• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Однодум. Глава 12.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
    Примечания

    ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

    Очевидец, передававший эту анекдотическую историю о солигаличском антике, ничего не говорил, как принял это бывший в храме народ и начальство. Известно только, что никто не имел отваги, чтобы заступиться за нагнутого губернатора и остановить бестрепетную руку Рыжова, но о Ланском сообщают нечто подробнее. Сергей Степанович не подал ни малейшего повода к продолжению беспорядка, а, напротив, «сменил свою горделивую надменность умным самообладанием». Он не оборвал Александра Афанасьевича и даже не сказал ему ни слова, но перекрестился и, оборотись, поклонился всему народу, а затем скоро вышел и отправился на приготовленную ему квартиру.

    Здесь Ланской принял чиновников — коронных и выборных и тех из них, которые ему показались достойными большего доверия, расспросил о Рыжове: что это за человек и каким образом он терпится в обществе.

    — Это наш квартальный Рыжов,— отвечал ему голова.

    — Что же он... вероятно, в помешательстве?

    — Никак нет: просто всегда такой.

    — Так зачем же держать такого на службе?

    — Он по службе хорош.

    — Дерзок.

    — Самый смирный: на шею ему старший сядь,— рассудит: «поэтому везть надо»— и повезет, но только он много в библии начитавшись и через то расстроен.

    — Вы говорите несообразное: библия книга божественная.

    — Это точно так, только ее не всякому честь пристойно: в иночестве от нее страсть мечется, а у мирских людей ум мешается.

    — Какие пустяки!— возразил Ланской и продолжал расспрашивать:

    — А как он насчет взяток: умерен ли?

    — Помилуйте,— говорит голова,— он совсем ничего не берет...

    Губернатор еще больше не поверил.

    — Нет; действительно не берет.

    — А как же,— говорит,— он какими средствами живет?

    — Живет на жалованье.

    — Вы вздор мне рассказываете: такого человека во всей России нет.

    — Точно,— отвечает,— нет; но у нас такой объявился.

    — А сколько ему жалованья положено?

    — В месяц десять рублей.

    — Ведь на это,— говорит,— овцу прокормить нельзя.

    — Действительно,— говорит,— мудрено жить — только он живет.

    — Отчего же так всем нельзя, а он обходится?

    — Библии начитался.

    — Хорошо, «библии начитался», а что же он ест?

    — Хлеб да воду.

    И тут голова и рассказал о Рыжове, каков он во всех делах своих.

    — Так это совсем удивительный человек!— воскликнул Ланской и велел позвать к себе Рыжова.

    Александр Афанасьевич явился и стал у притолки, иже по подчинению.

    — Откуда вы родом?— спросил его Ланской.

    — Здесь, на Нижней улице родился,— отвечал Рыжов.

    — А где воспитывались?

    — Не имел воспитания... у матери рос, а матушка пироги пекла.

    — У дьячка.

    — Исповедания какого?

    — Христианин.

    — У вас очень странные поступки.

    — Не замечаю: всякому то кажется странно, что самому не свойственно.

    Ланской подумал, что это вызывающий, дерзкий намек, и, строго взглянув на Рыжова, резко спросил:

    — Не держитесь ли вы какой-нибудь секты?

    — Здесь нет секты: я в собор хожу.

    — Исповедуетесь?

    — Богу при протопопе каюсь.

    — Семья у вас есть?

    — Есть жена с сыном.

    — Жалованье малое получаете?

    Никогда не смеявшийся Рыжов улыбнулся.

    — Беру,— говорит,— в месяц десять рублей, а не знаю: как это — много или мало.

    — Это не много.

    — Доложите государю, что для лукавого раба это мало.

    — А для верного?

    — Достаточно.

    — Вы, говорят, никакими статьями не пользуетесь?

    — Скажите по совести: быть ли это может так?

    — А отчего же не может быть?

    — Очень малые средства.

    — Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами обойтись можно.

    — Но зачем вы не проситесь на другую должность?

    — А кто же эту занимать станет?

    — Кто-нибудь другой.

    — Разве он лучше меня справит?

    Теперь Ланской улыбнулся: квартальный совсем заинтересовал его не чуждую теплоты душу.

    — Послушайте,— сказал он,— вы чудак; я вас прошу сесть.

    Рыжов сел vis-a-vis 1 с «надменным».

    — Вы, говорят, знаток библии?

    — Читаю, сколько время позволяет, и вам советую.

    — Хорошо; но... могу ли я вас уверить, что вы можете со мною говорить совсем откровенно и по справедливости.

    — Ложь заповедью запрещена — я лгать не стану.

    — Хорошо. Уважаете ли вы власти?

    — Не уважаю.

    — За что?

    — Ленивы, алчны и пред престолом криводушны,— отвечал Рыжов.

    — Нет; а по библии вывожу, что ясно следует.

    — Можете ли вы мне показать хоть один ваш вывод?

    Рыжов отвечал, что может,— и сейчас же принес целый оберток бумаги с надписью «Однодум».

    — Что тут есть пророчественного о прошлом и сбывшемся?— спросил Ланской.

    Квартальный перемахнул знакомые страницы и прочитал: «Государыня в переписке с Вольтером назвала его вторым Златоустом. За сие несообразное сравнение жизнь нашей монархини не будет иметь спокойного конца».

    На отлинеенном поле против этого места отмечено: «Исполнилось при огорчительном сватовстве Павла Петровича».

    — Покажите еще что-нибудь.

    Рыжов опять заметал страницы и указал новое место, которое все заключалось в следующем: «Издан указ о попенном сборе. Отныне хлад бедных хижин усилится. Надо ожидать особенного наказания». И на поле опять отметка: «Исполнилось,— зри страницу такую-то», а на той странице запись о кончине юной дочери императора Александра Первого с отметкою: «Сие последовало за назначение налога на лес».

    — Но позвольте однако,— спросил Ланской,— ведь леса составляют собственность?

    — Да; а греть воздух в жилье составляет потребность.

    — Вы против собственности?

    — Нет; я только чтобы всем тепло было в стужу. Не надо давать лесов тем, кому и без того тепло.

    — А как вы судите о податях: следует ли облагать людей податью?

    — Надо наложить, и еще прибавить на всякую вещь роскошную, чтобы богатый платил казне за бедного.

    — Гм, гм! вы ниоткуда это учение не почерпаете?

    — Из священного писания и моей совести.

    — Не руководят ли вас к сему иные источники нового времени?

    — Все другие источники не чисты и полны суемудрия.

    — Теперь скажите в последнее: как вы не боитесь ни того, что пишете, ни того, что со мною в церкви сделали?

    — Что пишу, то про себя пишу, а что в храме сделал, то должен был учинить, цареву власть оберегаючи.

    — Дабы видели все его слуг к вере народной почтительными.

    — Но ведь я мог с вами обойтись совсем не так, как обхожусь.

    Рыжов посмотрел на него «с сожалением» и отвечал:

    — А какое же зло можно сделать тому, кто на десять рублей в месяц умеет с семьей жить?

    — Я мог велеть вас арестовать.

    — В остроге сытей едят.

    — Вас сослали бы за эту дерзость.

    — Куда меня можно сослать, где бы мне было хуже и где бы бог мой оставил меня? Он везде со мною, а кроме его никого не страшно.

    Надменная шея склонилась, и левая рука Ланского простерлась к Рыжову.

    — Характер ваш почтенен,— сказал он и велел ему выйти.

    Но, по-видимому, он еще не совсем доверял этому библейскому социалисту и спросил о нем лично сам несколько простолюдинов.

    Те, покрутя рукой в воздухе, в одно слово отвечали:

    Более положительного из них о нем никто не знал. Прощаясь, Ланской сказал Рыжову:

    — Я о вас не забуду и совет ваш исполню — прочту библию.

    — Да только этого мало, а вы и на десять рублей в месяц жить поучитесь,— добавил Рыжов.

    Но этого совета Ланской уже не обещал исполнить, а только засмеялся, опять подал ему руку и сказал:

    1 Напротив (франц.).

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
    Примечания