• Приглашаем посетить наш сайт
    Кузмин (kuzmin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1954"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Жизнь Николая Лескова. Примечания.
    Входимость: 6. Размер: 14кб.
    2. Смех и горе. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    3. Статьи к собранию сочинений в 11 т. 1956—1958гг. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    4. Старые годы в селе Плодомасове. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    5. Котин доилец и Платонида. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    6. Грабеж Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    7. Богаевская К.П.: Н.С. Лесков о Достоевском
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    8. Николай Гаврилович Чернышевский в его романе "Что делать?"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    9. Соборяне. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    10. Белый орел
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    11. Гора. Египетская повесть. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    12. Некуда. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    13. Житие одной бабы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    14. Островитяне. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    15. Громов П., Эйхенбаум Б.: Творчество Н.С. Лескова
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    16. Ал. Горелов: "Книга сына об отце"
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    17. Русские общественные заметки
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    18. Статьи к собранию сочинений в 11 т. 1956—1958гг. Часть 6.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    19. Хронологическая канва жизни и деятельности Н. С. Лескова
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    20. Овцебык. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    21. Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    22. А. Шелаева: "На ножах" - забытый роман
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    23. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    24. Владычий суд. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жизнь Николая Лескова. Примечания.
    Входимость: 6. Размер: 14кб.
    Часть текста: выходила дважды. Первое издание - Андрей Лесков. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М., Гослитиздат, 1954. Второе издание, повторяющее текст первой публикации, выпущено Приокским книжным издательством (Тула) в 1981 году. Настоящее издание печатается по тексту 1954 года с проверкой и исправлениями по имеющимся рукописным материалам и корректурам, которые хранятся в Институте русской литературы. Это прежде всего: 1. Правленная А. Н. Лесковым верстка книги. 2. Авторские машинописные вставки в корректуру. 3. Машинопись с правкой Лескова 5-8 частей книги. 4. "Авторские заметы" А. П. Лескова от 10 февраля 1954 года, представляющие 156 ответов на редакторские замечания, в подавляющем большинство случаев выражающие его несогласие с предложенной правкой. Сохранились письма А. Н. Лескова в Гослитиздат (например, от 7 апр. 1953 г.), в которых он просит защитить в книге "самобытное и говорящее" от "обезличения". В последнем издании восстанавливается принципиальная смысловая правка А. Н. Лескова, не учтенная в издании 1954 года. Книга А. Лескова выпускается в двух томах, как первоначально задумал ее сам автор, и впервые комментируется. Первая редакция книги А. Н. Лескова была в основном завершена еще при жизни А. М. Горького, в 1935 году. Дальнейшие хлопоты по ее изданию, кроме автора, нес В. А. Десницкий, в труде которого А. Н. Лесков видел как бы доброхотное исполнение "завещания Горького" (письмо А. Н. Лескова Б. М. Другову от 10 июня 1941 г. - ОГМТ , N 8251 ) . Самая первая редакция имела "около 42 л. "Дней и трудов", л. 3 комментария, л. 2 хронологически построенной библиографии с 1860-1937 гг. Листа 1-1/2 документальных приложений", что составляло "72 главы и 6 частей" (письмо тому же адресату от 6 июля 1937 г. - там же ) ....
    2. Смех и горе. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    Часть текста: при своем деле»; разбивка на главы произведена редактором «Современной летописи» П. К. Щебальским по разрешению автора; подпись: Н. Лесков. Как видно из письма Лескова Щебальскому от 7 мая 1871 года, «Смех и горе» было отправлено им в редакцию «Русского вестника» в начале 1870 года (см. «Шестидесятые годы», М.— Л., 1940, стр. 312), но публикация задержалась из-за того, что одновременно с повестью «Русский вестник» взял у Лескова роман «На ножах», начатый печатанием с № 10 «Русского вестника» за 1870 год. Лесков настаивал на скорейшем печатании повести: «Я совершенно согласен с тем, что вы говорите о печатании повести в «Летописи». Это действительно будет меледа, а не печатание, и для меня гораздо лучше видеть ее в «Русском вестнике», но только не по окончании романа, ибо в повестушке той много вещей, имеющих интерес временный... Надо печатать повесть в журнале с псевдонимом «Меркул Праотцев», или же в «Летописи» с моею настоящей фамилией, но во всяком случае немедленно, не ожидая окончания романа... Там ли, сям ли, но скорее, а то она уж и так...
