• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Письма. Репину И.Е. 22 января 1889 г.


    123
    И. Е. РЕПИНУ

    22 января 1889 г., Петербург.

    Л. Н. Т<олстому>

    Я знаю мир души твоей,
    Земному миру он не сроден.
    Земной мир соткан из цепей,
    А твой как молодость свободен.
    Не золотой телец — твой бог,
    Не осквернен твой храм наживой.
    Ты перед торжищем тревог
    Стоишь как жрец благочестивый!
    Ты как пророк явился нам,
    Тебе чужды пороки наши —
    И сладкой лести фимиам
    И злом отравленные чаши.
    Ты хочешь небо низвести
    На нашу сумрачную землю.
    Остановись на полпути,
    Тебе доверчиво я внемлю.
    Слежу за гением твоим,
    его полетом смелым...
    Но в изумленье оробелом
    Не смею следовать за ним!..
    К. Фофанов.
    Любезнейший Илья Ефимович!

    Стихотворение это прекрасно, но в нем есть одно ужасное слово, которое совсем не идет к тону и противно тому настроению, которого должна держаться муза поэта-христианина, в истинном, а не приходском смысле этого слова. Это слово «горжусь»...

    Л. Н. будет смущен и огорчен, что он внушил кому-то самое противное его духу чувство «гордости». Это несоответственное слово употребляют попы, газетчики, славянофилы и патриоты-националисты, но оно не должно исходить из уст поэта-человеколюбца, тронутого горящим углем любви христианской.

    Я знаю, что Вы любите Фофанова, и, вероятно, любите его так, что говорите ему правду. Заметьте же то, что я Вам сообщаю тоже по любви к Фофанову, и передайте ему это дружески так, чтобы это его не обидело.

    Любящий Вас
    Н. Лесков.

    Слежу за гением твоим.

    Смущен его полетом смелым и т. д. — или все, что хотите... но не «горжусь».




    Примечания

    123

    Печатается по копии из архива А. Н. Лескова. Публикуется впервые.

    С художником Ильей Ефимовичем Репиным (1844—1930) Лесков познакомился и особенно близко сошелся в 1888—1889 годах. Осенью 1888 года, задумав написать портрет Лескова, Репин столкнулся с категорическим нежеланием писателя позировать. Отвечая на несохранившееся письмо Лескова, Репин 26 сентября 1888 года писал: «Меня очень удивили мотивы, по которым Вы не желаете допустить существование Вашего портрета. Ничего подобного я предположить не мог и не могу и теперь. Не я один, вся образованная Россия знает Вас и любит, как очень выдающегося писателя с несомненными заслугами, как мыслящего человека в то же время... Да что на эту тему писать... Уж Вы простите, не мне, грешному, объяснять Вам Ваше значение в русской литературе и русской жизни. Это значение большое, оно есть, и мы его, если бы даже и пожелали, не можем не признавать. Портрет Ваш необходим, он будет, несмотря на Ваше нежелание его допустить; он дорог всем искренно любящим наших деятелей.

    при воспоминании о шавках! Шавка не может не шавкать, она ни на что, кроме пинка, и не претендует за это и, вероятно, была бы очень удивлена, если бы ей сказали, что такой-то крупный писатель все еще не может успокоиться, вспомнив, как она неожиданно бросилась на него из грязной подворотни вся в грязи; она брызнула на него грязью, на сапоги и панталоны...

    Право, Вы делаете так много чести какому-то темному и совсем неизвестному шантажу против Вас, что мне даже обидно» (И. Е. Репин. Письма к писателям и литературным деятелям. М., 1950, стр. 37). В результате уговоров Репина Лесков позволил сделать с себя два карандашных наброска. Кроме того, художник иллюстрировал ряд проложных повестей Лескова («Гора», «Совестный Данила», «Прекрасная Аза», «Лев старца Герасима»). Из оживленной переписки Лескова с Репиным сохранилось лишь два письма художника и семь писем Лескова.

    , Константин Михайлович (1862—1911) — поэт. Репин был восторженным поклонником поэзии Фофанова; в 1888 году написал его портрет.

    Раздел сайта: