• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • На краю света. Примечания.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
    Примечания
    Ранняя редакция



    Примечания

    НА КРАЮ СВЕТА

    Печатается по тексту H. С. Лесков, Собрание сочинений, том первый, СПб, 1889, стр. 379—460.

    Рассказ написан в 1875 году, впервые опубликован под названием «На краю света (из воспоминаний архиерея)» в журнале «Гражданин», 1875, № 52, 28 декабря и 1876, №№ 1—4 и 6 от 5, 12, 18, 25 января и 8 февраля. В том же году рассказ был издан отдельной книгой «На краю света (из воспоминаний архиерея)» Рассказ H. С. Лескова, СПб, 1876. Рукопись не сохранилась, известна лишь ранняя его рукописная редакция под названием «Темняк» (ЦГАЛИ, ф. 275, оп. 1, № 6, лл. 17).

    Тексты всех прижизненных изданий близки между собою. В первом отдельном издании (1876) рассказу предпослан следующий эпиграф из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья» (1855):

    Удрученный ношей крестной,
    Всю тебя, земля родная,
    В рабском виде царь небесный
    Исходил, благословляя.

    Значительно отличается от печатных изданий первая рукописная редакция рассказа «Темняк». Она вводит в творческую лабораторию писателя и показывает, ценою какого огромного труда был создан Лесковым этот рассказ (см. Приложения).

    В основе произведения «На краю света» лежит подлинный случай из миссионерской деятельности в Сибири ярославского архиепископа Нила (см. о нем ниже). Лесков сумел, однако, поднять этот случай до высоты огромного художественного обобщения и, как в зеркале, правдиво отразить современную действительность. В своем рассказе он показывает жизнь одного из наиболее угнетенных — «диких» народов России, обреченных на смерть и вырождение, фарисейство представителей господствующих классов, лицемерно заботящихся о «просвещении» и спасении души народа учением Христа, истинный смысл которого они сами не постигли или остались чужды ему, превосходство и ценность народных начал, «народного духа» как в искусстве, так и в самой жизни. При серьезных испытаниях, перед лицом смерти «некрещеный» дикарь оказался гораздо выше и человечнее архиерея, проявляет сметку и находчивость. Не удивительно, что этот «темняк» у Лескова вырастает в сказочного богатыря — символ народного могущества. Проницательнее и душевно теплее, чем архиерей, и отец Кириак — человек, близко стоящий к народу, хорошо знающий его тяготы, его подлинных «вражков».

    Эта идея победы народного начала, пронизывающая от начала и до конца рассказ Лескова и роднящая его с такими произведениями, как «Левша», не была оценена и понята современной критикой. Первый, кто оценил и почувствовал эту идею, был Л. Н. Толстой. «На краю света»,— говорил он,— очень хорошо. У тунгуза показана простая, искренняя вера и поступки, соответствующие ей, а у архиерея — искусственная» (Д. П. Маковицкий, Яснополянские записки. 1904—1910 годы, вып. 2, М., 1923, стр. 58). Высоко ценил это произведение М. Горький, напечатавший его в первом томе избранных произведений Н. С. Лескова рядом с «Соборянами» (Берлин, 1923).

    Престарелый архиепископ — Нил (Исакович, 1799—1874), архиепископ иркутский, затем ярославский, автор исследования «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858) и «Путевых записок» (Ярославль, 1874). На связь рассказа «На краю света» с именем архиепископа Нила Лесков указывает в предисловии к очерку «Владычный суд. Быль»: «Я не вижу более надобности скрывать, что архиерей, из воспоминаний которого составлен этот рассказ, есть не кто иной, как недавно скончавшийся архиепископ ярославский, высокопреосвященный Нил, который сам рассказывал это бывшее с ним происшествие поныне здравствующему и живущему здесь в Петербурге почтенному и всякого доверия достойному лицу В. А. К<окоре>ву. В. А. К<окоре>в сообщил этот случай мне» (см. том 6 наст. изд.). О взаимоотношениях Лескова с В. А. Кокоревым (1817—1889), бывшим откупщиком, крупным финансистом, основателем «Волжско-Камского банка», см. А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 303—307.

    Миссионерская проповедь — распространение христианства (православия) среди нерусских народов. Миссионерская деятельность особенно усилилась в период расширения русского многонационального государства (XVI—XIX века), она способствовала усилению колониального режима царизма на окраинах. В то же время миссионерство сыграло известную роль в распространении русского языка среди нерусских народов, в укреплении их связи с русским народом.

    Вольтеровское кресло — старинное кресло, в котором можно полулежать.

    ... в Тюбингене, Лондоне или Женеве... — Тюбинген — университетский город в Германии, прославленный своим богословским факультетом; Женева — столица Швейцарии,— центр реформатской церкви; Лондон — англиканской.

    ... сидит у кладезя с женой самаритянской... — этоn евангелический сюжет (Иоанн, гл. IV, 4—42) разрабатывался многими художниками. Вероятно, здесь имеется в виду картина Рембрандта «Христос и самаритянка» 1655 года. В написанной им на этот же сюжет картине в 1658 году образ Иисуса представлен более строгим, смотрящим на женщину с осуждением и болью.

    Христа целует... Иуда. — Вероятно, имеется в виду картина П. Рубенса (1577—1640) «Поцелуй Иуды», которую Лесков называл «гениальной картиной гениального Рубенса».

    ... коварный фарисей с динарием. — Подразумевается знаменитая картина Тициана (1477?—1576) «Динарий кесаря», хранящаяся в Дрезденской картинной галерее.

    Kayер-Старший, Р. (1831—1893) — немецкий скульптор. «Голова Христа» им изваяна для церкви св. Павла в Шверине, построенной в 1862—1869 годах.

    Платон (427—347 до н. э.) — древнегреческий философ — идеалист, ученик Сократа.

    Метсу, Габриель (ок. 1629—1667) — голландский бытовой живописец. Картина, о которой здесь говорит Лесков, вероятно, принадлежит другому голландскому художнику — Кв. Метцису (1456—1529).

    Лафон, Ал. (1815—1901) — французский художник. Лесков имеет в виду его картину «Христос в пещере» (1861).

    «Sacré coeur» («Пресвятое сердце») — особый культ, возникший в XVII веке во Франции и распространявшийся иезуитами. Характеризуется пылкостью и чувственной сентиментальностью.

    Гверчино (Барбиери), Джованни-Франческо (1591—1666) — итальянский художник, крупнейший представитель болонской школы. Имеется в виду его картина «Венчание тернием» (из Мюнхенской галереи).

    Ренан, Эрнст-Жозеф (1823—1893) — французский историк религии, семитолог и философ-идеалист. Главный его труд «История начал христианства», первый том которого составляет «Жизнь Иисуса» (1863).

    Лафатер, Иоганн-Каспар (1741—1801) — известный немецкий писатель-богослов, автор «Физиономики» (1772—1778) — искусства познавать характер человека по внешним его чертам.

    ... отдаленную сибирскую епархию — Нил был переведен из Вятки, где он был епископом, в Иркутск в 1838 г. и пробыл в Сибири до 1854 г.

    Орлецы — круглый коврик с изображением орла, подкладываемый под ноги епископу во время богослужения.

    Горнее место — возвышение за престолом.

    ... было явление самое обыкновенное — В «Путевых записках» Нил приводит целый ряд примеров полной безграмотности, духовного убожества, жалкого материального положения служителей культа в Сибири «И у сих-то особ,— пишет он,— якут и тунгус и даже русский человек должны учиться правилам веры и христианского благоповедения. Но можно ли ожидать там успеха, где слепец водит слепца?» (стр. 225).

    ... и возглашает: «от лукавого» — то есть, начав читать приведенные тексты и дойдя до слов «на небеси», дьячок невольно вспоминал, что эти слова имеются в «Молитве господней» (Отче наш и т. д.),— и, уже сбившись на нее однажды, не мог удержаться, чтобы с разбега не дочитать ее до конца.

    Цивилист — представитель гражданской части, здесь просто — невоенный человек.

    Облепиха — род терновника, пьяная ягода.

    Дикуша — сибирская черная смородина.

    ... credo, quia absurdum — верю, потому что нелепо (лат.) — положение Тертуллиана (см примеч. к стр. 473).

    ... добрая доля этих обращений значилась только на бумаге. — Распространение христианства среди народов Восточной Сибири встречало препятствия не только со стороны старой языческой религии в лице шаманизма, но и со стороны лам, конкурировавших здесь с православными миссионерами. Ламы насаждали среди этих народов буддизм в его тибето-монгольской форме — так называемый ламаизм. В этой борьбе за духовное, а вслед за ним и материальное порабощение населения Сибири ламы оказывались более опытными и гибкими. Они легко приспосабливались к местным социальным условиям, включали в свой пантеон местных богов, пополняли свой культ местными обрядами. Уже в первой половине XVIII века они добились от царского правительства признания самостоятельности сибирского ламаизма, выступали главной агентурой царизма в Бурят-Монголии. Нередко они применяли прямое насилие над населением, препятствуя его обращению в христианство. В результате этого создавалось двоеверие, смешение разных религий. Оно чрезвычайно порабощало народы Восточной Сибири и не давало им от ревнителей этих религий никакого покоя. Нил в своем сочинении «О буддизме», ставящем целью борьбу с сибирским ламаизмом, рассказывает: «Из язычников никто почти не решался принимать св. крещения, боясь ламского прещения. Да и те из них, которые прежде крещены были, не имели покоя. Их гнали, тяготили всеми мерами... Дети росли идолопоклонниками, имевши родителей — христиан. Отцы и матери, бывши христианами, таили свою веру и выдавали себя за язычников, чтоб только не попасть в когти ламам» (стр. 254).

    Будда — мифическое существо, достигшее состояния нирваны — высшего нравственного совершенства и слияния с миром духовным. В буддийском пантеоне насчитывается свыше тысячи будд. В более узком значении будда — титул Гаутамы (он же Шакья (Сакья) Муни), мифического основателя буддийского религиозного учения.

    Буддисиды (или бодисавты) — существа, достигшие совершенства в следовании за буддою; боги и полубоги.

    Тенгерины в шаманизме — духи, олицетворяющие природу, стихии и т. д.

    Ангоны (или онгоны) — шаманские идолы (фетиши), олицетворяющие души умерших предков.

    Иеромонах — монах в сане священника.

    Экклезиарх (греч.) — ключарь; священник, заведующий ризницею и церковной утварью.

    Мирница — церковный сосуд для хранения мира — елея, освященного для последующего за крещением таинства миропомазания.

    Дароносица — сосуд, в котором священник носит причастие для причащения вне церкви.

    ... тех, кои ни горячи, ни холодны, господь обещал изблевать с уст своих... — цитата из Откровения Иоанна, гл. III, 14—16.

    Слывущий (или словущий) — славный, знаменитый, почитаемый.

    Моисей, божий избранник — см. прим. к стр. 189.

    Чермного моря не рассеку и из степи не выведу... — Согласно библейской легенде, Моисей по повелению бога жезлом рассек Чермное море и вывел по нему, как по суше, свой народ из Египта. Фараон и его войско, гнавшиеся вслед за израильтянами, погибли во вновь сомкнувшихся волнах моря (Книга Исход, гл. XIV, 16—24). Степи — пустыни, через которые шли с Моисеем древние евреи из египетского плена.

    ... этап водил — был конвойным при ссыльных, отправлявшихся в Сибирь пешим порядком, «по этапу».

    Рекреация (лат.),— перерыв для отдыха между занятиями.

    Притоманный — собственный, домашний, настоящий, истинный.

    ... в дусе хлада тонка... (древнерусск.) — в воздухе, в веянии легкого ветерка.

    ... голубком приоборкается — укроется, воркуя.

    ... учить меня тунгузскому и якутскому языку. — Нил в Сибири изучил бурят-монгольский язык, составил его грамматику и перевел на этот язык многие богослужебные книги. Тунгузский — эвенкский.

    ... щунял келейно... — бранил, усовещивал наедине.

    Амвон (греч.) — возвышение в церкви для чтения проповеди и т. д.

    Гурий (ок. 1500—1563) — первый архиепископ в Казани (с 1555 г.) по завоевании ее Иваном Грозным, энергичный и даровитый миссионер, начавший христианизацию края. Православная церковь причислила его к лику своих святых в 1596 г. См. В. О. Ключевский, Древнерусские жития святых как исторический источник, М., 1871, стр. 305 и след.

    Приточник — говорящий притчами (речь идет о книге библейской — Притчах Соломона).

    Нетяги (древнерусск.) — слабосильны, не дюжи.

    ... и предков бы наших князь Владимир не окрестил. — Принятие христианства в 989 году киевским князем Владимиром было прогрессивным явлением. Этим актом он укреплял свой союз с Византией, наследницей греческой античной культуры, вводил свое государство, как равноправное, в среду европейских государств. Само крещение народа производилось в ряде случаев насильственным путем («со страхом бе сопряжено»,— указывает летопись).

    Платон митрополит — митрополит Платон Левшин (1737—1812) — церковный деятель и блестящий оратор.

    Кирилл Иерусалимский (315—386) — епископ, автор «Тайноводственных» проповедей, важных для истории христианских догматов, таинств и обрядов.

    Симон Волхв — шарлатан, выдававший себя за пророка и чудотворца (см. Деяния Апостолов, гл. VIII, 9—24). В III веке появился христианский роман «Recognitiones», излагавший легендарное столкновение Симона Волхва в Риме с апостолами Петром и Павлом, победу их над ним и трагическую его смерть.

    Оправдятся и внидут (древнерусск.) — оправдаются и войдут в царство небесное.

    Молвь (древнерусск.) — язык.

    Будьте хитры, как змии... — цитата из евангелия от Матфея, гл. X, 16.

    Варистый — употреблявшийся для варки.

    ... а вражки мешают,— вот беда!— Нил в «Путевых записках» дает яркую картину вырождения и разорения местного населения торговцами и чиновниками. Он отзывается о последних, как о «вампирах, сосущих кровь людскую». Водворяясь здесь, «алчные торгаши, ни бога не боясь, ни людей не стыдясь, опутывают, подобно паукам, всех и каждого сетью лихоиманья своего» (стр. 418—419). За бесценок они скупали, выменивали «добытый потовым трудом товарец» — бобров, куниц, соболей и т. д. В силу записных долгов целые роды попадали в вечную кабалу тому или иному пройдохе.

    ... старую историю из первых христианских веков... — Сказание заимствовано Лесковым из «Пролога», старинной «отреченной» книги.

    ... с билетом пришел, станет чествовать. — Любопытно совпадение этого образа «гостя с билетом» у Лескова с таким же образом в «Братьях Карамазовых» Достоевского, где Иван Карамазов «билет свой ему (богу), почтительнейше возвращает».

    Катехизис (греч.) — краткое изложение учения в вопросах и ответах, правила веры.

    Тертуллиан (род. ок. 160 г) — знаменитый богослов, в своих сочинениях требовал буквального понимания текстов св. писания. Противоположность веры и знания выразилась в знаменитой его формуле: «верю, потому что абсурдно». Особенно много уделял внимания вопросам дисциплины и жизни христиан. В трактате «О зрелищах» он запрещает христианам заниматься искусствами и ремеслами, участвовать в языческих праздниках и т. д.

    В языцех (древнерусск.) — в народах.

    ... ламы буддийские на них гонение сделали... — В сочинении «О буддизме» Нил рассказывает: «Бедные шаманисты всюду были преследуемы. Ни леса, ни горы не укрывали их от мести лам, целыми стадами рыскавших по всему Забайкалью и даже в окрестностях Иркутска» (стр. 253).

    На пиру в Канне Галилейской Христос положил начало своим «чудесам». Видя, что на свадьбе недоставало вина, он велел наполнить шесть каменных водоносов (сосудов) водою, которую тут же обратил в вино (евангелие от Иоанна, гл. II, 1—2).

    ... поплевал на глаза, а потом открыл их... — об этом «чуде» Христа см. в евангелии от Иоанна, гл. IX, 1—41.

    ... он с пастухами ходил... (евангелие от Луки, гл. XV, 3—7) — Кириак передает этот эпизод очень вольно, в духе народных легенд, почему архиерей ему и замечает, что он «в катехизаторы» не годится.

    Рамена (древнерусск.) — плечи.

    ... ключ Давидов... — далее цитата из Откровения (Апокалипсиса) Иоанна, гл. III, 7.

    ... многия книги безумным тя творят — слова римского наместника в Иудее — Феста, обращенные к апостолу Павлу, при допросе последнего (Деяния Апостолов, гл. XXVI, 24).

    Аммос — библейский пророк, был пастухом и собирал ягоды, когда бог приказал ему пророчествовать (Книга пророка Аммоса, гл. VII, 14—15).

    ... увеличивается число буддийских капищ и удваиваются штаты лам. — Эти сведения и следующие ниже рассуждения заимствованы Лесковым из сочинения Нила «О буддизме». «К довершению зла,— повествует Нил,— взгляды на ламизм местного в Сибири начальства не всегда отличались дальновидностью. Были годы, в которые выходили открытые предписания в пользу буддийской пропаганды; и этот, contra jus et fas [против права и приличия — лат.], распорядок, такую силу права приобрел в понятии лам, что действия его доныне ощущаются...» (стр. 254). Нил приводит такие цифры: в 1822 году в Восточной Сибири насчитывалось 2532 ламы (монаха) и 19 кумирен (капищ), в 1842 году стало 5545 лам и 34 кумирни (стр. 256).

    «все преодолевший и все отвергший» бог Фо — прозвище Будды, преодолевшего все соблазны и искушения мира, отвергшего все его ложные обольщения и мнимые радости и силы.

    Далай-лама — высшее духовное лицо в ламаизме, почитается живым, вечно возрождающимся (хубилганом) божеством на земле.

    ... поворачивает на спиритскую. — В 70-е годы XIX века в придворных и административных кругах Петербурга наблюдалось усиленное увлечение спиритизмом — шарлатанским производством «чудес», «вызовом духов», «столоверчением» и т. д. Медиумы, производящие эти фокусы, сменяли один другого. С разоблачением медиумических чудес выступали Л. Н. Толстой (пьеса «Плоды просвещения»), Д. И. Менделеев и др. против... рожна прать. Рожон — острый кол, укрепленный в наклонном положении. Лезть на рожон — предпринимать действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности.

    О прока́ — офранцуженное русское слово напрокат.

    Епитимья (греч.) — покаяние, церковное наказание. На гражданскую и духовную службу в Сибирь часто посылались лица, неугодные в глазах начальства, совершившие какой-либо проступок.

    Мережи — сети.

    «Что ми хощете дати, да аз вам предам?» — слова Иуды Искариота — предателя Христа, с которыми он обратился к первосвященникам иудейским (евангелие от Матфея, гл. XXVI, 15).

    Повесть о пятистах путешественниках заимствована Лесковым из статей И. П. Минаева «Несколько рассказов из перерождений Будды» (Журнал Министерства Народного просвещения, 1871, № 11), «Индийские сказки» (там же, 1871, № 2, 4, 5; 1874, № 11).

    Шигемуни — Шакья Муни (более употребительно Сакья Муни) — имя Будды в его земном воплощении в царевиче Гуатаме. В переводе с санскритского означает: царственный богомыслитель (монах).

    Сумбер (правильнее — Сумер) в буддийской космологии — высочайшая гора, населенная небесными гениями, благожелательными людям. Когда настанет период великого разрушения современного мира, то она погибнет последней — будет сожжена пятым солнцем.

    Кирик — новгородский «черный дьякон» XII века — предложил своему владыке, епископу Нифонту, длинный ряд вопросов, касающихся главным образом обрядовой стороны православия. Между вопросами имеются весьма курьезные, вроде приводимого здесь Лесковым.

    Догматизировать (греч.) — развивать догматы, основные положения, теорию веры.

    Силлогизация (греч.) — логическое построение доказательств в порядке посылок и выводов.

    Худог (древнерусск.) — искусен (отсюда — художество).

    ... разлатыми лапами — развалистыми, сильно утолщенными от лодыжки к копыту.

    Малица — шуба-рубаха из оленьей шкуры.

    Орстель — длинный шест, которым сдерживают и погоняют собак.

    Зайсан — старшина.

    ... по воде... ходил — об этом и других перечисляемых здесь «чудесах» Христа рассказывается в евангелии.

    Карл Эккартсгаузен (1752—1803) — немецкий писатель-мистик. Сочинения его усердно переводились на русский язык и распространялись масонами в царствование Александра I.

    Массильон, Жан-Баптист (1663—1743) — знаменитый французский проповедник.

    Бурдалу (1632—1704) — иезуит, блестящий духовный оратор эпохи короля Людовика XIV. Был очень популярен в образованной части русского духовенства первой половины XIX века.

    ... ему надо вымирать со всем родом своим... — В «Путевых записках» Нил дает страшную картину вырождения сибирских народов, обреченных на голод и вымирание.

    Ацтеки — один из индейских народов, населявших Мексику, когда в нее прибыли европейцы (испанцы) под командою Фернандо Кортеса (1516).

    Магнетизерские пассы — движения рук, однообразием которых гипнотизируют и повергают в сон.

    Четверодневный Лазарь в Вифанской пещере... — Речь идет об одном из «чудес» Иисуса Христа — воскрешении Лазаря на четвертый день после смерти (евангелие от Иоанна, гл. XI, 38—44).

    Юкола — вяленая на воздухе провесным способом рыба.

    Преферанс (франц. préférence),— предпочтение, превосходство.

    Репетир — пружина в старинных дорогих карманных часах, служившая для проверки времени звоном.

    ... как в Черной пещере... — В 1756 году бенгальский князь Сарадж-уд-Даула, взяв Калькутту, заключил пленных англичан (146 человек мужчин и женщин), в глухую тюрьму с двумя крошечными отдушинами, носившую название «Черной ямы» или «Черной пещеры». За одну ночь в ней умерло, задохнувшись, 123 человека.

    Таилга — жертвоприношение.

    Подсудобить — подсунуть некстати.

    Застремить — воткнуть.

    Орион — одно из самых красивых и обильных яркими звездами созвездий. С ним связаны многочисленные мифы, легенды и поверья.

    Плеяда (Стожары) — тесная группа звезд в созвездии Тельца, из которых 6—7 более ярких видны невооруженным глазом.

    Запощеванцы — русская староверческая секта беспоповского толка (отвергающая священство), крайне аскетического и мрачного мировоззрения, доходившая до проповеди и практики религиозного самоубийства.

    Авва (древнееврейск.) — отец. Авва, отче!— двуязычное усиление однозначащего обращения.

    Гермес — вестник богов в мифологии древней Греции.

    ... высказал св. Сирин... — Имеется в виду житие св. Исаака Сирина.

    Августин, прозванный Блаженным (354—430),— крупнейший богослов, вел борьбу с «языческой» античной философией, призывал церковь жесточайшим образом расправляться со всеми инакомыслящими. «Лучше сжечь еретиков живьем,— поучал он,— чем дать им коснеть в заблуждениях».

    Religio — латинское слово «религия» обозначает — «восстановленная связь», воссоединение.

    ... как Еммор и Сихем... — Ханаанский князь Еммор и его сын Сихем, желая породниться с родом патриарха Иакова, дочь которого обесчестил Сихем, в качестве условия для заключения племенного союза приняли обрезание. Когда все мужчины рода Еммора болели после операции, сыновья Иакова в отмщенье за позор сестры вырезали их поголовно (Книга Бытия, гл. XXXIV).

    Семидал (церк.) — самая тонкая пшеничная мука.

    «Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит» (древнерусск.) — «Если замедлит, потерпи (жди) его, так как идущий придет и не замедлит» (Книга пророка Аввакума, гл. II, 3).

    Стези (древнерусск.) — пути.

    Сам Сый — всегда и везде пребывающий бог.

    Виргилий — Публий Вергилий Марон (70—19 г. до н. э.) — римский поэт, автор «Энеиды», «Буколик» и дидактической поэмы «Георгики». Почитался у средневековых богословов и поэтов (Данте) языческим предшественником христианства и предсказателем скорого пришествия Христа на землю. Лесков цитирует стихи из «Энеиды» (кн. 6).

    ... повергались ниц перед истуканом деирского поля. — Согласно библейской легенде, вавилонский царь Навуходоносор воздвигнул на поле Деира золотого истукана и приказал собравшимся под страхом смерти пасть перед золотым кумиром и поклониться, как только затрубят трубы, свирели и всякие другие музыкальные орудия (Книга Даниила, гл. III, 1—7).

    Иеремия — один из библейских пророков. Ссылаясь на молодость (ему тогда было 15 лет), он отказывался пророчествовать, но бог приказал ему не малодушничать, а смело возвещать то, что он вложит в его уста.

    Никодим — фарисей, один из начальников иудейских, явившийся ночью на беседу к Христу (евангелие от Иоанна, гл. III, 1—21).

    Вари (от древнерусск. слова «варить» — предупреждать, оберегать) — здесь: спеши на помощь, на оберег.

    Стегно (древнерусск.) — бедро.

    Кирилл Туровский — русский писатель и церковно-политический деятель XII века. За свое красноречие был прозван «Златоустом», в уподобление Иоанну Златоусту (347—407), отцу церкви, патриарху Константинопольскому.

    ... дожидавшаяся меня в монастыре бумага... — В книге «О буддизме» Нил пишет, что в 1842 году Иркутское общее губернское правление по составленному штату полагало возможным «допустить существование 34 кумирен с 580-ю ламами» (стр. 256).

    Канюшкевич — П. Конюскевич (ум. в 1770 г.) — митрополит Тобольский (с 1758 г.); стремился распространять в Сибири православие, был оклеветан и уволен на покой в Киево-Печерскую лавру.

    Арсений Мациевич (1697—1772) — митрополит Ростовский, яростный противник вмешательства светских властей в жизнь церкви. За отнятие у монастырей их имущественных прав провозгласил негласную анафему Екатерине II (1763), за что был лишен митрополичьего престола и заточен в монастырь в качестве простого монаха. Однако и здесь он продолжал обличать Екатерину. В 1767 году его судили вторично и по снятии монашеского сана заточили как политического преступника в тюрьму в Ревеле. Здесь он содержался под именем арестанта «Андрея Враля», по преданию — с заткнутым кляпом ртом.

    ... и инородцы... уже просили крещения... — Распространение христианства в конце XVIII и начале XIX века среди туземных народов Сибири нередко производилось с помощью воинских команд. В одном указе синода к епископу иркутскому Вениамину от 27 августа 1805 года говорится: «Его императорское величество высочайше указать соизволил — Иркутской епархии, Якутской Богородично-Рождественской церкви протоиерею и проповеднику Григорию Слепцову, для охранения походной церкви, данной ему по высочайшему повелению для распространения веры в иноплеменных народах, и в особенности — чукотских, давать команду не из военных,— так как вооружение воинское могло бы поколебать спокойствие народов диких и необразованных,— но из штатских». Слепцов указывает, что благодаря такой помощи за десятилетие — с 1805 по 1815 год — «немалое число тысяч иноверцев обратилось в христианство» (Нил, Путевые записки, стр. 349, 353).