    3. Статьи к собранию сочинений в 11 т. 1956—1958гг. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: в издании 1889 года автор ограничился лишь незначительной стилистической правкой. Рукопись романа не сохранилась. В подарочной надписи П. К Щебальскому от 18 апреля 1871 года на экземпляре «Некуда» (издание 1867 года) Лесков свидетельствовал, что роман создавался «наскоро и печатался прямо с клочков, нередко писанных карандашом в типографии». Здесь же, защищаясь от нападок критики, он указывал на сложную цензурную историю своего произведения: «Противники мои писали и до сих пор готовы повторять, что роман этот сочинен по заказу III отделения... На самом же деле цензура не душила ни одной книги с таким остервенением, как «Некуда». После выхода первой части Турунов назначил г. Веселаго поверять цензора Де-Роберти. Потом велел листы корректуры приносить от Веселаго себе и сам марал беспощадно целыми главами. Наконец, еще и этого показалось мало, и роман потребовали еще на одну «сверхъестественную» цензуру [имеется в виду III отделение. — Ред. ]. Я потерял голову и проклинал час, в который задумал писать это злосчастное сочинение» («Шестидесятые годы. Материалы по истории литературы и общественному движению», изд. АН СССР, М. — Л., 1940, стр. 354). Указания на цензуру, исказившую авторский замысел, содержатся и в неопубликованной статье «О шепотниках и печатниках» (1882). Здесь Лесков сообщает, что П. Д. Боборыкину (тогда редактору «Библиотеки для чтения») пришлось «проводить» роман «через цензурные затруднения, не имевшие себе равных и подобных . Роман марали и вычеркивали не один цензор (Де-Роберти), но три цензора друг за другом, и наконец окончательно сокращал его Михаил Николаевич Турунов... стоявший тогда во главе цензурного учреждения в Петербурге... «Некуда» не только не пользовался никакою поддержкою и покровительством властей, но он даже подвергался сугубой строгости ... Там вымарывались не места, а целые главы, и притом часто самые важные...» (А. Лесков. Жизнь Николая Лескова,...
    4. Старые годы в селе Плодомасове. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: карлики. Картина старорусской жизни». № 2, февраль, стр. 662—684). В сборник «Рассказы М. Стебницкого» (1869) автор включил «Плодомасовских карликов» в качестве третьего очерка в «Старые годы в селе Плодомасове», дав им общий подзаголовок «Три очерка» со следующим пояснительным примечанием перед третьим очерком: «Здесь должен чувствоваться большой перерыв в Плодомасовской хронике, потому что три очерка, касающиеся позднейшей старости Плодомасовой и воспитания и жизни «дворянина Туганова», по особым соображениям автора не включены в этот том. Наступающий очерк представляет эпоху гораздо позднейшую, когда Плодомасова уже умерла. Глубокое старчество Марфы Андреевны передается лишь устами ее фаворитного карлика Николая Афанасьевича». В 1872 году «Плодомасовские карлики» вновь были напечатаны Лесковым с изменениями текста в составе его «Старогородской хроники» — «Соборян» в «Русском вестнике» (1872, № 5, май, стр. 258— 278) как главы II— V второй части хроники. Лесков сообщал об этом в письме в редакцию газеты «Русский мир» от 1 мая 1872 г. № 119: «После выхода апрельской книги «Русского вестника», где помещена первая часть моего романа «Соборяне», распространились некоторые толки, и я получаю устные и письменные вопросы и сожаления: зачем мною изъяты отсюда «Плодомасовские карлики», с которыми читатели познакомились по отрывку, напечатанному в «Русском же вестнике», назад тому три года. Глубоко признательный за столь мало мною заслуженное внимание известных и неизвестных мне лиц, я считаю долгом объяснить им, что интересующие их «Плодомасовские карлики» отнюдь не изъяты из «Соборян» и появятся в свое время. Воспоминаемый читателями прежде напечатанный отрывок принадлежит ко второй, а не первой части романа,...
