• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1817"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Неоцененные услуги. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    2. Обойденные. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    3. Некуда. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    4. Дама и фефёла. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    5. Колыванский муж. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    6. Борьба за преобладание
    Входимость: 2. Размер: 105кб.
    7. Письма. Веселитской Л.И. 8 июня 1893 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    8. Епархиальный суд
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    9. Синодальный философ. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    10. Письма. Терновскому Ф.А. 28 октября 1882 г..
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    11. Русский драматический театр в Петербурге
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    12. Письма. Шубинскому С.Н. 23 апреля 1880 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    13. Владычий суд. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    14. Шерамур. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    15. На краю света. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    16. Путешествие с нигилистом
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    17. Житие одной бабы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    18. Райский змей
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    19. Письма. Суворину А.С. 11 марта 1887 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    20. Печерские антики. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    21. Старые годы в селе Плодомасове. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    22. Геральдический туман
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    23. На ножах. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    24. Сибирские картинки 18 века. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    25. Разбойник
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    26. Автобиографическая заметка (1889-1890)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    27. Герои отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    28. Зимний день. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    29. Железная воля. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    30. Умершее сословие
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    31. Письма. Шубинскому С.Н. 20 августа 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    32. Сеничкин яд
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    33. Несмертельный Голован. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    34. Загадочный человек. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    35. Соборяне. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    36. Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    37. Последняя встреча и разлука с Шевченко
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    38. Чертогон
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    39. Нескладица о Гоголе и Костомарове
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    40. Откуда пошла глаголемая "ерунда", или "хирунда"
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    41. Письма. Милюкову А.П. 4 января 1869 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. На краю света. Ранняя редакция.
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    43. Сибирские картинки 18 века. Глава 20.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    44. Детские годы. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    45. Смех и горе. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    46. Жизнь Николая Лескова. Часть 5. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    47. Мелочи архиерейской жизни. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Неоцененные услуги. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: и "Писем о современном состоянии России" (1881); выдвигал программу укрепления самодержавия и реставрации дворянства. Редедей (имя косожского хана рубежа Х - XI веков, убитого в поединке с Мстиславом) вслед за М. Е. Салтыковым-Щедриным ("Современная идиллия") Лесков называет генерал-лейтенанта М. Г. Черняева (1828-1898), туркестанского генерал-губернатора, скомпрометировавшего себя крупными военными неудачами на Балканах в 1870-е гг. Лесков сблизился с обоими, постоянно сотрудничая в начале 1870-х гг. в издававшейся ими охранительной газете "Русский мир". 4. Б. М. Маркович (1822-1884), беллетрист, публицист, влиятельный чиновник министерства народного просвещения; в среде высшей бюрократии и петербургской знати - проводник инспирированных М. Н. Катковым внутриполитических реформ. Протежировал Лескову в придворных кругах и в редакции катковского "Русского вестника". 5. Поддерживая национально-освободительное движение в Болгарии, Россия поощряла и ее стремление к учреждению самостоятельной, автокефальной церкви, что вызывало сопротивление константинопольской патриархии и привело в 1872 г. к созыву Вселенского Собора и объявлению болгарской церкви схизматической. Говоря далее о позиции сынов церкви, Лесков имел в виду прежде всего Т. И. Филиппова (обычно писатель язвительно называл его "церквиным сыном"), литератора, в 1880-е гг. влиятельного сановника, видевшего в происшедшем расколе источник ослабления православной церкви. 6. Это библейское выражение приобрело в XIX веке злободневный смысл, связанный для Лескова с идеей национальной ограниченности. В 1888 г., обсуждая с А. С. Сувориным фразу из передовой статьи "Нового времени", посвященной речи О. Бисмарка ("Необходимо <...> чтобы вера в счастливое и мирное развитие нашей родины вызывала в каждом русском слова: "С нами Бог!"), Лесков откровенно иронизировал: "Бога,...
    2. Обойденные. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: меня есть повесть, почти роман, вовсе не тенденциозный и совсем отделанный отчетливо,- называется "Всяк своему нраву работает",- писал Лесков (Отдел рукописей и редкой книги Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова Щедрина). Роман автобиографичен. В нем, в частности, нашли отражение впечатления от пребывания в Париже, жизненные перипетии в связи с неудачной женитьбой Лескова на Ольге Васильевне Смирновой (ее можно рассматривать как прототип жены Долинского), воспоминания о Киеве, где Лесков провел молодые годы. Вместе с тем здесь отчасти продолжается антинигилистическая линия "Некуда", о чем свидетельствуют, например, действующие в нескольких его эпизодах нигилисты с неблагозвучными фамилиями Вырвич и Шпандорчук. Полемическая заостренность ощущается в противопоставлении мастерской при магазине лесковской героини Анны Михайловны и предприятия Веры Павловны ("Что делать?" Н. Г. Чернышевского). В "Обойденных" появляется и новая для Лескова тема искусства, впоследствии ставшая одной из основных в его творчестве (в "Островитянах", "Тупейном художнике", "Чертовых куклах" и ...
    3. Некуда. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: ларам ... — В древнегреческой мифологии лары — покровители домашнего очага. ...изобразить на полотне известную дочь, кормящую грудью осужденного на смерть отца ... — Согласно древней легенде, рассказанной римским историком Валерием Максимом (I в. н. э.) в его книге «Замечательные дела и речи», римлянин Кимон был приговорен сенатом к голодной смерти. Дочь Кимона, Перо, желая продлить жизнь отца, ежедневно приходила в тюрьму и кормила его своею грудью. Необыкновенная преданность дочери заставила судей помиловать Кимона. Сюжет этот широко разработан в живописи. В России наибольшей известностью пользовалась картина великого фламандского художника Петера Пауля Рубенса (1577—1640) под названием «Отцелюбие римлянки» (ок. 1612), приобретенная Екатериной II для Эрмитажа. Другую картину, названную «Дочерняя любовь», написал в России французский художник Луи-Жан-Франсуа Лагрене (1725—1805) в бытность его профессором С.-Петербургской Академии художеств (1760—1763). В 1862 году снимок с гравюры картины, выполненной русским гравером Серебреницким (1770), был помещен в журнале «Иллюстрация» (№ 204). Престол — религиозный праздник в честь «святого», по имени которого назван монастырь. Полонез (франц.) — польский торжественный танец. Порт-букет (франц.) — подставка для подносимого цветочного букета. «Судьба моя решена самым печальным образом...» — Речь идет о расправе Николая I с участниками восстания 14 декабря 1825 года. По смыслу письма автор его — декабрист — был приговорен к ссылке в Сибирь на каторжные работы. ...теплой заступнице мира холодного ... — цитата из стихотворения Лермонтова «Молитва». Житный двор — место, где расположены...
    4. Дама и фефёла. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: том двенадцатый, СПб., 1896. Впервые — с подзаголовком: «Рассказы кстати. Из литературных воспоминаний» — напечатан в журнале «Русская мысль», 1894, № 12. При жизни писателя не перепечатывался. При подготовке двенадцатого тома Собрания сочинений рассказ дополнен рядом сцен и эпизодов (том напечатан после смерти писателя). Произведение построено как достоверный рассказ-воспоминание из жизни литературного собрата. Но, по словам А. Лескова, «Дама и фефела» — это художественное произведение «всего менее мемуарного» характера. Boufflers — Станислав Буффлер (1737—1815), французский государственный деятель и писатель. Незадолго перед переходом «Отечественных записок» из рук Дудышкина и Краевского под редакцию Некрасова и Салтыкова ... — «Отечественные записки» перешли под редакцию Некрасова и Салтыкова в январе 1868 года; с этих пор журнал стал боевым органом демократического направления. Я зазнал этого человека в 1865 году, когда Дудышкин напечатал в «Отечественных записках» одну его статью ... — О рассказе «Дама и фефёла» и о прототипе писателя-критика А....
    5. Колыванский муж. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: Собрание сочинений, том пятый, СПб., 1889, стр. 451—520. Рассказ впервые напечатан в декабрьском номере «Книжек Недели» за 1888 год. Действие рассказа, видимо, не случайно приурочено к 1869—1870 годам. Именно в это время (точнее — летом 1870 года) Лесков впервые сталкивается с оскорбительными для русского человека проявлениями немецкого национализма и шовинизма в Ревеле (см. А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 235). Столкновение запоминается Лескову на всю жизнь. В дальнейшем, благодаря частым наездам в Остзейский край, писателю неоднократно приходится наблюдать явления подобного рода, и в его сознании прочно утверждается враждебное отношение к немецким баронам-остзейцам и к правящим классам Германии вообще, выказывавшим в отношении других народов дух нетерпимости и насилия. В публицистике и художественном творчестве Лескова, хронологически предваряющих рассказ «Колыванский муж», эта вражда проступает явственно (см., например, статью Лескова «Законные вреды» и рассказы «Железная воля» и «Александрит»). В «Колыванском муже» она завуалирована шутливой формой повествования, но по существу остается той же. Немецким характерам, с железной педантичностью и настойчивостью проводящим в жизнь идею о своей национальной исключительности и превосходстве, Лесков противопоставляет тип русского человека, горячего, непосредственного и непоследовательного, привлекающего к себе симпатии даже своими недостатками, но не отдает предпочтения и ему. Лесков не был квасным патриотом, но в данном случае такой подход...