    Для блезира — забавы, шутки ради.

    Князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1110—1174) — выдающийся политический деятель древней Руси. Стремясь к единодержавию, он перенес столицу из Киева во Владимир. Был убит боярами-заговорщиками, которые опасались усиления его власти. Его смерть была горько оплакана слугою Кузьмою Киевлянином. Лесков приводит текст из этого похоронного причитания.

    Иерарх (греч.) — священнослужитель, имеющий епископский чин.

    Св. Гурий — см. прим. к стр. 466.

    Печалование (древнерусск.) — ходатайство, покровительство, заступление.

    ... во имя «бога Иустинова». — Св. Иустин Философ, писатель II века, автор «Обличения эллинов», логикой своих доказательств привел своего собеседника — язычника к решимости принять христианство, как веру «в бога, которому служит Иустин».

    ... вменявший ни во что целование креста малого... — В 1154 году князь Владимирко Галицкий, человек лукавый и лживый, присягнул на верность великому князю киевскому Изяславу Мстиславовичу и венгерскому королю Гайзе; при нем целовал крест, как чудотворное наследие его предка, св. Стефана. Владимирко не замедлил обмануть поверивших его клятве союзников. А когда их посол упрекнул его: «Ведь ты же крест целовал!» — Владимирко возразил: «Вот еще: что мне этот маленький крестик!»

    ... не хуже... заезжих проповедников... — Направлено против лорда Редстока, евангелистическая проповедь которого имела огромный успех среди большого петербургского света. См. статьи Н. С. Лескова «Великосветский раскол» («Православное обозрение», 1876 и отд. Издание).

    Кимвал звенящий — библейское выражение, означает торжественно звучащую, но мало содержательную речь или слово.

    Финтить (от итал. finta — притворство) — хитрить, лукавить, притворяться.

    ... в Сигор не уйдет, а к своему Содому обернется и столпом станет. — Сигор — имя маленького городка, который согласно библейской легенде бог назначил в качестве спасительного убежища патриарху Лоту, его жене и дочерям, когда вывел их из обреченного гибели нечестивого Содома. Вопреки запрещению бога, жена Лота обернулась назад и взглянула на пылавший родной Содом, за что и была обращена в соляной столп (Книга Бытия, гл. XIX, 1—26).

    ... имея, как прузи, крыльца малые, а чревища великие... — Сравнение заимствовано Лесковым из «Слова о власти и чести царской» Феофана Прокоповича (1681—1736), выдающегося церковного деятеля при Петре I и писателя, произнесенного им 6 апреля 1718 г. — Прузи (древнерусск.) — саранча.

    «Камень веры» — полемическое произведение «местоблюстителя патриаршего престола» Стефана Яворского (1658—1722), направленное против протестантской проповеди в России и косвенно против Петра I, как покровителя немцев-лютеран. Написано в 1718 году, опубликовано в 1728 году, в дальнейшем до 1749 года было вновь запрещено. «Молот» — произведение, написанное в ответ на «Камень веры» (автор точно не установлен). См. Д. Извеков, Из истории богословской полемической литературы XVIII в. — «Православное обозрение», 1871, август.

    Голицын, А. Н. (1773—1844) — с 1803 года обер-прокурор св. синода, с 1816 по 1824 год — министр народного просвещения, крайний реакционер.

    Протасов, Н. А. (1790—1855) — обер-прокурор св. синода, назначенный Николаем I на этот пост в 1836 году прямо из гусарских полковников.

    Чебышев, П. П. — бригадир, был обер-прокурором св. синода при Екатерине II в 1768—1774 годах.

    Певни (древнерусск.) — петухи.

    ... обложив туком свои лядвии... (церковнослав.) — обрастив жиром бедра свои.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
    Примечания
    Ранняя редакция
    © 2000- NIV