• Приглашаем посетить наш сайт
    Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1849"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Запечатленный ангел. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 25кб.
    2. Мелочи архиерейской жизни. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    3. Некуда. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    4. Детские годы. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    5. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 4.
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    6. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 5.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    7. Печерские антики. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    8. О русской иконописи
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    9. Леон дворецкий сын
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    10. Соборяне. Часть 1. Глава 5.
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    11. Умершее сословие
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    12. Жидовская кувырколлегия
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    13. Жизнь Николая Лескова. Часть 3. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    14. Соборяне. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    15. Пустоплясы
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    16. Автобиографическая заметка (1889-1890)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    17. Заячий ремиз. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    18. Павлин. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    19. Официальное буффонство
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Некуда. Книга 1. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    21. Аннинский Л.А.: Несломленный
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    22. Бибиковские "меры"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    23. Письма. Толстому Л.Н. 1 ноября 1893 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    24. Смех и горе. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    25. Письма. Шубинскому С.Н. 20 августа 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    26. Путимец. Из апокрифических рассказов о Гоголе.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    27. Островитяне. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    28. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    29. На ножах. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    30. Письма. Шубинскому С.Н. 8 октября 1882 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    31. Печерские антики. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    32. Хронологическая канва жизни и деятельности Н. С. Лескова
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    33. Громов П., Эйхенбаум Б.: Творчество Н.С. Лескова. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    34. Левша. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    35. Колыванский муж. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    36. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    37. Жизнь Николая Лескова. Часть 7. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    38. Письма. Суворину А.С. 11 марта 1887 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Фигура
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    40. О рассказах и повестях А. Ф. Погосского
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    41. Мелочи архиерейской жизни. Архиерейские объезды.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    42. Письма. Маркович М.А. 9 апреля 1868 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Запечатленный ангел. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 25кб.
    Часть текста: по первой журнальной публикации («Русский вестник», 1873, т. CIII, № 1, январь, стр. 229— 292) и по отдельным изданиям — «Запечатленный ангел. Рождественский рассказ. — Монашеские острова на Ладожском озере. Путевые заметки Н. С. Лескова», СПб., 1874; «Повести и рассказы Н. С. Лескова. Книга III. Запечатленный ангел», СПб, 1887. «Запечатленный ангел» писался, по-видимому, в 1872 году, скорей всего во второй половине года, после того как в «Русском вестнике» были напечатаны «Соборяне». По указанию А. Н. Лескова, первоначально «Запечатленный ангел» был предложен в журнал С. А. Юрьева «Беседа», но принят издателем не был и затем уже отдан в «Русский вестник» (см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 293—294). Лесков заинтересовался раскольниками еще в начале 1860-х годов. Интерес этот отразился в ряде его статей, связанных с официальными поручениями («С людьми древлего благочестия» — «Библиотека для чтения», 1863, № 11, ноябрь; 1864, № 9, сентябрь, и др.). Как писал позднее Лесков, его взгляд на раскол сложился под влиянием П. И. Мельникова-Печерского: см. статью Лескова...
    2. Мелочи архиерейской жизни. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    Часть текста: «Исторический вестник», 1880, № 6, стр. 255— 267, глава XIV под заглавием: «Митрополит Исидор в его литературных интересах» — там же, стр. 326—332. Полностью со значительными исправлениями перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. И. Л. Тузоза, 1879, 228 стр., и «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2-е, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное, с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. I— II и 1—186 (в этом издании в качестве приложения перепечатаны очерки: «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд» и «Русское тайнобрачие»). Кроме того, в «Библиографии сочинений Н. С. Лескова. За тридцать лет (1860—1889)», составленной П. В. Быковым (приложена к тому X «Собрания сочинений» изд. 1890), на стр. XXIV указано еще одно издание, разнящееся от второго только числом страниц (302 вместо 306). В ленинградских книгохранилищах обнаружить это издание не удалось. Не включались Лесковым и не введены в настоящий том две полемических заметки — ответы критикам «Мелочей архиерейской жизни» Е. А. Попову и А. И. Предтеченскому. 1) «Из мелочей архиерейской жизни» — «Новое время», 1879, 5 ноября, № 1325, стр. 2 (без подписи), и 2) «Последнее слово о «Мелочах». Письмо в редакцию» — там же, 10 ноября, № 1330, стр. 3. Кроме того, Лесковым в течение ряда лет на страницах различных газет и журналов многократно печатались статьи и заметки, посвященные жизни русского...
    3. Некуда. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    Часть текста: пользовалась картина великого фламандского художника Петера Пауля Рубенса (1577—1640) под названием «Отцелюбие римлянки» (ок. 1612), приобретенная Екатериной II для Эрмитажа. Другую картину, названную «Дочерняя любовь», написал в России французский художник Луи-Жан-Франсуа Лагрене (1725—1805) в бытность его профессором С.-Петербургской Академии художеств (1760—1763). В 1862 году снимок с гравюры картины, выполненной русским гравером Серебреницким (1770), был помещен в журнале «Иллюстрация» (№ 204). Престол — религиозный праздник в честь «святого», по имени которого назван монастырь. Полонез (франц.) — польский торжественный танец. Порт-букет (франц.) — подставка для подносимого цветочного букета. «Судьба моя решена самым печальным образом...» — Речь идет о расправе Николая I с участниками восстания 14 декабря 1825 года. По смыслу письма автор его — декабрист — был приговорен к ссылке в Сибирь на каторжные работы. ...теплой заступнице мира холодного ... — цитата из стихотворения Лермонтова «Молитва». Житный двор — место, где расположены строения для хранения хлеба. ...все с гусарами в амазонке ездит . — Амазонка — длинное женское платье для верховой езды. ...анахоретом живет — то есть уединенно, отшельником. ...изругал ни к стру, ни к смотру — ни с того ни с сего. ...начал положили — то есть прочтены молитвы с установленным числом поклонов. Белица — жительница монастыря, готовящаяся к пострижению в монахини. Камер-юнгфера (нем.) — горничная. Малый постриг — первая ступень иночества. Перед началом стихир ... — Стихира. — похвальное церковное песнопение во время утренних и вечерних богослужений. ... о спажинках...
    4. Детские годы. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    Часть текста: стр. 3—170. Рукопись не сохранилась, сохранились лишь отдельные отрывки из цензурного экземпляра повести под названием «Блудящие огни. Пейзаж и жанр» (ЦГАЛИ, ф. 275, оп. 1, № 44, стр. 1—6, 45—60, 111—128). Сравнение текста двух прижизненных изданий, а также сохранившихся отрывков рукописи показывает в основном их близкое сходство. Различие текста касается лишь отдельных мест повести, испытавших на себе вмешательство цензора. Цензурные изъятия восстановлены писателем в издании 1876 года, которое нами здесь воспроизводится. Вмешательство цензуры касалось, главным образом, общественно-политических вопросов. Так, совершенно была запрещена сцена «кадетского бунта», порки Кирилла нагайкою. Иногда вымарывались довольно невинные выражения, например: «Без образования жить нельзя» и заменялось: «понимание есть высочайшее благо» (гл. 6). В печатный текст повести не вошла начальная глава «Вместо вступления, имеющаяся в цензурном экземпляре рукописи. К сожалению, она сохранилась в отрывке, который мы даем ниже вместе с первоначальным названием повести: «БЛУДЯЩИЕ ОГНИ Пейзаж и жанр Предчувствуя, что скоро будет свет, Спешат толпой блуждающие тени. Шекспир , Сон в Иванову ночь. Вместо вступления Прежде чем начать передвигать перед глазами...
    5. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 4.
