• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Жизнь Николая Лескова. Часть 6. Примечания.

    Вступление
    Часть 1: 1 2 3 4 5 Прим.
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Часть 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Часть 4: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 6: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Примечания, условные сокращения
    Ал. Горелов: "Книга сына об отце"

    ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

    НА ПУТИ К МАСТИТОСТИ

    1881-1889

    1Цитата из стихотворения П. А. Вяземского "Москва" (1868).

    2Цитируется стихотворение М. Ю. Лермонтова "Тучи" (1840).

    3В 1880-1887 гг. Лесков жил на Сергиевской (ныне ул. Чайковского, д. 56).

    4В "Левше" император Александр Павлович "имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми" (Лесков, т. VII, с. 26).

    5Грибоедов А. С. Горе от ума - слова Лизы (д. I, явл. 2).

    6См.: Лесков, т. XI, с. 167-170; статья написана по поводу так называемого "циркуляра о кухаркиных детях" министра народного просвещения И. Д. Делянова от 18 июня 1887 г., в котором рекомендовалось не принимать в гимназию "детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п."; статья первоначально называлась "Гимназический крах".

    7 "Соловьев умер в Москве скоропостижно, от нервного удара" (Лесков, т. X, с. 361). А. Н. Лесков следующим образом комментировал эту приписку: "Горестная его эпопея беллетристически отражена в рассказе Лескова "Дама и Фефела" (ШГ, с. 351). В рассказе намеком "между строк" на Н. И. Соловьева является сообщение о сотрудничестве "писателя" в "Отечественных записках", где Соловьев, врач по образованию, начинал свою деятельность критика, и о переходе его во "Всемирный труд" (Лесков, т. IX, с. 457, 469). Н. И. Соловьеву принадлежит посвященная разбору произведений Лескова и Крестовского статья "Два романиста" ("Всемирный труд", 1867, N 12, с. 35-66).

    8Неточная цитата из "Полтавы" (Песнь первая); у А. С. Пушкина: "Но старость ходит осторожно // И подозрительно глядит".

    9Цитата из статьи Н. С. Лескова "На смерть M. Н. Каткова" (см.: Лесков, т. XI, с. 159). Статья была опубликована впервые А. Н. Лесковым в "Звеньях" (кн. III-IV, 1934, с. 894-897). Об отношении Лескова к Каткову см. также: Соколов Н. И. Неизвестная статья Н. Лескова о М. Каткове. - РЛ, 1960, N 3, с. 161- 165.

    10Об отношении Лескова к ученому комитету Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для

    народа, председателем которого был А. И. Георгиевский, см. ч. V. гл. I (коммент. 2).

    11 См.: Лесков, т. X, с. 42-43. О встрече с генеральным консулом Англии в Белграде, Лонгвортом, рассказывалось в заметке А. Георгиевского "Лонгворт и близость катастрофы на Востоке" (MB, 1867, N 188, 26 авг.).

    12Материалы из собрания П. Я. Дашкова, относящиеся к Лескову и переданные в 1931 г. из Отдела рукописей Библиотеки Академии наук СССР в Пушкинский дом, составляют основу фонда писателя. См. обстоятельное научное описание фонда Н. С. Лескова в Пушкинском доме, составленное Л. П. Клочковой (Ежегодник 1971, с. 3-105).

    13"У Гончарова, который сам приезжал просить меня на вечер. У него происходило чтение "Кассандры", переведенной Майковым из Эсхила... Здесь познакомили меня с Лесковым, автором известного и, как говорят, очень хорошего романа "Соборяне". (Никитенко, 1. 3, с. 308).

    14 Цитата из статьи "На смерть M. Н. Каткова" (Лесков, т. XI, с. 162).

    15Штундизм - сектантское течение, смыкающееся с баптизмом. Получило распространение во второй половине XIX в. на Украине и в южных губерниях России. Штундисты находились под некоторым влиянием немецкого протестантизма, отвергали внешнюю обрядность православной церкви, иконопочитание и т. п.

    16Лесков цитирует не сатиру Д. Минаева, а "Думы романтика" А. Иванова-Классика ("Нам деваться было Некуда...").

    17А. Н. Лесков использует название статьи Лескова "О художнем муже Никите и совоспитанных ему". Ср. также в статье "О "квакереях": "...то, что писали о Редстоке кн. Мещерский и другие, "совоспитанные ему" (Лесков, т. IX, с. 313).

    18Восходит к словам Лескова "потрясователи основ" в "Заячьем ремизе", с которыми можно сопоставить "потрясателей основ" из книги М. Е. Салтыкова-Щедрина "За рубежом". В 6-м томе Собрания сочинений Салтыкова-Щедрина из библиотеки Лескова, хранящемся в ОГМТ, эти слова подчеркнуты Лесковым (ЛН, т. 87, с. 142).

    19См.: Лесков, т. VI, с. 571.

    20"Приключение у Спаса на Наливках".

    21 Ср. эпиграмму В. Соловьева (1886, окт.): "Ведь был же ты, о Тертий, в Палестине, // И море Мертвое ты зрил, о

    эпитроп..." (Соловьев В. Стихотворения и шуточные песни. Л., 1974, с. 145). Эпитроп (епитроп) - в греко-византийском праве управляющий имуществом церковных учреждений.

    22По свидетельству А. Н. Лескова, И. Д. Делянова и Н. С. Лескова "связывали самые дружеские отношения. Я помню в своем детстве Делянова, как частого посетителя нашего дома, обычного и привычного гостя на положении своего человека. Когда Делянов получил министерский портфель, они давно уже разошлись..." (ВЛ, 1920, N 4-5 (16-17), с. 102). Делянов занимал пост министра просвещения в 1882-1897 гг. и стал известен реакционными контрреформами.

    23Ф. Ф. Исмайлов - профессор физики и математики в Вифанской духовной семинарии, позднее - прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Ему принадлежит книга "Взгляд на собственную прошедшую жизнь" (М., 1860). Ф. А. Терновский опубликовал "Из воспоминаний секретаря при Св. Синоде Ф. Ф. Исмайлова" в журн. "Странник" в 1882-1883 гг. Терновский предоставил в распоряжение Лескова рукопись Исмайлова. Записки Исмайлова легли в основу цикла очерков Н. С. Лескова "Картины прошлого". Все опубликованные в печати материалы записок Исмайлова Лесковым были включены в запрещенный шестой том Собрания сочинений (1890).

    24Основной труд Е. Е. Голубинского, историка, академика Петербургской Академии наук "История русской церкви", первый том которого вышел в 1880 г. (точнее, первая половина тома), был очень высоко оценен Лесковым и вызвал сильное неудовольствие К. П. Победоносцева. Воспоминания Голубинского см. в "Трудах Костромского научного общества по изучению местного края" (1923, вып. 30, с. 1-11, 1-80).

    25Данное Лесковым И. Д. Делянову прозвище "Меделянов" происходит от названия меделянской собаки, меделянки, т. е. миланского или медиоланского дога, широко распространенной в России до 60-х годов, породы, которая употреблялась для травли медведей. Меделянские собаки упоминаются Лесковым в "Старинных психопатах" (Лесков, т. VII, с. 458).

    26Б. М. Маркевич был уволен "по прошению" со службы в Министерстве народного просвещения ("Правительственный вестник", 18 февраля 1875, N 40) в связи со взяткой, полученной им от банковского деятеля Ф. П. Баймакова при передаче последнему в аренду газеты "С.-Петербургские ведомости". Этот случай упомянут Лесковым в статье "О литературных контрактах" (НиБГ, 1888, N 156). Непосредственное его впечатление от "грязной истории" см. в письмах к П. К. Щебальскому от середи-

    ны февраля и от 23 февраля 1875 г. (ШГ, с. 328-329; Лесков, т. X, с. 379).

    27"На смерть Каткова" (Лесков, т. XI, с. 159-163).

    28Персонаж драмы А. В. Сухово-Кобылина "Дело", чиновник-"антихрист" Максим Кузьмич Варравин, подстраивает так, что проситель Муромский попадает в "самую содовую", то есть в очень неблагоприятное время, когда князь-сладострастник и "гемороидалист" (Важное лицо) испытывает утренние страдания, "разминается да содовую пьет" (действ. II, явл. 8).

    29Письмо от 26 апреля 1885 г.

    30В очерке "Жизнь Николая Лескова" А. Н. Лесков писал: "В частности, В. Г. Черткову, стремившемуся загладить одну удивительную с его стороны неловкость, Лесков, малоприклонно к примирению, высказывает, что, при возобновлении временно прерванных отношений, у него легко может со дна души подняться "сметьё" (см.: Лесков Н. С. Избр. соч. М., 1945, с. XXXII).

    31В. И. Танеев - философ-социолог, адвокат, автор трактата "Ейтихиология", утопии "Коммунистические государства будущего", был мастером эпиграмматического жанра. Особенно популярны были его сатирические "тетрастихи", в которых отчетливо выразились политические тенденции В. И. Танеева, "преданного друга освобождения народа", по определению Карла Маркса (К. Маркс и Ф. Энгeльс. Сочинения, т. 34, М., 1964, с. 185).

    32В указанном письме к Л. Н. Толстому фигурирует только прозвище "Меделянов" (см. коммент. 25); "армянский пастух русской молодежи" упоминается в "Административной грации".

    33По черновой рукописи, хранящейся в ЦГАЛИ (ЦГЛА), напечатана в Собрании сочинений (Лесков, т. XI, с. 164-170).

    34См.: Лесков, т. IX, с. 388-397.

    3516 августа 1883 г. Лесков писал В. П. Буренину: "По характеру Вашему, мне кажется, Вам наверно понятно: почему именно я не хочу брать наград от Делянова, лакейская низость которого внушает мне к нему одно презрение, и я усердно прошу Вас (если возможно) - оговорите, пожалуйста, что медаль мне не выдана, а пожертвована мною бедным ученикам орловской гимназии, где я сам учился. Это может иметь значение не для меня одного" (ВЛ, 1981, N 2, с. 215-216). Просьба Лескова была выполнена незамедлительно, уже на следующий день в "Хронике" газеты (N 2682) появилась заметка об отказе Лескова от медали в пользу учеников орловской гимназии.

    36 Лесков, т. X, с. 316).

    37См. о "киевской княгине" ч. II, гл. 6 "Первая семья". Е. А. Васильчикова выведена Лесковым в рассказе "Счастье в двух этажах" как современная Мессалина (ЛН, т. 87, с. 113-114).

    38О Петрове Лесков писал в статье "Эволюция дикости", в конце статьи следовало мрачное заключение Лескова: "Если вы обратитесь к интересной книге Летурно "Прогресс нравственности" ("L'evolution de la morale"), то вы увидите, что это значит: такое подталкивание стариков долой со света "под полотно" есть атавизм, умягченная в своих проявлениях наследственная черта состояния дикости, в котором люди поедали своих стариков... Тогда в кочевой группе следили за престарением человека и накидывались на него, с тем чтобы его "съесть", а теперь его престарение вызывает только желание скорее его "сжить со света". Это по выводам Летурно есть прямой признак "эволюции", идущей от дикой поры "людоедства", и чем данное общество менее культурно, тем в нем такие атавистические черты сильнее и резче. И это бы кажется так и есть, и наше общество отлично иллюстрирует свою "эволюцию дикости" (ИРЛИ, ф. 612, N 103 - машинописная копия).

    39С В. И. Бибиковым писатель особенно часто встречался в 1890-е годы. В ОГМТ хранится книга В. И. Бибикова "Три портрета. Стендаль, Флобер, Бодлер" (СПб., 1890) с многочисленными пометами Лескова.

