• Приглашаем посетить наш сайт
    Короленко (korolenko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1827"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Владычий суд. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    2. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    3. Богаевская К.П.: Н.С. Лесков о Достоевском
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    4. Печерские антики. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    5. Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    6. Пресыщение знатностью
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    7. Фигура
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    8. Письма. Суворину А.С. 11 марта 1887 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    9. Сим воспрещается...
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    10. Инженеры-бессребреники. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    11. Жизнь Николая Лескова. Часть 1. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    12. Левша. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    13. Очарованный странник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    14. Загон. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    15. Геральдический туман
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    16. Литератор-красавец
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    17. Откуда заимствован сюжет пьесы графа Л. Н. Толстого "Первый винокур"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    18. Загадочный человек. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    19. Детские годы. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    20. Письма. Каткову (?) М.Н. 21 июля 1871 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    21. Шерамур. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    22. Письма. Писемскому А.Ф. 17 мая 1871 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    23. Таинственные предвестия
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    24. Герои отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    25. Письма. Шубинскому С.Н. 23 июля 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    26. Мелочи архиерейской жизни. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    27. Письма. Толстому Л.Н. 20 июня 1891 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    28. Бродяги духовного чина
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    29. Грабеж Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    30. Русские общественные заметки
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    31. Некуда. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    32. Инженеры-бессребреники. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Владычий суд. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: СУД Печатается по тексту: Н. С. Лесков, Очерки и рассказы, СПб., 1892, стр. 85—132, с поправками по изданию: Н. С. Лесков, Владычный суд, СПб., 1878. Впервые — «Странник», 1877, т. I, № 1 и № 2. Дважды перепечатывалось при жизни Лескова отдельными изданиями (СПб., 1877, 84 стр., и изд. 2-е, СПб., 1878, 145 стр.) и вошло в сборник рассказов Лескова «Русские богоносцы», СПб., 1880, стр. 125—231. На титульном листе этой книги — пометка о том, что текст рассказа вновь пересмотрен и исправлен автором. В этом издании «Владычный суд» следует непосредственно за рассказом «На краю света», с которым он тесно связан (подзаголовок: «Pendant к рассказу «На краю света»; см. наст, изд., т. 5, стр. 451—573). Весь сборник составлен только из этих двух рассказов. Поэтому Лесков снял в этом издании всю первую главу и соответственно изменил нумерацию остальных. В издании 1892 года Лесков снова возвратился к первоначальному тексту. Правка, произведенная для сборника 1880 года, в большей своей части тоже отменена; в основу взято издание «Странника» и 1877 года. Рассказ написан в 1876 году, вслед за рассказом «На краю света». Из отзывов современной Лескову критики должен быть отмечен анонимный враждебный отзыв «Отечественных записок». Рецензент считает, что материал повести мог бы послужить предметом публикации в журнале типа «Русская старина»,— на беллетристическое...
    2. Жизнь Николая Лескова. Часть 2. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: Пересветов" статью "О замечательном, но неблаготворном направлении некоторых современных писателей" ( РР, N 60, 27 июля). 4 "Прочитал теперь Гелленбаха, который мне попался под руку перед выездом из Петербурга. <...> Пять лет тому назад он мне ничего не открывал, а теперь я извлек из него много отрады и утешения", - писал Лесков Л. Толстому 20 июня 1891 г. из Усть-Нарвы ( Лесков, т. XI, с. 493). Книга Людвига фон Гелленбаха сохранилась в библиотеке писателя (см.: Афонин Л. Н. Книги из библиотеки Лескова в Государственном музее И. С. Тургенева. - ЛН , т. 87, с. 150-151). 5 Из "Песни духов над водами" (1779) И.-В. Гете. 6 Из ч. I "Фауста" (1808) И.-В. Гете (сцена "У ворот", пер. Н. А. Холодковского). 7 Почти то же наблюдал в Воронеже николаевской поры ровесник Лескова, H. H. Ге: "...сижу с няней у окна, против дома площадь, на ней учат солдат. Солдаты в своих необычных платьях ходят не так, как все, ходят правильными квадратами, линиями, и вот вдруг выносят одного. Что с ним? Его страшно били и потом вынесли замертво" (Николай Николаевич Ге. Его жизнь, произведения и переписка. Сост. В. В. Стасов. М., 1904, с. 17). 8 См. рассказ "Пугало" ( Лесков, т. VIII, с. 6). 9 С. П. Шестериковым набросок отнесен предположительно к 1884 г. ( ЛН, т. 87, с. 61). 10 Панинский родник находится в двух километрах от с. Гостомль Орловской обл. 11 Писатель возражал против формулировавшегося И. С. Аксаковым на страницах газеты "День" ограничения "административных и законодательных прав" в христианской стране для иноверцев, "отрицающих христианское учение, христианский идеал и кодекс нравственности" (Аксаков И....
    3. Богаевская К.П.: Н.С. Лесков о Достоевском
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    Часть текста: на бесспорном положении, что Достоевский и Лесков, "несмотря на кажущиеся внешние соприкосновения их литературных позиций на почве своеобразного народничества, оставались чуждыми друг другу по основному направлению творчества" 3 . Некоторые материалы, неизданные и забытые, остались за пределами статьи В. В. Виноградова 4 . О них и будет речь ниже. 1 На другой день после смерти Достоевского выходит в свет последний (январский) выпуск "Дневника писателя", посвященный главным образом прославлению религиозного духа русского народа. 31 января Лесков присутствует на выносе тела Достоевского из его квартиры (в Кузнечном пер.) и провожает гроб до ворот Александро-Невской лавры 5 , а в ночь на 3 февраля взволнованно пишет А. С. Суворину: "Уважаемый Алексей Сергеевич! Не осудите меня за неодолимое желание написать вам несколько строк по поводу обстоятельства, которое сильно меня огорчило. К удивлению моему, мне сказали, что мне приписывают какую-то заметку о Ф. М. Достоевском, напечатанную в "Петербургской газете" 6 . Я ее не видал и о сю пору не знаю ее содержания, а потому и не обратил на эти слова внимания, но потом пришел Лейкин и сказал, что...
    4. Печерские антики. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: я лишен возможности сделать какой бы то ни было настоящий исторический вклад в это почтенное издание. Причины тому две: во-первых, я не имею в руках никаких интересных бумаг, касающихся Киевской Руси, а во-вторых, я вообще и не знаток истории. Я высоко ценю и люблю эту науку, но служить ей могу только с одной стороны, обозначенной где-то покойным Сергеем Михайловичем Соловьевым, то есть со стороны самой легкой и поверхностной, со стороны изображения каких-нибудь не важных людей, которые, однако, самою своею жизнию до известной степени выражают историю своего времени». Замысел произведения возник осенью 1882 года. 20 августа этого года Лесков сообщает Ф. А. Терновскому о своем намерении написать что-нибудь для «Киевской старины» и просит его совета или указания («Украiна», 1927, кн. 1—2, стр. 185), а 7 сентября пишет редактору-издателю «Киевской старины» Ф. Г. Лебединцеву: «... я вам напишу и непременно пришлю маленький (около листа), но цельно задуманный очерк, — веселый и с историческим касательством к Киеву. Он будет называться «Царский немоляк», или, если «богомольной нашей дуре, слишком чопорной цензуре» это не понравится, то поставите: «Старец Малафей и его отрок». Это тип, и жанр, и нечто, что, может быть, прочтут и улыбнутся, а этого и достаточно от нашего брата сказочника... » («Исторический вестник», 1908, № 10, стр. 163). В дальнейшем план работы разросся, а предположенный объем ее очень увеличился. 14 октября 1882 года Лесков пишет тому же адресату: «Работку для вас делаю и скоро доделаю. Это будет нечто вроде моих воспоминаний о киевских оригиналах 50-х годов. Называться будет: «Печерские чудотворы». Если слово «чудотворы» (не чудотворцы); нехорошо зазвучит в ухе цензора, то можно поставить «антики». Тут будут знаменитый импровизатор (попросту лгун): Кесарь Берлинский,...