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: и великолепием. Недаром самолюбивый отец поместил его с первого же класса на наемной квартире, а не нахлебником, из милости, у кого-нибудь из видных "свояков". Много пришлось хлебнуть горького на родной Орловщине, и в душе всегда мечталось со временем уйти из нее. * "Новое время", 1900, N 8701, 8705, 8710. Не удивительно, что в начальном писательстве ей отводятся подчас очень "неудобные" строки. Чего стоит хотя бы такое баснословие о разделе земли между Христом и дьяволом. "- Он хитер, ух как хитер, - говорил речистый рассказчик, имевший самое высокое мнение о черте. - Он возвел господа на крышу и говорит: "Видишь всю землю, я ее всю тебе и отдам, опричь оставлю себе одну Орловскую да Курскую губернии". А господь говорит: "А зачем ты мне Курской да Орловской губернии жалеешь?" А черт говорит: "Это моего тятеньки любимые мужички и моей маменьки приданая вотчина, я их отдать никому не смею..." * Однако не так страшен черт, как его малюют. В этой же "самой воровской и разбойничьей губернии", населенной "проломленными головами", стойко жили слышанные Лесковым еще в детстве от тетки Пелагеи Дмитриевны предания о благородных разбойниках, как Кудеяр  40 , а самому выпадало встречать прообразы своих будущих "праведников", чистых сердцем Котина Доильца, Ивана Флягина, Храпошку, худого дворника Селивана и т. д. "до бесконечности"... В самом "прогорелом" Орле живут такие чудесные люди, как целитель травками купец Крылушкин, низводящий с солнца огонь и наблюдающий вместе с Голованом "зодии" медник Антон, добряки и бессребреники, всех не перечтешь. Так или иначе - надо было куда-то "поступить". Но куда? Слишком малый возраст не допускал определения на...
    6. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Глава 5.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    Часть текста: Орла в университетскую столицу Украины сыграло неоценимую, решающую роль во всей дальнейшей судьбе Лескова. Положительным "откровением" явился для него уклад общественной жизни, умственный пульс, культура этого, в те годы еще во многом украино-польского, города. Он был ошеломлен и очарован сравнительной мягкостью новых для него "лыцарских" нравов, традиций, характера отношений, живучести исторических преданий, заповедей. Париж после Петербурга, как и Петербург после Киева, не поражали его так, как поразил Киев после Орла, Кром, Собакина... За десяток лет жизни здесь он жадно прислушивался к украинскому и польскому языкам, хорошо их усваивал и знакомился с их литературами. Однако, с огромным любопытством изучив их и с благодарностью кое-что переняв от них в приемах письма, он сохранял неколебимую убежденность, что родная русская литература была богаче, сильнее и жизненнее польской и тем более "малорусской". На протяжении всего литературного своего пути он неизменно черпает материалы для безотрадно-жутких картин - из своих орловских, пензенских, поволжских, вообще великорусских впечатлений и памятей ("Засуха", "Житие одной бабы", "Леди Макбет нашего уезда", "Коровья смерть" в "На ножах", "Пугало", "Продукт природы", "Тупейный художник", "Юдоль", "Загон", "Пустоплясы"), а для "пэозажей" и "жанров", полных юмора или хотя бы и злой, но веселой, искрящейся сатиры, - из украинских ("Некрещеный поп", "Путимец", "След ноги богоматери в Почаеве", "Старинные психопаты", "Печерские антики", "Заячий ремиз"). Приступая к развертыванию одной из полуапокрифических своих повестей, с детства остро наблюдательный и хорошо памятливый, старый писатель поучительно завещает и исповедует: "И мне стал припоминаться целый рой более или менее замечательных...
    7. Печерские антики. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: ПЕЧЕРСКИЕ АНТИКИ Печатается по тексту: Н. С. Лесков. Собрание сочинений, том десятый, СПб., 1890. Впервые напечатано в «Киевской старине», 1883, т. V, №№ 2, 3 и 4. В Собрание сочинений вошло с изменениями преимущественно стилистического характера и небольшими сокращениями: исключены упоминания о том, что произведение написано специально для «Киевской старины». Так, журнальный текст начинался следующим вступлением, откинутым в окончательной редакции: «При большом моем сочувствии «Киевской старине», я лишен возможности сделать какой бы то ни было настоящий исторический вклад в это почтенное издание. Причины тому две: во-первых, я не имею в руках никаких интересных бумаг, касающихся Киевской Руси, а во-вторых, я вообще и не знаток истории. Я высоко ценю и люблю эту науку, но служить ей могу только с одной стороны, обозначенной где-то покойным Сергеем Михайловичем Соловьевым, то есть со стороны самой легкой и поверхностной, со стороны изображения каких-нибудь не важных людей, которые, однако, самою своею ...
    8. О русской иконописи
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: искусства, сказал, что он не верит себе, что видит человека с любовью к одной из самых покинутых отраслей русского искусства. Тогда я не понимал всего значения ни этого отношения почтенного ученого к моим занятиям иконографиею, ни его удивления, что он встречает во мне человека, этим интересующегося; но прошло немного времени, и я сам испытываю почти то же самое. Написав недавно заметку об адописных (см. № 192 «Русского мира») иконах, я имел в виду одну цель: поправить мнение неизвестного мне газетного корреспондента, которое мне казалось ошибочным. Ни на что другое я не рассчитывал, зная, как мало внимания дается у нас этому предмету. Но вот в 211 № «Русского мира», по поводу моей заметки, появился отзыв, который меня чрезвычайно удивил; добавлю: удивил и, прибавлю, обрадовал, так как из него я вижу, что на Руси есть люди, которые верно понимают значение иконы для нашего простолюдина. Вслед за сим, 29 и 30 минувшего августа, в «Ведомостях С.-Петербургского градоначальства» (№№ 198 и 199) появилась обширная статья, посвященная этому же предмету, в течение столь долгого времени не удостоившемуся никакого внимания. Статья эта, скомпилированная, как кажется, большею частию по Сахарову и Ровинскому, составлена весьма интересно, обстоятельно и толково; но я не буду о ней говорить...
    9. Леон дворецкий сын
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    Часть текста: интересно во многих отношениях, и главнейше вот в каких: 1) возникновение новых легендарных сказаний свидетельствует о жизненности непосредственного, народного творчества и 2) оно обнаруживает замечательную оригинальность и проницательность народного ума и чуткость чувства, которые в их счастливом соединении дают простым людям возможность верно характеризовать данное время и по-своему иллюстрировать его особенности. Последнее приносит тем большую заслугу народной смышлености, что подобные сказания касаются таких лиц, условия жизни которых слагателям легенды незнакомы и самое представление о них в народе исполнено младенческой наивности. Отсюда самая фабула легенд полна нестаточности и противоречий, а язык испещрен прихотливыми наносами дурно употребляемых слов самой разнообразной среды. Последнее происходит, конечно, от слишком сильного старания слагателей попасть в разговорный тон того общественного слоя, из которого они берут выводимых ими лиц. Не имея возможности усвоить настоящий склад разговорного языка этих людей, они думают достичь наибольшей живообразности в пересказе, влагая в уста этих лиц слова как можно пестрее и вычурнее, чтобы не было похоже на простую речь. Это составляет типическую черту устной народной литературы , представляющей лиц отдаленного от народной среды...
    10. Соборяне. Часть 1. Глава 5.
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    Часть текста: ТУБЕРОЗОВА Туберозов просматривал свой календарь с самой первой прокладной страницы, на которой было написано: «По рукоположении меня 4-го февраля 1831 года преосвященным Гавриилом в иерея получил я от него сию книгу в подарок за мое доброе прохождение семинарских наук и за поведение». За первою надписью, совершенною в первый день иерейства Туберозова, была вторая: «Проповедовал впервые в соборе после архиерейского служения. Темой проповеди избрал текст притчи о сыновьях вертоградаря. Один сказал: «Не пойду», и пошел, а другой отвечал: «Пойду», и не пошел. Свел сие к благим действиям и благам намерениям, позволяя себе некоторые намеки на служащих, присягающих и о присяге своей небрегущих, давая сим тонкие намеки чиноначалиям и властям. Говорил плавно и менее пышно, чем естественно. Владыка одобрили сию мою пробу пера. Однако же впоследствии его преосвященство призывал меня к себе и, одобряя мое слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчет чиновников, ибо от них-де чем дальше, тем и освященнее. Но за прошлое сказание не укорял и даже как бы одобрил. 1832 года, декабря 18-го , был призван высокопреосвященным и получил назначение в Старгород, где нарочито силен раскол. Указано противодействовать оному всячески. 1833 года, в восьмой день февраля , выехал с попадьей из села...