    40Ср. наблюдения Л. Гроссмана: "В письме к одному неизвестному адресату от 5 марта 1889 года Лесков высказал свой взгляд на сущность драматургической композиции: в ней все должно развиваться "из свойства характеров и положений"; пьесу "должно строить так, чтобы в ней чувствовалась жизнь и внутреннее движение"... Помимо драмы, Лесков интересовался и другими сценическими жанрами. Под конец жизни он пишет "Оскорбленную Нетэту", материал для оперы, балета или феерии" (Гроссман, с. 151-152).

    41Из письма П. С. Лескова к М. И. Пыляеву от 9 августа 1884 г.

    42А. Н. Лесков, справедливо указывая на неточности, содержащиеся в очерке Либровича, чрезмерно суров, относя его к числу "верхоглядных репортеров и писателей". В книге С. Ф. Либровича "На книжном посту" достоверно обрисованы библиофильские увлечения Лескова: "Вообще Лесков много тратил на книги, был постоянным посетителем лавок букинистов и очень гордился своими книгами, среди которых встречались многие редкие. Лесков берег свои книги, и никакими просьбами не удавалось "уломать" его дать кому-либо книгу из его библиотеки для прочтения.

    - Книга что жена: ее нельзя давать на подержание даже лучшему другу, - отвечал всегда Лесков тем, кто хотел "одолжить" у него какое-нибудь "сокровище" из его библиотеки" (Либрович С. Ф. На книжном посту. Пг., 1916, с. 239).

    43 Подборка высказываний Н. С. Лескова в книге "Русские писатели о литературе" (т. 2, Л., 1939, с. 290-320) подготовлена А. Н. Лесковым; использованы как статьи и письма, "рассыпанные по разным периодическим изданиям и не собранные в своды его сочинений, так и в значительной степени неопубликованные материалы, находящиеся в государственных архивохранилищах и в личном семейном архиве сына писателя" (с. 290). В подборке приведены также "записи беседных высказываний, частью по книге А. И. Фаресова "Против течений" (П., 1904), частью по дневниковым записям А. Н. Лескова" (там же, с. 320).

    44Лесков писал Е. М. Бем 16 октября 1892 г.: "Я получил головку римлянки. Это превосходно!... У меня нашелся и пальмовый мольберт, на котором головка сейчас же и водворилась на моем столе" (Невский альманах. Вып. 2. Пг., 1917, с. 143). А. Измайлов в статье "Оскорбленная Нетэта". Историческая повесть Н. С. Лескова. Вместо предисловия (На основании переписки Н. С. Лескова с Елиз. М. Бем)" сообщает о существовании 54 писем Лескова периода 1891-1893 гг., адресованных художнице. Три эскиза Е. М. Бем к "Оскорбленной Нетэте" опубликованы во втором выпуске "Невского альманаха". Как указывает Ф. Д. Батюшков со слов сестры художницы, Л. М. Эндауровой, Лесков обратился к Е. М. Бем, "не будучи с нею лично знаком, зная только ее художественные произведения, особенно увлеченный ее иллюстрациями в силуэтах к произведениям Тургенева, Короленко, к народным сказкам и т. д. Ему запала мысль дать - при содействии той же художницы - читателям "Нивы" новый рассказ с заранее приготовленными к нему иллюстрациями; поэтому он и обусловил помещение его в журнале, в котором Ел. М. Бем была более или менее постоянной сотрудницей, заказом вперед самих иллюстраций" (там же, с. 187).

    45"Интерес к литературе, - пишет Веселитская, - и благоговейное отношение к личности Льва Толстого сразу сблизили нас" (Микулич, с. 165). Свои воспоминания и письма Лескова Веселитская публиковала в "Историческом вестнике" (1913, N 2 - "Тени прошлого") и сборнике "Литературная мысль" (вып. III. Л., 1925 - "Мое знакомство с Н. С. Лесковым"), почти без изменения повторив их в своей книге "Встречи с писателями" (1929).

    46И. А. Шляпкин писал о первом посещении им в январе 1875 г. Лескова "на Фурштатской в угловом доме Матавкина":

    "Уютный кабинет с темно-красными обоями увешан картинами, бюст Сенеки, множество безделок, высокие гнутые стулья" (с. 212).

