девкам, когда они летом проходили мимо окон в белоснежных рубахах с красными прошвами. Однако на хуторе очень любили, когда барин был в отъезде, и еще более любили, если с ним в отъезде была и барыня. На хуторе тогда был праздник; все ничего не делали: все ходили друг к другу в гости и совсем забывали свои ссоры и ябеды. Были сумерки; на дворе опять порошил беленький снежок. Петровна в черной свитке, повязанная темненьким бумажным платочком, вышла с палочкою на двор и, перейдя шероховатую мельничную плотину, зашкандыбала знакомой дорожкой, которая желтоватой полосой вилась по белой равнине замерзшего пруда. За Петровной бежала серая шавка Фиделька и тот рябый кобель, к которому Настя приравнивала своего прежнего жениха, а теперешнего мужа. Настя сидела, сложив на коленях руки, в избе Прокудиных. Она была теперь одна-одинешенька: все семейные были на маслобойне, где заводили новый тяжелый сокол 1 и где потому нужно было много силы. Она была в своем обыкновенном, убитом состоянии и не заметила, как в избе совсем стемнело и как кто-то вошел в двери и, закашлявшись, прислонился к притолке. Она пришла в себя, когда знакомый старческий голос, прорываясь через удушье, произнес: — Где ты, Настя? Настя вскрикнула: «Матушка моя родимая!» — бросилась к матери и зарыдала. — Так-то,...
    4. Час воли божией
    Входимость: 8. Размер: 60кб.
    Часть текста: его так за то, что он не любил воевать, а всем людям добра хотел. Жить он любил по-старинному и управлял своим королевством с большим благочестием, по всем памятям по отцовским и дедовским, и из всех сил хлопотал и заботился, чтобы в его земле правда над кривдою верх взяла и всем людям хорошо было у него под державою, но только все это дело у него не спори́лося. Только что начнет Доброхот с одного конца свое дело налаживать, как — глядит — оно у него на другом конце расплетается. Долго бился Доброхот всяким родом и способом и умаялся в хлопотах до семи потов, а успеха ему все-таки нет как нет. И потерял, наконец, Доброхот всякую надежду устроиться, и взяло его от этого такое горе и отчаяние, что не стали его веселить ни скоморошьи потехи, ни пляски, ни женины ласки умильные; опостылели ему звериные ловы, и птичья охота наскучила. Стал король вянуть и к гробу посунулся. Заметила это жена Доброхота премудрого — Милолика, королева прекрасная, и начала его обнимать и просить с нежностью, чтоб он пожалел себя, и ее, и своих малых детушек и не трудил бы себя долгою тяжкою заботой, а созвал бы скорее со всего королевства самых сановитых бояр и велел бы им всю премудрость обдумать в большой думе засветло и подать себе пред сумерки все дело чистое — на ладошечке. II Король Доброхот в сей последний раз нежных ласок своей прекрасной королевы Милолики послушался и созвал своих думных бояр со всей земли и начал у них спрашивать: — Все ли у нас под моею державой идет так, как следует? Советчики отвечали: — С нашей руки видать, будто идет у нас все как следует. Будь только ты у нас многолетне здрав, а для нас ничего окромя сего и не надобно. — Если все вы не врете, то, пожалуй, быть может и вправду так, — отвечал король. — Хорошо, ...
    5. Загон. Глава 2.
    Входимость: 6. Размер: 10кб.
    Часть текста: других таких же, как Всеволожский, обстоятельных людей (Данилевского и Савинского), говорил: — Бывало, подаешь заседателю Б. французский паштет, а у самого слезы на рукав фрака падают. Видеть стыдно, как он все расковыряет, а взять не умеет. И шепнешь ему, бывало: «Ваше высокородие! Не угодно ли я вам лучше икорки подам?» А он и сам рад: «Сделай милость, говорит, я икру обожаю!» Гостей этого рода часто нарочно спаивали, связывали, раздевали, живых в гробы укладывали и нагих баб над ними стоять ставили, а потом кидали им что-нибудь в награду и изгоняли. Это делали все или почти все, и Всеволожский грешен такими забавами, может быть, даже меньше, чем другие. Но Всеволожский ввел ересь: он стал заботиться, чтобы его крестьянам в селе Райском было лучше жить, чем они жили в Орловской губернии, откуда их вывели. Всеволожский приготовил к их приходу на новое место целую «каменную деревню». О таких чистых и удобных помещениях и помышлять не могли орловские крестьяне, всегда живущие в беструбных избах. Все дома, приготовленные для крестьян в новой деревне, были одинаковой величины и сложены из хорошего прожженного кирпича, с печами, трубами и полами, под высокими черепичными крышами. Выведен был этот «порядок» в линию на горном берегу быстрого ручья, за которым шел дремучий бор с заповедными и «клейменными» в петровское время «мачтовыми» деревьями изумительной чистоты,...

    © 2000- NIV