• Приглашаем посетить наш сайт
    Майков (maykov.lit-info.ru)
  • Письма. Суворину А.С. 9 ноября 1892 г.


    223
    А. С. СУВОРИНУ

    9 ноября 1892 г., Петербург.
    Достоуважаемый Алексей Сергеевич!

    Позвольте мне обратиться к Вам не как к редактору и издателю газеты, а как к товарищу по перу, который сам писал и рассказы по легендам. В «Русск<ом> обозрении», которое рвется превзойти «Гражданин», напечатана статья Георгиевского (не красноносого), в которой укоряют меня за «фальсификацию Пролога» по случаю рассказа «Пруденций». Это уже было раз сделано по другому поводу («Аскалонский злодей») в «Нов<ом> вр<емени>», и Вы потом разъяснили в мое оправдание, что тема Пролога не обязательна к точному ее воспроизведению. Тема как тема, а я могу из нее делать, что нахожу возможным. Иначе на что бы ее и переделывать, а надо бы брать ее просто и перепечатывать... И вышло бы просто и глупо, как сам Пролог. Но профессор университета этого не понимает!.. А что касается «Пруденция», то я с ним думал долго и советовался о нем с Гончаровым, и прилагаю Вам при этом подлинное письмо большого художника, из коего Вы увидите, что Гончаров тоже обдумывал мою тему Пруденция и находил ее невозможною в том виде, как она в Прологе. И я ею пользовался только как темою, а развил ее как умел — свободно, и отчасти при содействии Гончарова. — И вот это вина, это преступление против православия!.. Прочтите, пожалуйста, письмо Гончарова и возвратите его мне.

    отступать от исторического учебника. — Что же это за придирки!.. И это профессора!

    Ваш Н. Лесков.



    Примечания

    223

    Печатается по автографу (ИРЛИ). Публикуется впервые.

    Письмо вызвано появлением в «Русском обозрении» (1892, №10) статьи Г. П. Георгиевского (1866—1938) «Апокрифическое сказание», или литературная фальсификация», посвященной разбору легенды Лескова «Невинный Пруденций» («Родина», 1891, №№ 1—6, и отдельно: М., 1892). Сопоставляя лесковскую легенду с соответствующей легендой Патерика, Георгиевский констатировал, что Лесков передал последнюю «неверно», «придав рассказу свою собственную тенденцию и отбросив из него все, что говорит или напоминает о церкви и ее исконных установлениях и порядках». В результате, продолжает Георгиевский, «слово от Патерика из благочестивого и строго церковного «слова» превратилось в тенденциозный набор пустых фраз грубого материализма».

    ... — то есть не Александра Ивановича Георгиевского (1830—1911), председателя ученого комитета министерства народного просвещения, многолетнего недоброжелателя Лескова.

    ... — Письмо Гончарова к Лескову по поводу «Невинного Пруденция» не сохранилось.

    Раздел сайта: