• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Христос в гостях у мужика

    ХРИСТОС В ГОСТЯХ У МУЖИКА

    Рождественский рассказ

    Посвящается христианским детям

    Настоящий рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику в гости и чему его выучил, - я слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было близко известно. Что он мне рассказывал, то я и передам его же словами.

    * * *

    Наше место поселенное, но хорошее, торговое место. Отец мой в нашу сторону прибыл за крепостное время и России, а я тут и родился. Имели достатки по своему положению довольные и теперь не бедствуем. Веру держим простую, русскую*. Отец был начитан и меня к чтению приохотил. Который человек науку любил, тот был мне первый друг, и я готов был за него в огонь и в воду. И вот послал мне один раз Господь в утешение приятеля Тимофея Осиповича, про которого я и хочу вам рассказать, как с ним чудо было.

    (* То есть герой принадлежит к староверам.)

    Тимофей Осипов прибыл к нам в молодых годах. Мне было тогда восемнадцать лет, а ему, может быть, с чем-нибудь за двадцать. Поведения Тимоша был самого непостыдного. За что он прибыл по суду на поселение - об этом по нашему положению, щадя человека, не расспрашивают, но слышно было, что его дядя обидел. Опекуном был в его сиротство да и растратил, или взял, почти все его наследство. А Тимофей; Осипов за то время был по молодым годам нетерпеливый, вышла у них с дядей ссора, и ударил он дядю оружием. По милосердию создателя, грех сего безумия не до конца совершился - Тимофей только ранил дядю в руку насквозь. По молодости Тимофея большего наказания ему не было, как из первогильдейных купцов сослан он к нам на поселение.

    Именье Тимошино хотя девять частей было разграблено, но, однако, и с десятою частью еще жить было можно. Он у нас построил дом и стал жить, но в душе у него обида кипела, и долго он от всех сторонился. Сидел всегда дома, и батрак да батрачка только его и видели, а дома он все книги читал, и самые божественные. Наконец мы с ним познакомились, именно из-за книг, и я начал к нему ходить, а он меня принимал с охотою. Пришли мы друг другу по сердцу.

    * * *

    Родители мои попервоначалу не очень меня к нему пускали. Он им мудрен казался. Говорили: "Неизвестно, какой он такой и зачем ото всех прячется. Как бы чему худому не научил". Но я, быв родительской воле покорен, правду им говорил, отцу и матери, что ничего худого от Тимофея не слышу, а занимаемся тем, что вместе книжки читаем и о вере говорим, как по святой воле Божией жить надо, чтобы образ создателя в себе не уронить и не обесславить. Меня стали пускать к Тимофею сидеть сколько угодно, и отец мой сам к нему сходил, а потом и Тимофей Осипов к нам пришел. Увидали мои старики, что он человек хороший, и полюбили его, и очень стали жалеть, что он часто сумрачный. Воспомнит свою обиду, или особенно если ему хоть одно слово про дядю его сказать, - весь побледнеет и после ходит смутный и руки опустит. Тогда и читать не хочет, да и в глазах вместо всегдашней ласки - гнев горит. Честности он был примерной и умница, а к делам за тоскою своею не брался. Но скуке его Господь скоро помог: пришла ему по сердцу моя сестра, он на ней женился и перестал скучать, а начал жить да поживать и добра наживать, и в десять лет стал у всех в виду как самый капитальный человек. Дом вывел, как хоромы хорошие; всем полно, всего вдоволь и от всех в уважении, и жена добрая, а дети здоровые. Чего еще надо? Кажется, все прошлое горе позабыть можно, но он, однако, все-таки помнил свою обиду, и один раз, когда мы с ним вдвоем в тележке ехали и говорили во всяком благодушии, я его спросил:

    - Как, брат Тимоша, всем ли ты теперь доволен?

    - В каком, - спрашивает, - это смысле?

    - Имеешь ли все то, чего в своем месте лишился?

    А он сейчас весь побледнел и ни слова не ответил, только молча лошадью правил. Тогда я извинился.

    - Ты, - говорю, - брат, меня прости, что я так спросил... Я думал, что лихое давно... минуло и позабылось.

    - Нужды нет, - отвечает, - что оно давно... минуло - оно минуло, да все-таки помнится...

    Мне его жаль стало, только не с той стороны, что он когда-нибудь больше имел, а что он в таком омрачении: Святое Писание знает и хорошо говорить о вере умеет, а к обиде такую прочную память хранит. Значит, его святое слово не пользует.

    Я и задумался, так как во всем его умнее себя почитал и от него думал добрым рассуждением пользоваться, а он зло помнит... Он это заметил и говорит:

    - Что ты теперь думаешь?

    - А так, - говорю, - думаю что попало.

    - И о тебе думаю.

    - Что же ты обо мне, как понимаешь?

    - Ты, мол, не сердись, я вот что про тебя подумал. Писание ты знаешь, а сердце твое гневно и Богу не покоряется. Есть ли тебе через это какая польза в Писании?

    Тимофей не осерчал, но только грустно омрачился и лице и отвечает:

    -Ты святое слово проводить не сведущ.

    - Это, - говорю, - твоя правда, я не сведущ.

    - Не сведущ, - говорит, - ты и в том, какие на свете обиды есть.

    Я и в этом на его сдание* согласился, а он стал говорить, что есть таковые оскорбления, коих стерпеть нельзя, - и рассказал мне, что он не за деньги на дядю своего столь гневен, а за другое, чего забыть нельзя.

    (* Сдание - ответ, возражение.)

    - Век бы про это молчать хотел, но ныне тебе, - говорит, - как другу моему откроюсь.

    Я говорю:

    - Если это тебе может стать на пользу - откройся.

    И он открыл мне, что дядя смертно огорчил его отца, свел горем в могилу его мать, оклеветал его самого и при старости своих лет улестил и угрозами понудил одних людей выдать за него, за старика, молодую девушку, которую Тимоша с детства любил и всегда себе в жену взять располагал.

    - Разве, - говорит, - все это можно простить? Я его в жизнь не прощу.

    - Ну да, - отвечаю, - обида твоя велика, это правда, а что Святое Писание тебя не пользует, и то не ложь.

    А он мне опять напоминает, что я слабже его в Писании, и начинает доводить, как в Ветхом Завете святые мужи сами беззаконников не щадили* и даже своими руками заклали. Хотел он, бедняк, этим совесть свою передо мной оправдать.

    (* См.: Евангелие. Деяния Святых апостолов, 2:23.)

    А я по простоте своей ответил ему просто.

    - Тимоша, - говорю, - ты умник, ты начитан и все знаешь, и я против тебя по Писанию отвечать не могу. Я что и читал, откроюсь тебе, не все разумею, поелику я человек грешный и ум имею тесный. Однако скажу тебе: в Ветхом Завете все ветхое и как-то рябит в уме двойственно, а в Новом - яснее стоит. Там надо всем блистает. "Возлюби, да прости"*, и это всего дороже, как злат ключ, который всякий замок открывает. А в чем же прощать, неужели в некоей малой провинности, а не в самой большой вине?

    (* См.: Евангелие от Матфея, 5:44.)

    Он молчит.

    "Господи! Не угодно ли воле Твоей через меня сказать слово душе брата моего?" И говорю, как Христа били, обижали, заплевали и так учредили, что одному Ему нигде места не было, а Он всех простил.

    - Последуй, - говорю, - лучше сему, а не отомстительному обычаю.

    А он пошел приводить большие толкования, как кто писал, что иное простить яко бы все равно что зло приумножить.

    Я на это упровергать не мог, но сказал только:

    - Я-то опасаюсь, что "многие книги безумным тя творят"*. Ты, - говорю, - ополчись на себя. Пока ты зло помнишь - зло живо, - а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покос жить станет.

    (* Цитата из Библии в древнерусском переводе (Екклезиаст, 12:12).)

    Тимофей выслушал меня и сильно сжал мне руку, но обширно говорить не стал, а сказал кратко:

    - Не могу, оставь - мне тяжело.

    Я оставил. Знал, что у него болит, и молчал, а время шло, и убыло еще шесть лет, и во все это время я за ним наблюдал и видел, что все он страдает и что если пустить его на всю свободу да если он достигнет где-нибудь своего дядю, - забудет он все Писание и поработает сатане мстительному. Но в сердце своем я был покоен, потому что виделся мне тут перст божий. Стал уже он помалу показываться, ну так, верно, и всю руку увидим. Спасет Господь моего друга от греха гнева. Но произошло это весьма удивительно.

    * * *

    Теперь Тимофей был у нас в ссылке шестнадцатый год, и прошло уже пятнадцать лет, как он женат. Было ему, стало быть, лет тридцать семь или восемь, и имел он трех детей и жил прекрасно. Любил он особенно цветы розаны и имел их у себя много и на окнах, и в палисаднике. Все место перед домом было розанами покрыто, и через их запах был весь дом в благовонии.

    И была у Тимофея такая привычка, что, как близится солнце к закату, он непременно выходил в свой садик и сам охорашивал свои розаны и читал на скамеечке книгу. Больше, сколь мне известно, и то было, что он тут часто молился.

    Таким точно порядком пришел он раз сюда и взял с собою Евангелие. Пооглядел розаны, а потом присел, раскрыл книгу и стал читать. Читает, как Христос пришел в гости к фарисею* и Ему не подали даже воды, чтобы омыть ноги. И стало Тимофею нестерпимо обидно за Господа и жаль Его. Так жаль, что он заплакал о том, как этот богатый хозяин обошелся со святым гостем. Вот тут в эту самую минуту и случилося чуду начало, о котором Тимоша мне так говорил:

    - Гляжу, - говорит, - вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой ценности и унижении... И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так, вроде забытья или обморока, и воскликнул я: "Господи! Если б ты ко мне пришел - я бы тебе и себя самого отдал".

    (* См.: Евангелие от Луки, 7: 36,44.)

    А ему вдруг в ответ откуда-то, как в ветерке в розовом, дохнуло:

    - Приду!

    Тимофей с трепетом прибежал ко мне и спрашивает:

    - Как ты об этом понимаешь: неужели Господь ко мне может в гости прийти?

    Я отвечаю:

    - Это, брат, сверх моего понимания. Как об этом, можно ли что усмотреть в Писании?

    А Тимофей говорит:

    "Все тот же Христос ныне и вовеки"*, - я не смею не верить.

    (* Евангелие. Послание к евреям Святого апостола Павла.)

    - Что же, - говорю, - и верь.

    - Я велю что день на столе ему прибор ставить. Я плечами пожал и отвечаю:

    - Ты меня не спрашивай, смотри сам лучшее, что к его воле быть может угодное, а впрочем, я и в приборе ему обиды не считаю, но только не гордо ли это?

    - Сказано, - говорит, - "сей грешники приемлет и с мытарями ест"*.

    (* См.: Евангелие от Матфея, 9 : 11, от Марка, 2 : 16, от Луки, 5:30.)

    - А и то, - отвечаю, - сказано: "Господи! Я не достоин, чтобы ты взошел в дом мой"*. Мне и это нравится.

    (* Евангелие от Матфея, 8: 8.)

    Тимофей говорит: - Ты не знаешь.

    - Хорошо, будь по-твоему.

    * * *

    Тимофей велел жене с другого же дня ставить за столом лишнее место. Как садятся они за стол пять человек - он, да жена, да трое ребятишек, - всегда у них шестое место и конце стола почетное, и перед ним большое кресло.

    Жена любопытствовала: что это, к чему и для кого? Но Тимофей ей не все открывал. Жене и другим он говорил только, что так надо по его душевному обещанию "для первого гостя", а настоящего, кроме его да меня, никто не знал.

    Ждал Тимофей Спасителя на другой день после слова и розовом садике, ждал в третий день, потом в первое воскресенье - но ожидания эти были без исполнения. Долгодневны и еще были его ожидания: на всякий праздник Тимофей все ждал Христа в гости и истомился тревогою, но не ослабевал в уповании, что Господь свое обещание сдержит - придет. Открыл мне Тимофей так, что "всякий день, говорит, я молю: "Ей, гряди, Господи!" - и ожидаю, но не слышу желанного ответа: "Ей, гряду скоро!""*

    (* Евангелие. Откровение Святого Иоанна Богослова, 22:20.)

    Разум мой недоумевал, что отвечать Тимофею, и часто я думал, что друг мой загордел и теперь за то путается в напрасном обольщении. Однако Божие смотрение о том было иначе.

    * * *

    Наступило Христово Рождество. Стояла лютая зима. Тимофей приходит ко мне на сочельник и говорит:

    - Брат любезный, завтра я дождусь Господа.

    Я к этим речам давно был безответен, и тут только спросил:

    - Какое же ты имеешь в этом уверение?

    "Ей, гряди, Господи!" - как вся душа во мне всколыхнулася и в ней словно трубой вострубило: "Ей, гряду скоро!" Завтра его святое Рождество - и не в сей ли день он пожалует? Приди ко мне со всеми родными, а то душа моя страхом трепещет.

    Я говорю:

    - Тимоша! Знаешь ты, что я ни о чем этом судить не умею и Господа видеть не ожидаю, потому что я муж грешник, но ты нам свой человек - мы к тебе придем. А ты если уповательно ждешь столь великого гостя, зови не своих друзей, а сделай ему угодное товарищество.

    - Понимаю, - отвечает, - и сейчас пошлю услужающих у меня и сына моего обойти села и звать всех ссыльных - кто в нужде и в бедствии. Явит Господь дивную милость - пожалует, так встретит все по заповеди.

    Мне и это слово его тоже не нравилось.

    "трубит" в душе твоей, то да будет так, как тебе открывается. Если Господь придет, он все, чего недостанет, пополнит, и если ты кого ему надо забудешь, он недостающего и сам приведет.

    Пришли мы в Рождество к Тимофею всей семьей, попозже, как ходят на званый стол. Так он звал, чтобы всех дождаться. Застали большие хоромы его полны людей всякого нашенского, сибирского, засыльного роду. Мужчины и женщины и детское поколение, всякого звания и из разных мест - и российские, и поляки, и чухонской веры. Тимофей собрал всех бедных поселенцев, которые еще с прибытия не оправились на своем хозяйстве. Столы большие, крыты скатертями и всем, чем надобно. Батрачки бегают, квасы и чаши с пирогами расставляют. А на дворе уже смеркалося, да и ждать больше было некого: все послы домой возвратилися и гостям неоткуда больше быть, потому что на дворе поднялась мятель и вьюга, как светопреставление.

    Одного только гостя нет и нет - который всех дороже.

    Тимофей ходил и сидел, и был, видно, в тяжкой тревоге. Все упование его поколебалось: теперь уже видное дело, что не бывать "великому гостю".

    Прошла еще минута, и Тимофей вздохнул, взглянул на меня с унылостью и говорит:

    - Ну, брат милый, вижу я, что либо угодно Господу оставить меня в посмеянии, либо прав ты: не умел я собрать всех, кого надо, чтоб его встретить. Будь о всем воля Божия: помолимся и сядем за стол.

    Я отвечаю:

    Он стал перед иконою и вслух зачитал: "Отче наш, иже еси на небеси", а потом: "Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите*, Христос на земли..."

    (* Срящите - встречайте.)

    И только он это слово вымолвил, как внезапно что-то так страшно ударило со двора в стену, что даже все зашаталось, а потом сразу же прошумел шум по широким сеням, и вдруг двери в горницу сами вскрылися настежь.

    * * *

    дрожит и, чтобы не упасть, обеими руками за притолки держится; а из-за него из сеней, где темно было, - неописанный розовый свет светит, и через плечо старика вперед в хоромину выходит белая, как из снега, рука, и в ней длинная глиняная плошка с огнем - такая, как на беседе Никодима пишется... Ветер с вьюгой с надворья рвет, а огня не колышет... И светит этот огонь старику в лицо и на руку, а на руке в глаза бросается заросший старый шрам, весь побелел от стужи.

    Тимофей как увидал это, вскричал:

    - Господи! Вижду и приму его во имя твое, а ты сам не входи ко мне: я человек злой и грешный. - Да с этим и поклонился лицом до земли. А с ним и я упал на землю от радости, что его настоящей христианской покорностью тронуло; и воскликнул всем вслух:

    - Вонмем*: Христос среди нас!

    (* Вонмем - слушайте (буквально: восслушаем).)

    - Аминь, - то есть истинно.

    * * *

    Тут внесли огонь; я и Тимофей восклонились от полу, а белой руки уже не видать - только один старик остался.

    Тимофей встал, взял его за обе руки и посадил на первое место. А кто он был, этот старик, может быть, вы и сами догадаетесь: это был Тимофея - дядя, который всего его разорил. В кратких словах он сказал, что все у него прошло прахом: и семьи, и богатства он лишился, и ходил давно, чтобы отыскать племянника и просить у него прощения. И жаждал он этого, и боялся Тимофеева гнева, а в эту мятель сбился с пути и, замерзая, чаял смерти единой.

    - Но вдруг, - говорит, - кто-то неведомый осиял меня и сказал: "Иди, согрейся на моем месте и поешь из моей чаши", взял меня за обе руки, и я стал здесь, сам не знаю отколе.

    - Я, дядя, твоего провожатого ведаю: это Господь, который сказал: "Аще алчет враг твой - ухлеби его, аще жаждет - напой его"*. Сядь у меня на первом месте - ешь и пей во славу его, и будь в дому моем во всей воле до конца жизни.

    (* Евангелие. Послание к римлянам Святого апостола Павла, 12:20.)

    С той поры старик так и остался у Тимофея и, умирая, благословил его, а Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем.

    * * *

    "Любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас"*. Христос придет в это сердце, как в убранную горницу, и сотворит себе там обитель.

    (* Из заповедей Христа, обращенных к апостолам и народу Иудеи (Евангелие от Матфея, 5:44, и от Луки, 6:27).)

    1881

    Раздел сайта: