• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Скоморох Памфалон. Глава 10.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27 28 29
    Примечания

    ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

    Оправился первый Памфалон.

    Заметив, что Ермий не имел на себе никакой ноши, Памфалон с недоумением спросил его:

    — Где же твоя кошница и тыква?

    — Со мной нет ничего, — отвечал отшельник.

    — Ну, слава богу, что у меня сегодня есть чем тебя угостить.

    — Мне ничего и не надо, — перебил старец, — я пришел не за угощением. Мне нужно знать, как ты угождаешь богу?

    — Что такое?

    — Как ты угождаешь богу?

    — Что ты, что ты, старец! Какое от меня угождение богу! Да мне об этом даже и думать нельзя.

    — Отчего тебе нельзя думать? О своем спасении всяк должен думать. Ничего для человека не может быть так дорого, как его спасение. А спасение невозможно без того, чтобы угодить богу.

    Памфалон его выслушал, улыбнулся и отвечал:

    — Эх, отец, отец! Если бы ты знал, как мне смешно тебя слушать. Видно, и вправду давно ты из мира.

    — Да, я из мира давно; я тридцать лет уже не был между людьми, но все-таки что я говорю, то истинно и согласно с верой.

    — А я, — отвечал Памфалон, — с тобою не спорю, но говорю тебе, что я человек очень непостоянной жизни, я ремеслом скоморох и не о благочестии размышляю, а я скачу, верчусь, играю, руками плещу, глазами мигаю, выкручиваю ногами и трясу головой, чтобы мне дали что-нибудь за мое посмешище. О каком богоугождении я могу думать в такой жизни!

    — Отчего же ты не оставишь эту жизнь и не начнешь вести лучшую?

    — А, друг любезный, я уже это пробовал.

    — И что же?

    — Не удается.

    — Еще раз попробуй.

    — Отчего?

    — Оттого, что я на сих днях упустил такой случай для исправления моей жизни, какого уже лучше и быть не может.

    — Почему ты знаешь? По-твоему не может быть, а у бога все возможно.

    — Нет, ты про это со мною, пожалуйста, лучше не говори, потому что я даже и не хочу более искушать бога, если я не умею пользоваться его милостями. Я себя сам оставил без спасения, и пусть так и будет.

    — Так ты, значит, отчаянный?

    — Нет, я не отчаянный, а только я беззаботный и веселый человек, и разговаривать со мною о вере... просто даже некстати.

    Ермий покачал головой и говорит:

    — В чем же, однако, состоит твоя вера, веселый беззаботный человек?

    — Я верю, что я сам из себя ничего хорошего сделать не сумею, а если создавший меня сам что-нибудь лучшее из меня со временем сделает, ну так это его дело. Он всех удивить может.

    — А отчего же ты сам о себе не заботишься?

    — Некогда.

    — Как это некогда?

    — Да так, я живу в суете, а когда нарочито соберусь спасаться, то на меня нападает тоска, и вместо хорошего еще хуже выходит.

    — Ты говоришь несообразное.

    — Нет, это правда. Когда я размыслюсь, то от моего слабого характера стану тревожен и опять сам все разрушу и стану на свою скоморошью степень.

    — Ну, так ты человек пропащий.

    — Очень может быть.

    — И я думаю, что ты совсем не тот Памфалон, которого мне надобно.

    — Я не могу тебе на это ответить, — отвечал скоморох, — но только мне кажется, что на этот час, когда я так счастлив, что могу послужить твоей страннической нужде, я теперь, пожалуй, как раз тот Памфалон, который тебе нужен, а что тебе дальше нужно будет, о том завтра узнаем. Теперь же я умою твои ноги, и ты покушай, что у меня есть, и ложись спать, а я пойду скоморошить.

    — Мне нужно бесед твоих.

    — Бесед! — опять воскликнул Памфалон.

    Памфалон поглядел на старца, потрогал его за его синий хохолок и потом вдруг расхохотался.

    — Что же это тебе, весельчак, так смешно в словах моих? — спросил Ермий.

    А Памфалон отвечал:

    — Прости мне мое безумство. Я это по привычке шутить рассмеялся. Ты хочешь не отступить от меня, а я подумал, что мне, пожалуй, и хорошо бы взять тебя и поводить с собою по городу. Мне бы было выгодно водить тебя напоказ по Дамаску. На тебя бы все глядеть собирались, но мне стыдно, что я так о тебе подумал, и пусть же и тебе будет стыдно надо мною смеяться.

    — Я ни над кем не смеюсь, Памфалон.

    — Так зачем же ты говоришь, что хочешь от меня бесед для своего научения? Какие научения могу дать я, дрянной скоморох, тебе, мужу, имевшему силу рассуждать о боге и о людях в святом безмолвии пустыни? Господь меня не лишил совсем святейшего дара своего — разума, и я знаю разницу, какая есть между мною и то бою. Не оскорбляй же меня, старик, позволь мне омыть твои ноги и почивай на моей постели.

    — Хорошо, — сказал Ермий, — ты хозяин в своем доме и делай, что хочешь.

    Памфалон принес лохань свежей воды и, омыв ноги гостя, подал ему есть, а потом уложил в постель и промолвил:

    — Завтра будем говорить с тобою. А теперь об одном тебя попрошу: не тревожься, если кто-нибудь из подгулявших людей станет стучать ко мне в дверь или бросать что-нибудь в стену. Это ничего другого не значит, как празднолюбцы зовут меня потешать их.

    — И ты встаешь и уходишь?

    — Да, я иду во всякое время.

    — И неужто ты входишь повсюду?

    — Конечно, повсюду: я ведь скоморох и не могу разбирать места.

    — Бедный Памфалон!

    — Как быть, мой отец! Мудрецы и философы моего мастерства не требуют, а требуют его празднолюбцы. Я хожу на площади, стою у ристалищ, верчусь на пирах, бываю в загородных рощах, где гуляют молодые богачи, а больше все по ночам бываю в домах у веселых гетер...

    При последнем слове Ермий едва не заплакал и еще жалостнее воскликнул:

    — Бедный Памфалон!

    — Что делать, — отвечал скоморох, — я действительно очень беден. Я ведь сын греха и как во грехе зачат, так с грешниками и вырос. Ничему другому я, кроме скоморошества, не научен, а в мире должен был жить потому, что здесь жила во грехе зачавшая и родившая меня мать моя. Я не мог снести, чтобы мать моя протянула к чужому человеку руку за хлебом, и кормил ее своим скоморошеством.

    — А где же теперь твоя мать?

    — Я верю, что она у бога. Она умерла на той же постели, где ты лежишь теперь.

    — Тебя любят в Дамаске?

    — Ты пьешь вино?

    — О да, что я пью вино и люблю его пить, в том нет никакого сомнения. Да без этого и нельзя для человека, который держится веселой компании.

    — Кто же тебя приучил к этой компании?

    — Случай, или, лучше тебе сказать, я не умею объяснить этого твоему благочестию. Мать моя в молодости была весела и прекрасна. Отец мой был знатный человек. Он меня бросил, а другие из степенных людей никто меня не взяли, взял меня такой же, как я, скоморох и много меня бил и ломал, но все-таки спасибо ему — он меня выучил своему делу, и теперь никто лучше меня не кинет вверх колец, чтобы они на лету сошлися; никто так не щелкает языком, не строит рож, не плещет руками, и не митушует ногами, и не тростит головой.

    — И тебе это ремесло еще не омерзело?

    — Нет, оно часто мне не нравится, особенно когда я вижу, как проводят у гетер время вельможи, которым надо бы думать о счастье народа, и когда в веселые дома приводят цветущую юность, но я в этом воспитан и этим одним только умею добывать себе хлеб.

    — Бедный, бедный Памфалон! Смотри, вот уже и голова твоя забелелась, а ты все до сей поры плещешь руками, и семенишь ногами, и тростишь головой у погибших блудниц. Ты сам погибнешь с ними.

    А Памфалон отвечал:

    — Не жалей меня, что я выкручиваю ногами и верчусь у гетер. Гетеры грешницы, но бывают к нам, слабым людям, жалостливы. Когда их гости упьются, они сами ходят и сами для нас от гуляк собирают даянье, и даже порою с излишком и с ласкою для нас просят.

    И заметив, что Ермий отвернулся, Памфалон тронул его ласково за плечо и молвил с уветом:

    — Верь мне, почтенный старик, что живое всегда живым остается, и у гетер часто бьется в груди прекрасное сердце. А печально нам быть на пирах у богатых господ. Вот там часто встречаются скверные люди; они горды, надменны и веселья хотят, а свободного смеха и шуток не терпят. Там требуют того, чего естество человеческое стыдится, там угрожают ударением и ранами, там щиплют мою разноперую птицу, там дуют и плюют в нос моей собаке Акре. Там ни во что вменяют все обиды для низших и наутро... ходят молиться для вида.

    — О горе! о горе! — прошептал Ермий, — вижу, что он даже совсем еще далек от того, чтобы понимать, в чем погряз, но его ум и его естество, может быть, добры... Потому я, верно, для того к нему и послан, чтобы вывесть его одаренную душу на иную путину.

    И сказал он ему вдохновенно:

    — Брось свое гадкое ремесло, Памфалон.

    А тот ему спокойно ответил:

    — Очень бы рад, да не могу.

    — Произнеси глагол к богу, и он тебе поможет.

    Памфалон вздрогнул и упавшим голосом молвил:

    — Глагол!.. зачем ты читаешь в душе моей то, о чем я хочу позабыть!

    — Ага! ты, верно, уже давал обет и опять его нарушил?

    — Да, ты отгадал: я сделал это дурное дело — я давал обет.

    — Потому, что христианам запрещено клясться и обещаться, а я, какой ни есть, все же христианин, и, однако, я давал обет и его нарушил. А теперь я знаю, что разве может слабый человек давать обет всемогущему, который предуставил, чем ему быть, и мнет его, как горшечник мнет глину на кружале? Да, знай, старичок, знай, что я имел возможность бросить скоморошество и не бросил.

    — И почему же ты не бросил?

    — Не мог.

    — Что у тебя за ответ: все ты «не мог»! Почему ты и мог и не мог?

    — Да, и мог и не мог, потому что... я небрежлив — я не могу о своей душе думать, когда есть кто-нибудь, кому надо помочь.

    Старец приподнялся на ложе и, вперив глаза в скомороха, воскликнул:

    — Что ты сказал?! Ты ни во что считаешь погубить свою душу на бесконечные веки веков, лишь бы сделать что-нибудь в сей быстрой жизни для другого! Да ты имеешь ли понятие о ярящемся пламени ада и о глубине вечной ночи?

    Скоморох усмехнулся и сказал:

    — Нет, я ничего не знаю об этом. Да и как я могу знать о жизни мертвых, когда я не знаю даже всего о живых? А ты знаешь о тартаре, старец?

    — Конечно!

    — А между тем, я вижу, и ты не знаешь о многом, что есть на земле. Мне это странно. Я тебе говорю, что я человек негодный, а ты мне не веришь. А я не поверю тебе, что ты знаешь о мертвых.

    — Несчастный! да ты имеешь ли даже понятие о самом божестве?

    — Имею, только очень малые понятия, но в том не ожидаю себе великого осуждения, потому что я ведь не вырос в благородной семье, я не слушал уроков у схоластиков в Византии.

    — Бога можно знать и служить ему без науки схоластиков.

    — Я с тобою согласен и так всегда говорил в уме с богом: ты творец, а я тварь — мне тебя не понять, ты меня всунул для чего в эту кожаную ризу и бросил сюда на землю трудиться, я и таскаюсь по земле, ползаю, тружусь. Хотел бы узнать: для чего это все так мудрено сотворено, да я не хочу быть как ленивый раб, чтобы о тебе со всеми пересуживать. Я буду тебе просто покорен и не стану разузнавать, что ты думаешь, а просто возьму и исполню, что твой перст начертал в моем сердце! А если дурно сделаю — ты прости, потому что ведь это ты меня создал с жалостным сердцем. Я с ним и живу.

    — И ты на этом надеешься оправдаться!

    — Ах, я ни на что не надеюсь, а я просто ничего не боюсь.

    — Как! ты и бога не боишься?!

    Памфалон пожал плечами и ответил:

    — Право, не боюсь: я его люблю.

    — Лучше трепещи!

    — Трепетал.

    — И нынче устал?

    — Я уже не тот, что был прежде когда-то.

    — Наверно, ты сделался лучше?

    — Не знаю.

    — Это ты хорошо сказал. Знает тот, кто со стороны смотрит, а не тот, кто свое дело делает. Кто делает, тому на себя не видно.

    — А ты себя когда-нибудь чувствовал хорошо?

    Памфалон промолчал.

    — Я умоляю тебя, — повторил Ермий, — скажи мне, ты когда-нибудь чувствовал себя хорошо?

    — Да, — отвечал скоморох, — я чувствовал...

    — А когда это было?

    — Представь, это было именно в тот самый час, когда я себя от него удалил...

    — Боже! что говорит этот безумец!

    — Я говорю сущую правду.

    — Но чем и как ты отдалил себя от бога?

    — Я это сделал за единый вздох.

    — Ответь же мне, что ты сделал?

    Памфалон хотел отвечать, что с ним было, но в это самое мгновение циновку, которою была завешена дверь, откинули две молодые смуглые женские руки в запястьях, и два звонкие женские голоса сразу наперебой заговорили:

    — Памфалон, смехотворный Памфалон! скорей поднимайся и иди с нами. Мы бежали впотьмах бегом за тобою от нашей гетеры... Спеши скорей, у нас полон грот и аллеи богатых гостей из Коринфа. Бери с собой кольца, и струны, и Акру, и птицу. Ты нынче в ночь можешь много заработать за свое смехотворство и хоть немножко вернешь свою большую потерю.

    тела ошибли его. Пустыннику показалось, что он слышит даже глухой рокот крови в их жилах, и в отдалении топот копыт, и сопенье, и запах острого пота Силена.

    Ермий затрясся от страха, завернулся к стене и закрыл свою голову рогожей.

    — Вот видишь, досуг ли мне размышлять о высоком! — и, сразу же переменив тон на громкий и веселый, он отвечал женщинам:

    — Сейчас, сейчас иду к вам, мои нильские змейки.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27 28 29
    Примечания
    Раздел сайта: