• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Интересные мужчины. Глава 17.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    Примечания

    ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

    Остается покончить с уголовщиной, которая во всяком разе была в моей истории. Украдены или нет деньги, а вспомните, что ведь было положено возвратить их поляку, и к этому еще было добавление.

    Кроме полковых товарищей, явился еще добровольный плательщик, и притом самый настойчивый — это Сашин отец. Поляку стоило больших усилий отказаться от его требований немедленно принять эти деньги, но Август Матвеич их не взял. Вообще он вел себя во всей этой истории в высшей степени деликатно и благородно, и мы ни в чем не находили, чтобы его укорить или заподозрить. В том, что деньги были и пропали, уже никто из нас не сомневался. Да и как иначе: раз, что он не берет предлагаемых ему денег, то какую же он мог иметь цель, чтобы сочинить всю эту хлопотливую историю с кровавым концом?

    Городское общество, для которого наше ночное происшествие не могло остаться в совершенном секрете, было того же мнения, но одна голова обдумала дело иначе и задала нам загвоздку.

    Это был неважный и несколько раз уже мною вскользь упомянутый коридорный наш Марко. Он был парень замысловатый, и, несмотря на то, что через него мы и узнали об Августе Матвеиче, — Марко теперь стоял не на его и даже не на своей стороне и так нам по секрету и высказывался.

    — Я, — говорит, — себя клятве и отлучению за это готов поддать, потому что я о нем вам доложил, но как теперь я подразумеваю, то это не столько моя вина, как божие попущение. А ваше нынешнее на него расположение больше ничего, как — извините — это за то, что он не русского звания, и через него об нас прошла слава про заведение, и полиция без причины, под разными выдумками, услужающих забирает и все напрасно к этим деньгам сводит, чтобы путались... Грех один только, грех, и ничего больше, как грех, — заключал Марко и уходил к себе в темную каморочку, где у него был большой образник и перед ним горела неугасимая лампада.

    Его иногда становилось жалко: он, бывало, по целым часам стоит здесь и думает.

    — Все думаешь, Марко?

    Пожмет плечами и отвечает:

    — Льзя ли, сударь, не думать... Такое несчастье... срам, и позор, и гибель душе христианской!

    Те, кто более с ним разговаривали, первые стали иметь мысли, которые потом мало-помалу сообщились и прочим.

    — Как хотите, — говорили, — Марко, разумеется, простой человек, из крестьян, но он умен этим... нашим простым... истинно русским умом.

    — И честен.

    — Да, и честен. Иначе бы, разумеется, хозяин его не поставил над делом. Он человек верный.

    — Да, да, — поддакивал наш батюшка, пуская себе дым в бороду.

    — А он, смотря просто, видит, может быть, то, чего мы не видим. Он судит так: для чего ему было это делать? Денег он не берет. Да ему деньги и не надобны...

    — Очевидно не надобны, если не берет, когда ему их предлагают.

    — Конечно! Это не из-за денег и делано...

    — А-а, уж об этом вы не меня, а Марко спрашивайте.

    И батюшка так поддерживал:

    — Да, да, да — отселе услышим Марко.

    — А что же глаголет Марко?

    — А Марко глаголет: «Не верь поляку».

    — Но почему же?

    — Потому, что он есть поляк и неверный

    — Ну, позвольте, позвольте! Однако ведь неверный — это одно дело, а вор — это совсем другое. Поляки народ амбиционный, и о них этак думать... не того... не честно.

    — Да позвольте, пожалуйста, — перебивает вдохновленный Марко рассказчик, — «этак думать», «этак думать»; а сами, наверное, вовсе и не знаете, о каком думанье говорится... О воровстве нет и речи, нет и подозрения, а поляку именно то самое и принадлежит, что сами ему присвоиваете, — то есть именно амбиция.

    — Да что же ему нужно было, чтобы пропали деньги?

    — Поляку-то?

    — Да-с.

    — Вам в голову ничего не приходит?

    Все начали думать: «Что такое мне приходит в голову?»

    — Нет — ничего не приходит.

    — Это оттого, что у нас с вами, батюшка, головы-то дворянством забиты, а простой, истинно русский человек — он видит, что поляку надо.

    — Да, это всех касается-с. Ему в авантаже его родины было, чтобы нас обесславить...

    — Батюшки мои!

    — Конечно-с! — пустить в ход, что в обществе русских офицеров может случиться воровство...

    — А ну как это в самом деле так!

    — Да нечего гадать: это так и есть!

    — Ах, черт бы его взял!

    — Экий коварный народ эти поляки!

    И батюшка поддержал, сказав:

    — Да, да, да.

    А потом еще подумали и нашли, что соображения Марко не следует скрыть от командира, но только не надо обнаруживать, что это от Марко, потому что это может вредить впечатлению, а указать какой-нибудь источник более авторитетный и безответственный.

    — В трактире, в бильярдной кто-то говорил...

    — Нет, — это нехорошо. Полковник скажет: как же вы слышали такую мораль и не вступились. Арестовать надо было, кто это говорил.

    — Надо выдумать другое.

    — Да что?

    Вот тут нам батюшка и помог:

    — Лучше всего, — говорит, — сказать, что в общей бане слышали.

    Это всем понравилось. В самом деле, ведь умно: баня — место народное, там крик, шум, говор, вместе все голые жмутся и вместе на полке парятся — вместе плескаются... А кто сказал?.. разбери-ка поди или заарестуй... Всех разве надо брать, потому что тут все люди ровненькие, все голенькие.

    Так и сделали; и батюшку же самого упросили с этим и пойти.

    Он согласился и на другой же день все выполнил. Полковник тоже этим слухом заинтересовался и говорит:

    Батюшка отвечает:

    — Да, да, да! всё в бане... Я это все в бане слышал.

    — И что же вы... решительно не могли узнать, кто это говорил?

    — Не мог-с. Да, да, да, решительно не мог.

    — Очень жалко.

    — Да... я очень хотел узнать, но не мог, потому что все, да... знаете, в бане все одинаковы. Нас, духовных, еще кое-как отличить можно, потому мы мужчины, но с косами, а простые люди, кои без этого, все друг на дружку похожи.

    — Вы бы могли за руку схватить того, кто говорил

    — Помилуйте — намыленный сейчас выскользнет!.. И притом, как я в это время на полке парился, то мне даже нельзя было его и достать.

    — Ну да — если нельзя достать, так тогда, разумеется, нечего... А только, я думаю, все-таки это пока лучше оставить так... Теперь ведь уж несколько времени прошло, а через год этот поляк ведь дал слово приехать... Я думаю, он свое слово сдержит. А вот вы расскажите мне, как по-духовному надо думать о снах? Пустяки они или нет?

    Батюшка отвечает:

    — Это все от взгляда.

    — Как от взгляда?

    — Да, то есть нет — я не то хотел... есть сны от бога, просветительные, есть и иные — есть сны натуральные от пищи, есть сны вредные от лукавого.

    — То-то вот, — отвечает полковник, — но, однако, и это еще не точно. А вот как вы отнесете такой сон. Моя жена — вы знаете — очень молодая женщина, и покойный корнет был ей и родня и друг ее детства, а потому смерть его ее страшно поразила, и она сделалась как бы суеверна. Притом мы потеряли ребенка, и она перед тем видела сон.

    — Скажите!

    — Да, да, да. Что касается до снов, то она относится к ним — как вы сейчас сказали. Я этого не разделяю, но опровергнуть не хочу, хотя очень знаю, что если на ночь поужинать, то сон снится «бя» какой — стало быть, это от желудка.

    — Да, и от желудка, — согласился батюшка, — даже всего больше от желудка, — но ему пришлось еще помучиться.

    — Да-с, — продолжал полковник, — но ведь вот то и дело, что у нее это не сон, а видения...

    — Как видения?

    — Да-с, понимаете — она не во сне видит, не закрытыми глазами, а видит наяву и слышит...

    — Да, да, да... Это вы про кого же?

    — Ну, понятно, про поляка!

    — Ага-га... да, да, да! — понимаю.

    — Моя жена тогда его не видала — потому что тогда, во время этого несчастного приключения, она была в постели, — так что не могла даже проститься с несчастным безумцем, мы смерть его от нее скрыли, чтобы молоко не бросилось в голову.

    — Ну да... Разумеется, уж лучше смерть, чем это... Наверное — безумие. Но представьте вы себе, что он ее постоянно преследует!..

    — Покойник?

    — Да нет — поляк! Я даже очень рад, что вы ко мне после баньки зашли и что мы об этом разговорились, потому что вы в своей духовной практике что-нибудь все-таки можете почерпнуть.

    И тут полковник рассказал батюшке, что бедняжке, нашей молодой, розовенькой полковнице, все мерещится Август Матвеич, и, по приметам, как раз такой, каков он есть в самом деле, то есть стоит, говорит, где-то перед нею на виду, точно как бывают старинные аглицкие часы в футляре...

    — Скажите, — говорит, — пожалуйста! Часы! Ведь его так и офицеры прозвали.

    — Ну, я потому-то вам и рассказываю, что это удивительно! А вы еще представьте себе, что в зале у нас словно назло именно и стоят такие хозяйские часы, да еще с курантами; как заведут: динь-динь-динь-динь-динь-динь, так и конца нет, и она мимо их с сумерек даже и проходить боится, а вынесть некуда, и говорят, будто вещь очень дорогая, да ведь и жена-то сама стала их любить.

    — Чего же это?

    — Нравится ей мечтать... что-то этакое в маятнике слышит... Понимаете, как он идет... размах свой делает, а ей слышится, будто «и-щщу и и-щщу». Да! И так, знаете, ей это интересно и страшно — жмется ко мне, и чтобы я ее все держал. Думаю, очень может быть, она опять в исключительном положении.

    нам с разбегу высыпал, но потом попросил, чтобы мы никому ни о чем не сказывали.

    Мы, впрочем, этими переговорами не были довольны. По нашему мнению, полковник отнесся к сообщенному ему открытию недостаточно внимательно и совсем некстати свел к своим марьяжным интересам.

    Один из наших, хохол родом, сейчас нашел этому и объяснение.

    — У него, — говорит про полковника, — мать зовут Вероника Станиславовна.

    Другие было его спросили:

    — А ничего больше, кроме того, что ее зовут Вероника Станиславовна.

    Все поняли, что мать полковника, конечно, полька и что ему, значит, о поляках слышать неприятно.

    Ну, наши тогда решили к полковнику больше не обращаться, а выбрали одного товарища, который был благонадежен нанести кому угодно оскорбление, и тот поехал будто в отпуск, но в самом деле с тем, чтобы разыскать немедленно Августа Матвеича и всучить ему деньги, а если не возьмет — оскорбить его.

    И найди он его — это бы непременно сделалось, но волею судеб последовало совсем другое.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    Примечания
    Раздел сайта: