• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Юдоль. Глава 13.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25 26
    Примечания
    О Квакереях

    XIII

    Ждали их по-пустому до самого праздника, но зато как только отпели святую заутреню и попы стали в ряд посреди церкви с лукошками, чтобы все люди подходили к ним христосоваться и класть яйца, то вдруг подошел с желтым, в луке крашенным яйцом и Кромсай.

    — Христос воскресе,— говорит, — батюшка; держи яичко.

    — Воистину воскресе! — отвечает священник и от радости, не выдержав, тут же стал его спрашивать: — Когда явился?

    — А вот в самую в заутреню: когда ты звонить зачал, так я еще за лощиной был... Путался... Чуть, брат, не залился.

    — Ну-у! А Павел где ж?

    — Ей же ты богу! Мерин-то мой насилу, брат, выскочил!

    — Скажи пожалуй!.. Ну, а Павел где ж?

    — Его, брат, уж нетути!

    — А где же он?

    — Он не приехал.

    Дальше говорить было нельзя, потому что это задерживало движение подходящих христосоваться крестьян, и дьякон, заметив непорядок, сказал: «не препятствуйте», а Кромсаю добавил: «Удались!» Тогда священник велел Кромсаю войти в алтарь и подождать, пока он с народом «отцелуется». И когда все люди отцеловалися и священник стал в алтаре разоблачаться, то Кромсай поведал ему, что «Павел в городу остался».

    — Для чего же он остался?

    — Да вот... Сказал мне: «Ты, говорит, поезжай, — а я, говорит, останусь».

    — А зачем?

    — «Потому, говорит, что мне надо себе... другое приделение».

    — Ну, и ты его приделил?

    — Не я, а он сам приделился.

    Священник подвел Кромсая к окну, из которого видны были могилки, и говорит:

    — Всмотрись-ка да «помяни гробы — они вечны домы»: долго ли нам жить-то остается?.. Куда ты Павлушку дел?

    Кромсай понял, какое смущение запало в душу священника, и отвечал ему с широкой улыбкой:

    — Что ты... Полно, батя!.. Неужли ты думаешь, что я Павлуньку загубил? Жив Павлунька!

    — Ты подумай: у него мать Фаптея древняя. Если ей о сыне что-нибудь ужасное сказать — она помрет!..

    Но ужасного ничего не было.

    Кромсай рассказал только следующее: когда они с Пустоплясом выехали, то Пустопляс будто «все на самого себя обижался». «Что, — говорит, — дядя Кромсай, рассуди ты, какой я неахтительный, что никто меня очень не обожает! И всего у меня средства только одна старушка есть, только к ней к одной у меня есть и жалость на земле, — так что ни для кого, как для нее, я бы даже и в солдаты... Ведь я могу на Кавказ пойти и в офицеры выйти». А Кромсай ему и помог начать всю эту карьеру; он свел его к Николаю Андрееву Воробью, старинному орловскому маклеру, или «сводчику», а тот его как в хоровод завел и «определил идти по найму за бакалейщикова сына».

    Священник, услыхав неожиданно такую развязку, молча присел на сундучок и только глаза на Кромсая выставил.

    — Ну, ты, — говорит, — брат, жиган! недаром, видно, тебя вором кличут!

    — А что же «кличут»!.. Кличут-то меня разно кличут, а у кого я что-нибудь украл? Ан я ничего не украл, а живу честно и благородно. Павлунька не так пошел, а семьсот серебра получил деньгами, да что еще, брат, гульбы было... Вот бы ты посмотрел!.. А он еще сто рублей прислал матери.

    — Чего он хотел, то ему и сделано... Чего ты на меня!..

    — Ты, Кромсай, жиган, ты нехороший, дурной человек!

    — Что ты это?.. за что?.. Разве пропал Павлушка? Он пошел служить богу и великому государю... Ты, сделай милость, в этом оставь меня!

    — А сто рублей матери-то его... целы у тебя?

    — А ты почем знаешь?

    — Верно, не целы?

    — Ну, если тебе открыто, то что же спорить... Не целы!

    — Вот ведь какая твоя совесть!

    — Что же совесть!.. Я их вез и довез до самой лощины. А тут звон услыхал и в зажор сел... Сделай милость — это хоть и на тебя доведись: провались хоть и ты под снег, так небось все покинешь, а одну свою душу начнешь спасать! Мерин биться стал... Я, брат, весь растерялся: и два куля хлеба при мне были, — вез на просвиры, — и те оба там в зажоре погубил.

    — Там и деньги пропали?

    — Все там осталось. Тридцать рублей, которые вез бумажками, те как на кресте были привязаны, так они и уцелели, а семьдесят, которые были серебряными монетами: рубли и полтинники — с сапогом вместе снялись и из-за голенища потонули.

    Священник выслушал, поднялся с места и сказал Кромсаю:

    — Ну да и подлец же ты!

    — Хорошо, что хоть ты честный! — вздохнул Кромсай.

    — Ну смотри же: вспомяни мое слово — за это разразит тебя бог!

    Это над Кромсаем очень скоро и исполнилось.1

    1 Наемный заместитель рекрута, которому следовало идти в службу по очереди или по жеребью, почитался в народе за человека не только <пропащего>, но и презренного: о наемщике никогда не говорили с жалостью, а всегда, как о палаче, говорили с омерзением, и от солдат ему не было иной клички, как <продажная шкура>. Иметь общение с наемщиком считалось так же противно, как иметь общение с палачом, которому, по мнению простолюдинов, будто даже <не дают причастия>. А как таково было всеобщее презрительное отношение к этим людям, то, разумеется, об этом знали и сами те, кто нанимался в солдаты, и потому, за весьма редкими исключениями, это были <люди отчаянные> - зашалившиеся, загулявшие, сбившиеся с пути или чем-нибудь особливо несчастные, по какому-нибудь роковому стечению семейных обстоятельств стремившиеся к погибели. Эти последние и составляли жалостное исключение, да к их числу можно еще придать <крепостных>, которые, впрочем, могли наниматься только с согласия своих владельцев, и то после рискованной процедуры с освобождением их на волю. Случалось, что вольный человек <выкупал крепостного> с тем, чтобы он после пошел в рекруты за детей этого капиталиста, и выкупаемый крепостной обещался это исполнить, но, получив отпускную в свои руки, отказывался от <охотничания> <помолить бога>, а еще чаще с бранью и насмешкою. Нанявшийся же <распутник> с распутства начинал и в распутстве продолжал все время своего <сговора>

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25 26
    Примечания
    О Квакереях