    5. Котин доилец и Платонида. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: доилец и Платонида. Примечания Примечания КОТИН ДОИЛЕЦ И ПЛАТОНИДА Печатается по собранию сочинений, т. VI, 1890, с исправлением опечаток по «Отечественным запискам», 1867, № 8, апрель, кн. 2 (где напечатано впервые), и по изданию: «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого», т. I, 1867. Этот рассказ первоначально входил в «романическую хронику» Лескова, которая печаталась в «Отечественных записках» 1867 года под заглавием «Чающие движения воды» (будущие «Соборяне»). В сборнике повестей, очерков и рассказав (1867) он появился уже отдельно, но под заглавием «Старогородцы (Отрывки из неоконченного романа «Чающие движения воды»). I. Котин доилец и Платонида». Последней главы (двенадцатой) здесь еще нет; вместо нее напечатано особое послесловие, в котором сказано: «Глава эта при печатании романа в журнале была заключена словами: «и мы увидим, как основательны были все эти соображения насчет участия Константина Ионыча в деле пропавшей вдовицы». Ныне мы должны изменить это заключение, сказав, что мы этого никогда не увидим, ибо роман «Чающие движения воды» по многим не зависящим от его автора обстоятельствам продолжаться не может» (ср. в книге Андрея Лескова — «Жизнь Николая Лескова», М., 1954, стр. 187—189). Глава двадцатая, сообщающая о судьбе Авенира и Платониды, появилась впервые только в томе VI собрания сочинений. Константин Пизонский стал героем отдельного рассказа, но он сохранился и как одно из лиц старогородской хроники, появившейся в 1872 году под названием «Соборяне» (см. часть I, главы 4 и 5). ... читали на память «Манфреда» и Козловского «Чернеца».— «Манфред» — драматическая поэма Байрона; «Чернец» — поэма И. ...
    6. Грабеж Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: сочинений, том пятый, СПб., 1889, стр. 371—418. Рассказ впервые опубликован в «Книжках Недели», 1887, № 12. Подготавливая рассказ для Собрания сочинений, Лесков подверг его значительной стилистической обработке и попутно с этим усилил его некоторыми характерными деталями. Так, например, в «Книжках Недели» нет отрывка, изображающего склонность любителей церковного пения к «страшному пойлу» (см. главу седьмую, от слов: «нельзя ли развести от всего своего естества еще поужаснее» до слов: «нет, я больше одного стакана зараз не обожаю»). В редакции рассказа, вошедшей в Собрание сочинений, часто мелькает орловское колоритное словечко «подлет», вовсе не встречающееся в первопечатном тексте. В современной Лескову критике этот талантливейший рассказ прошел незамеченным. Сын писателя называл «Грабеж» «заразительно-веселой, чисто орловской панорамой», насыщенной «архиорловским бытом» (см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, М., 1954, стр. 615; Н. С. Лесков, Избранные сочинения, М., 1945, стр. 460). ...незадолго перед знаменитыми орловскими... пожарами . — В своей автобиографии Лесков пишет: «Осиротел на 16-м году... Ничтожное имущество, какое осталось от отца, погибло в огне. Это было время знаменитых орловских пожаров» («Неделя», 1900, V, стр. 190). Таким образом, в данном случае речь идет об орловских пожарах, происходивших в 1847 году. В XIX веке Орел, город по преимуществу деревянный, горел неоднократно. Так, например, один из мемуаристов пишет: «Со второй половины 1826 года Орел... несколько раз горел и, как небезызвестно, совершенно перестроился и вполне изменил свою физиономию, с какою я его знал за ...
    7. Богаевская К.П.: Н.С. Лесков о Достоевском
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    Часть текста: "несмотря на кажущиеся внешние соприкосновения их литературных позиций на почве своеобразного народничества, оставались чуждыми друг другу по основному направлению творчества" 3 . Некоторые материалы, неизданные и забытые, остались за пределами статьи В. В. Виноградова 4 . О них и будет речь ниже. 1 На другой день после смерти Достоевского выходит в свет последний (январский) выпуск "Дневника писателя", посвященный главным образом прославлению религиозного духа русского народа. 31 января Лесков присутствует на выносе тела Достоевского из его квартиры (в Кузнечном пер.) и провожает гроб до ворот Александро-Невской лавры 5 , а в ночь на 3 февраля взволнованно пишет А. С. Суворину: "Уважаемый Алексей Сергеевич! Не осудите меня за неодолимое желание написать вам несколько строк по поводу обстоятельства, которое сильно меня огорчило. К удивлению моему, мне сказали, что мне приписывают какую-то заметку о Ф. М. Достоевском, напечатанную в "Петербургской газете" 6 . Я ее не видал и о сю пору не знаю ее содержания, а потому и не обратил на эти слова внимания, но потом пришел Лейкин и сказал, что и вы тоже имеете такую уверенность,...
    8. Николай Гаврилович Чернышевский в его романе "Что делать?"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: есть свои присяжные критики и в этих журналах места пропасть. Критику там можно разгуляться и тоску-скуку свою разогнать. Но я, должно быть, не стану читать ни одной критики о романе г. Чернышевского. Этот труд для меня совершенно не нужен, потому что я чувствую, что о нем напишут в том или в другом из русских журналов. Это я чувствую не только потому, что я знаю симпатию и антипатию русских журналов, но и потому, что я даже слыхал уже кое-что об этом романе, от тех самых, которые критики пишут. Это ведь вовсе не секрет, да и о романе Чернышевского толковали не шепотом, не тишком, — во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. — всё на разные тоны. Вследствие всех многоразличных соображений, комбинирующихся по поводу прочитанного романа, выслушанных толков и ожидаемых рецензий, я решился как можно поскорее сказать свое мнение о романе г. Чернышевского, или, лучше сказать, о г. Чернышевском в его новом произведении. Над торопливостью моею нисколько не должно смеяться, ибо я вовсе не считаю моего отзыва о г. Чернышевском ни особенно верным, ни особенно необходимым, а спешу его написать, не читав еще ни одной критики, для того, чтобы написать мое собственное мнение, ни от кого не занятое, и никем не навязанное насильно, по системе новейшего либерализма. Имея в виду сказать здесь только мое собственное мнение, которое может очень мало согласоваться с мнениями «Северной пчелы» или даже, может быть, вовсе с ними не согласоваться, я пишу не статью, а ...
    9. Соборяне. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    Часть текста: в свою очередь, очень усложнило работу писателя и помешало осуществлению его обширного замысла во всей полноте. В первоначальном виде «Соборяне» назывались «Чающие движения воды. Романическая хроника». На этом жанровом определении Лесков очень настаивал. В письме к А. А. Краевскому в начале осени 1866 года он писал: «Усердно прошу Вас... в объявлении при следующей книжке не печатать «большое беллетристическое произведение», а объявить, прямо... «Романическая хроника» — «Чающие движения воды», ибо это будет хроника, а не роман. Так она была задумана, и так она и растет по милости божией. Вещь у нас мало привычная, но зато и поучимся» («Шестидесятые годы», изд. АН СССР, М. — Л., 1940, стр. 293). Работу над своей «романической хроникой» Лесков, по-видимому, начал в первой половине 1868 года. В июле этого года была готова первая часть. Тогда же была достигнута договоренность с Краевским, и в марте 1867 года в «Отечественных записках» началось печатание «Чающих движения воды». В «Отечественных записках» хронике был предпослан...
    10. Белый орел
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: хлеб, а рыба — рыбаку. Феокрит (Идиллия). ГЛАВА ПЕРВАЯ «Есть вещи на свете». С этого обыкновенно у нас принято начинать подобные рассказы, чтобы прикрыться Шекспиром от стрел остроумия, которому нет ничего неизвестного. Я, впрочем, все-таки думаю, что «есть вещи» очень странные и непонятные, которые иногда называют сверхъестественными, и потому я охотно слушаю такие рассказы. По этому же самому, два-три года тому назад, когда мы, умаляясь до детства, начали играть в духовидство, я охотно присоседился к одному из таких кружков, уставом которого требовалось, чтобы в наших собраниях по вечерам не произносить ни одного слова ни о властях, ни о началах мира земного, а говорить единственно о бесплотных духах — об их появлении и участии в судьбах людей живущих. Даже «консервировать и спасать Россию» не дозволялось, потому что и в этом случае многие, «начиная за здравие, все сводили за упокой». На этом же основании строго преследовалось всякое упоминовение всуе каких бы то ни было «больших имен», кроме единственного имени божия, которое, как известно, наичаще употребляется для красоты слога. Бывали, конечно, нарушения, но и то с большою осторожкой. Разве какие-нибудь два нетерпеливейшие из политиков отобьются к окну или к камину и что-то пошепчут, но и то один другого предостерегает: «pas si haut!» 1 A хозяин их уже назирает и шутя грозит им штрафом. Каждый должен был по очереди рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни , а как уменье рассказывать дается не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались. Не требовали также и доказательств. Если рассказчик говорил, что рассказываемое им событие действительно происходило с ним, ему верили или по крайней мере притворялись, будто верят. Такой был этикет. Меня это больше всего занимало со стороны субъективности. В том, что «есть вещи,...