    5. Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    Часть текста: фамилии ряда персонажей изменены. Касаясь характера этих «урезок» и искажение, Н. С. Лесков 23 марта 1875 года с возмущением писал И. С. Аксакову. «Мне кажется, что перекрещивать Жиго в Жиро не было никакой надобности, что уничтожать памфлет Рогожина против Хотетовой (А. А Орловой) не было нужды, что от перемены мною сочиненной для нее фамилии Хотетова в Хоботову дело ничего не выигрывает; что старой княгине можно было дозволить увлечься раздариванием дочери всего дорогого, причем дело дошло до подаренья ей самой Ольги Федотовны, и пр. и пр.». (Рукоп. отдел ИРЛИ АН СССР, ф. 3, оп. 4, № 337, л. 22). При подготовке отдельного издания 1875 года Лесков восстановил подлинный текст «Захудалого рода» и напечатал его, как он выразился, со своей, «а не с катковской рукописи» (там же, л. 19). Подобное вмешательство Каткова в публикуемое произведение Лескова не было случайностью. Оно вскрыло глубокое идейное различие между писателем и вдохновителем реакционного журнала, в котором Лесков был вынужден в эти годы сотрудничать. Много позднее, рассказывая о сущности этого конфликта, Лесков писал критику М. А. Протопопову: «Катков имел на меня большое влияние, но он же первый во время печатания «Захудалого рода» сказал Воскобойникову: «Мы ошибаемся: этот человек не наш!» Мы разошлись (на взгляде на дворянство), и я не стал дописывать роман. — Разошлись вежливо, но твердо и навсегда, и он тогда опять сказал: «Жалеть нечего,— он совсем не наш» . Он был прав, но я не знал чей я?..» («Шестидесятые годы», М.—Л., 1940, стр. 381). Лесков нашел в себе силы и твердость порвать с Катковым, с его «единой и нераздельной зависимостью»,...
    6. Пресыщение знатностью
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: упомянутых генералов и более отвечает народному представлению о разнице в сановитости людей служилых и людей торговых. Без сомнения, в народном рассуждении о генералах есть разница: ина слава принадлежит солнцу, ина же воздается луне, и звезда от звезды разнствует, а между тем титул «превосходительства» ассимилирует во едину стать всех удостоенных. В этом его преимущество, но в этом же его недостаток, против которого в России давно уже слышится сдержанная, но очень едкая горечь. О ней еще говорил Леруа Болье, заметивший в своем любопытном сочинении о России, что у нас необыкновенно много «превосходительств» и что чрез это названный титул у нас не только совсем пал и утратил свое возвышающее значение, но он даже служит теперь к некоторой шутке и насмешке. В словах г. Кокорева видна та же горечь и желание защитить превосходительный титул от посягательства на него со стороны людей торгового звания, а равно оградить и самих этих людей от неблагоприятного воздействия на них превосходительного титула. Так как обстоятельного и специального «сочинения о «генералах» в нашей литературе нет (ибо труд П. И. Чичикова в печати не появлялся), то вопрос о вреде или о пользе от большого размножения превосходительных лиц может быть трактован очень свободно, но он прежде всего нуждается в верном фактическом представлении положения, в каком находится «превосходительство». Заботы Кокорева могут много помочь купечеству, если знатность по чину купцам вредна, но что касается самого...
    7. Фигура
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    Часть текста: не имел заниматься писательством, у меня завязалось одно знакомство с бедным, но благородным семейством, жившим в маленьком собственном домике в самом отдаленном краю города, близ упраздненного Кирилловского монастыря. Семейство состояло из двух пожилых сестер, девушек, и из третьей — старушки, их тетки, — тоже девушки. Жили они скромно, на очень маленькую пенсию и на доход от своих коров и от своего огорода. В гостях у них бывали только три человека: известный русский аболиционист Дмитрий Петрович Журавский, я и еще оригинальный, с виду совсем похожий на крестьянина человек, которого фамилия была Вигура, но все называли его «Фигура». Об нем здесь и будет поминальная речь. ГЛАВА ВТОРАЯ Фигура, или, по малороссийскому простому выговору, «Хвыгура», во время моего знакомства имел лет около шестидесяти, но обладал еще значительною силою и никогда не жаловался на нездоровье. Он имел огромный рост и атлетическое сложение: волосы у него были густые, коричневые, почти без проседи, но усы «сивые». По собственному его выражению, он «сивив з морды — як пес», то есть седел, начиная не с головы, а с усов — как седеют старые собаки. Борода у него тоже была бы седая, но он ее брил. Глаза у Фигуры были большие, серые с поволокою, губы румяные, цвет лица смуглый и загорелый. Взгляд его имел выражение смелое, умное и с оттенком затаенной малороссийской иронии. Жил Фигура совершенным, настоящим подгородным мужиком, на предместии Куриневке, «у своей господи», то есть в собственной усадьбе и при собственном хозяйстве, которое вел в сотрудничестве молодой и...
    8. Письма. Суворину А.С. 11 марта 1887 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: оживила бы нашу скуку и ничего вредного бы не сделала; но правительство наше так глупо и презрительно, что никогда этого не допустит. О Л. Толстом Вы судите правильно, и надо жалеть, что Вы этого не можете печатать, а печатать нельзя, потому что ясно говорить Вы не можете, а «картавить» — значит вредить себе и самому делу. Вот и беда. То же самое и о всех спорах. О значении религии Вы всегда судите шатко и мелко, конечно потому, что вопросы религиозные Вас мало интересовали и Вы в них не обнаруживаете сведущности. Ум у Вас сильный, острый, отгадчивый, но совсем не для религиозного изыскания. Тут у Вас идет словно соха у рассеянного пахаря, который борозду гонит, а о другом думает, — глядь, соха из борозды и выпрыгнула. Это дело требует любви к нему, а у Вас нет этой любви, и Вы даже не вникаете в сущность веры, а защищаете православие, которого не содержите и которого умный и искренний человек содержать не может. Я не хитрю: я почитаю христианство как учение и знаю, что в нем спасение жизни, — а все остальное мне не нужно. Читая Ваше письмо, я оцениваю Ваши мысли, а мне нет дела, кто мне принес это письмо. Воскресенье было нужно, и Т. этого не отвергает. Все было нужно, но не все теперь нужно. Наш век есть торжество в разъяснении учения Христа. Вы за этим не следите и этого не знаете, и это Вас не занимает, но, может быть, займет. Т. говорит: «Хула на духа св<ятого> есть догматическое богословие». И это правда. Смысл весь в ученье Христа. — Авторитета Миколы Милостивого никто оспаривать не смеет. Он и цыгана научил «золотое стрюмено красть» и «божиться». Вы думаете, что я поклонник либерализма?.. Я поклонник искренности. Я очень люблю Ваши литературные мнения...
    9. Сим воспрещается...
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: а чаще воздымать в его голове самые странные недоразумения: зачем и к чему все эти запреты; какой в некоторых из них смысл; какая в них польза; затем, если во всех этих запретах есть смысл и польза, то почему же девяносто девять запрещений из ста никем не соблюдаются, и зачем, когда несоблюдение их видимо подрывает авторитет запретителей, зачем этого не искоренят и не запретят, а все только запрещения растут и растут и множатся; зачем это, наконец, никого не смутит и не заставит задуматься? Впрочем, сказав, что это "никого не смущает", мы припоминаем, что сделали маленький промах, и должны оговориться. Покойный профессор гражданского законоведения в Московском университете Федор Лукич Морошкин, автор известного сочинения "О постепенном образовании законодательства" (умерший в 1857 году), не раз обращал внимание своих слушателей на то, что законодательство в России так разошлось с жизнью и ее требованиями, что, по его словам, у нас давно исчезла всякая возможность жить, не совершая ежеминутно постоянных преступлений. Благодаря непроглядной сети спутанных, перепутанных, одно другое уничтожающих и одно другому противоречащих запрещений, человеку, желающему не нарушать закона, у нас пришлось бы преодолевать такие неудобства жизни, с какими не знается ни один дикарь, заблудившийся в непроходимых лесах Гвианы. "Законовед, - резюмировал он, - неминуемо должен бы прийти от этой путаницы в непереносимое отчаяние, если бы его не подкрепляла одна священная надежда на явление со временем закона о запрещении запрещений !" Даровитый ученый, выражавший эту райскую надежду, уже двенадцать лет как переселился в селения праведных, а надежда его все еще остается надеждою, и курьезная сторона многих русских неисполнимых в необъяснимых запрещений все еще продолжает то смешить, то сердить людей, ведающих о сих запрещениях и неуклонно их нарушающих. Все это сводится иногда к анекдоту, часто к комедии и нередко к драме. Начнем по очереди с анекдота. Пишучи...
    10. Инженеры-бессребреники. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: на Невском проспекте в большом и очень нелепом доме Лопатина. Дома этого теперь уже не существует — он сломан, и по месту, которое занимал его обширный двор, пролегает нынешняя Пушкинская улица. Удаление из-под надзора, которому друзья подчинялись в закрытом заведении, открыло им большую свободу располагать своим временем сообразно своим стремлениям и вкусам. Они этим и воспользовались. Они повели образ жизни самый строгий — чисто монашеский,— соблюдали постные дни; не посещали никаких увеселений и гульбищ; избегали всяких легкомысленных знакомств и ежедневно посещали церковь. Каждый день они вставали очень рано и шли пешком в Невскую лавру, где выслушивали раннюю обедню, и затем там же пили чай у голосистого иеродиакона Виктора. 1 Об этом Викторе сохранилось предание как о монахе очень слабом — он вел самую нетрезвую жизнь и говорил всем грубости, но ему все это прощалось за хороший голос и за отменное мастерство руководить исполнителями при торжественных богослужениях. Но как человек он был очень добр, прям и до того откровенен, что не мог...