    6. Борьба за преобладание
    Входимость: 2. Размер: 105кб.
    Часть текста: Нечаевым. - Усиление канцелярщины. - Торжество победителей. ГЛАВА ПЕРВАЯ Сынове века сего мудрейши паче сынов света суть в роде своём. (Лук., XVI, 8) Профессор киевской духовной академии Филипп Алекс. Терновский поместил в одной из книжек духовного журнала "Странник" небольшой, но прелюбопытный отрывок из воспоминаний бывшего синодального секретаря Ф. И. Исмайлова. Период времени, описываемый покойным Исмайловым, - двадцать лет его служения в синоде, с 1820 по 1840 год, именно те самые годы, когда совершилась замечательная в истории синода борьба членов синодального присутствия с обер-прокурорами. Отсюда понятно, какой живой интерес должны иметь для истории правдивые воспоминания близкого свидетеля этой борьбы, нередко даже принимавшего в ней участие и, наконец, в заключение существенно от неё пострадавшего. Мы берём из этого отрывка только самые существеннейшие черты, которые выясняют нечто до сих пор в этой истории неясное, и стараемся привести то, что нам самим известно из других записок или рассказов современников, которых еще немало находится в живых. Абрисы и рассказы секретаря Исмайлова очень безыскусственны и местами даже просты до наивности, но этим они внушают большое доверие к автору, - человеку, который, как мы сейчас увидим, представляется очень добрым, тепло верующим и совестливым. Но, несмотря на всю непритязательность и скромность воспоминаний Исмайлова, они в некоторых случаях заставляют отдать им полное предпочтение перед тем,...
    7. Письма. Веселитской Л.И. 8 июня 1893 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: сестры, христианки или ангела, я принял от Вас благословение, как дитя, а надлежало бы, чтобы прежде Вы приняли на себя бремя моих грехов — выслушали бы мою исповедь, и тогда бы подняли свою руку, чтобы благословить меня... Л. Н. иногда так исповедуется с теми, к кому позовет дух, и это прекрасно; но я думаю, что если бы я мог сказать Вам, как я гадко жил, то Вы, быть может, не перекрестили бы меня, а осудили бы на епитимию, которой я не в состоянии еще исполнить, и тогда мне было бы еще тяжелее. Так Вы, пожалуйста, никогда не говорите, что Вы меня «уважаете», а вместо того не кидайте мне камня, когда я прошу у Вас хлеба... Я Вас прошу указать мне мой скрытый порок, вызывающий у людей известное проявление справедливого негодования, а Вы мне пишете, чтобы я не обижался и что я когда-то сам говорил о Т—м «с восхищением»... Ну что это за пустяки! Я нимало и ни за что на Вас не обижался, а Т. есть для меня моя святыня на земле — «священник бога живого, облекающийся правдою». Неужто Вам опять показалось, что я могу его ревновать и желать сам при нем что-нибудь значить! Он просветил меня, и я ему обязан более, чем покоем земной жизни, а благодеяние его удивительного ума открыло мне путь в жизнь без конца — путь, в котором я путался и непременно бы запутался; а Вы думаете, что меня можно обидеть, сказав мне: «А вы, однако, не Т.!» Я не только «однако не Т.», но я совсем не близок к нему, но его разумение мне понятно, и я, перечитав горы книг известного рода, нашел толк и смысл только в этом разумении и в нем успокоился и свой фонаришко бросил... Он теперь мне уже не годится: я вижу яркий маяк и знаю, чего держаться, а если не управлю, то это уже не от недостатка света, а от ...
    8. Епархиальный суд
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: не для того только, чтобы сойтись на одном мнении о графе Толстом, а тут есть дело гораздо более важное. Я не имею никакой нужды входить в оценку справедливости высказанного мнения, но должен заметить, что оно довольно распространено и было поддержано в Петербурге «Церковно-общественным вестником», газетою очень здравомыслящею и в церковных вопросах сведущею. Зато в Москве это мнение показалось очень обидным и несправедливым, и одна из тамошних газет, «Современные известия», выступила с резкими замечаниями против такой оценки заслуг графа Д. А. Толстого по святейшему синоду. Московская газета вспомянула об оскудении плодов веры и, как на особенную вредность для церкви,— указала на неудачную попытку графа Толстого ввести, вместо нынешнего бесконтрольного консисторско-архиерейского суда,— суд в другой форме — более правильной и более защищающей личность от произвола. На этом разыгралось дело, доведенное только до того, что поспорившие стороны высказались и замолчали; московская газета осталась при своем мнении, а петербургские — при своем; дело же не подвинулось ни на волос, да даже едва ли и уяснилось для публики, которой, однако, необходимо иметь о нем верное понятие. Правда, «Церковно-общественный вестник», возражая «Современным известиям», дал хороший ответ на нападки московской газеты и указал, что нынешний закрытый консисторско-архиерейский суд не только во всех отношениях неудовлетворителен, но и не согласен с древнею церковною практикою; но все эти доказательства,— убедительные и веские для людей сведущих,— большинству публики почти совсем недоступны. Кто у нас знает каноны? кто знаком с старою церковного практикою? Таких людей очень немного в духовенстве и почти совсем нет в публике. А между тем то, что мы, по обыкновению, называем публикою, есть, в известном смысле, та же церковь , то есть собрание людей, связанных единством духовных интересов, и ради этих-то интересов всем нам пристойно знать об этом деле и иметь свое мнение о значении нынешнего ...
    9. Синодальный философ. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: от 4, 12, 18, 26 января под заглавием; "Картины прошлого. Брачные истории тридцатых годов. По запискам синодального секретаря. I. Высеченная полковница II. Очаровательная смолянка. III. Синодальный Иосиф". Вопреки воле писателя редактор "Нового времени" А. С. Суворин исключил из "Синодального философа" три очерка - "Элоиза и Абеляр", "Пчелка", "Распашная Мессалина". По этому поводу Лесков изъявил Суворину свое возмущение в письме от 7 января 1883 г.: "Вы начинаете серию чего-нибудь и потом обрываете.... Я "Мелочи архиерейской жизни" потому отдал на сторону, чтобы не иметь досадительных хлопот, которые тоже, наверное, окончились бы перерывом" - ИРЛИ АН СССР (Пушкинский Дом). Приводим полностью эти три небольших очерка (следовали перед "Очаровательной смолянкой"), реставрируя тем самым лесковский цикл: Картины прошлого Брачные истории тридцатых годов По запискам синодальною секретаря В старину живали деды Веселей своих внучат. II. Элоиза и Абеляр Предлежащая история нежна и трогательна, а в то же время немножко и глупа. Синодальный летописец отмечает ее в своей хронике бесстрастными и угнетенно краткими штрихами в лапидарном стиле, соответствующем литературной манере короля баварского, но сердце чувствует за секретарскими отметками всю скорбь Элоизы вместе с "томленьем кроткой Вероники". Так как по скромности автора, - о которой уже выше упомянуто, - ни в одном из этих рассказов ни у героев, ни у героинь имен нет, а без имени называть лицо в рассказе довольно трудно, то позаимствуем на этот случай для нашей страдалицы имя у той французской дамы, с которою сходно ее трагическое положение. Будем звать ее Элоиза , и тогда тот, кто поставил ее в это положение, назовется Абеляр . * "Она была моя ученица, - говорит Исмайлов. - Девица кроткая и скромная, полненькая и здоровая, как созревающее яблоко. Она отдана была за человека...
    10. Письма. Терновскому Ф.А. 28 октября 1882 г..
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: деньги (600 руб. за удержанием уплоченных за пересылку), но он раздражен и тяжко смущен этой обложкой, с которою — говорит— «и половины не дал бы и ни за что бы не стал путаться с такою книгою, продавая которую надо еще объяснять, что это за «второй выпуск и что составляет выпуск 1-й». И впрямь, что это Вам за охота пришла давать эту неудобную в торговом деле вставку?.. Ужасный Вы не коммерсант! Потом целая пачка книг погибла от неосторожной и вполне неряшливой укладки, а весь нижний и верхний ряды пришли измаранные. С них теперь срывают обертки и будут здесь допечатывать. Ведь это возня и расход, а Тузов очень хороший плательщик, но скареда... Щунять Вас не хочу более, потому что люблю Вас, но желаю, чтобы это «напредки пригодилось». Нельзя, сударь, переменять содержания обложки — купцы к этому «ревнивы». Хвалу и честь Вам за «язык аспида» уже прописал, а реферата ожидаю. Это меня очень интересует. Вместо рассуждений лукавых о том, что почнете писать для Шубинского, Вы бы прислали отчет о «Боярской думе» Ключевского, — и это было бы полезно редакции и приятно автору, а то теперь о ней что-то навараксал Ив<ан> Дм<итриевич> Белов, не имущий никакого дарования. Ужасно Вы долго собираетесь. В редакции «Нов<ого> времени» и «Истор<ического> вестника» о Вас имеют досадительное понятие по книге о «Леванде». По-моему, эта книга относится к тому роду литературы, который позволительно считать «скучным». О других же лучших Ваших произведениях здесь надо делать внушения, а они того живого-то и не читали, да и не разумеют, но отвечают: «Да, он...