    47См.: Лесков, т. XI, с. 350.

    48Балладу "Поток-богатырь" А. К. Толстого Лесков любил и неоднократно цитировал. Так, иронизируя над "бездушностью лиц в картинах" К. Е. Маковского, Лесков писал А. С. Суворину 18 марта 1888 г.: "У Алексея Толстого в "Потоке-богатыре" есть боярышня, которая ругается: "сукин сын, неумытое рыло" и т. д., а потом прибавляет про свой "девичий стыд"... Вот это наша старинная "царевна" и даже "царица": "на людях" очей не поднимает, а "в дальней клети с соборным певцом... окарачивает". Художники боятся льстить - это хорошо, - но они не знают, что сами у себя характерную и вовсе не лестную правду жизни крадут" (Лесков, т. XI, с. 370). Цитирует поэму Толстого одна из героинь "Зимнего дня" (Лесков, т. IX, с. 401).

    А. К. Толстой был одним из самых любимых поэтов Лескова. Сохранился экземпляр "Стихотворений" А. К. Толстого (СПб., 1867) с пометами Лескова (ОГМТ). По предположению А. Н. Лескова писателю принадлежала рецензия (подписанная "О-ъ") на эту книгу в журнале "Литературная библиотека" (1867, ноябрь, кн. 2, с. 227-237). Особенно часто цитировал Лесков драматическую поэму "Дон Жуан" (статья "Герои Отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому". - Лесков, т. X, с. 144-145) и поэму "Иоанн Дамаскин" ("Интересные мужчины". - Лесков, т. VIII, с. 97-98).

    49"У меня есть величайшие раритеты, - говорил Лесков Ясинскому. - Вы собирались посмотреть на богоматерь Боровиковского - вот она, матушка. Я и лампадку перед ней теплю. Удивительный лик, я бы не променял его на лик Мурильевской богоматери; русский лик, и, отчасти, как бы украинский" (Ясинский И. И. Роман моей жизни. М., 1926, с. 197). Ясинский приводит и такие слова Лескова: "Люблю картинки, но преимущественно образа люблю древнего письма - Строгановского, Поморского, Заонежского. Кресты и складни поморские обожаю" (там же).

    50Экземпляр книги хранится в ОГМТ.

    51"Академическая фигура", "Повесть о Невской Диане"), Игнатий Иванович Суйгусаров - "немолодой художник" и "отличнейший и опытнейший реставратор" (ИРЛИ, ф. 612, N 65 - машинописная копия, подготовленная А. Н. Лесковым).

    52О Громеке см. ч. III, гл. 1 "Первая проба пера". А. Н. Лесков отмечает "близость Л. с Гр. по актерству, у кн. Васильчиковой" (ИРЛИ, ф. 612, N 383, л. 968). О прозвище "Степан-креститель" и о "трех манерах" Громеки см.: Лесков, т. XI, с. 97.

    53Сохранилась черновая рукопись романа - см.: Столярова И. В., Шeлaeва А. А. К творческой истории романа Н. С. Лескова "Чертовы куклы". - РЛ, 1971, N 3, с. 102-113.

    54См.: Лесков, т. XI, с. 431; роман "Чертовы куклы", см.: Лесков, т. VIII, с. 487-565, где приведены и примечания А. И. Батюто к истории замысла (с. 627-631).

    55Письмо от 12 (24) июня 1875 г. (Лесков, т. X, с. 407). Гагарин И. С. - знакомый А. С. Пушкина и П. Я. Чаадаева. В 1843 г. эмигрировал из России и вступил в орден иезуитов.

    56 в составлении пасквиля, называли А. И. Тургенев, А. О. Россет, Н. М. Смирнов, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский. Гагарин впоследствии выступил с опровержением (см.: "Оправдания иезуита Ивана Гагарина по поводу смерти Пушкина. Письма из Парижа". - "Русский архив", 1865, т. VIII, с. 1031-1036). Участие Гагарина в составлении пасквиля до сих пор доказать не удалось (см. статью А. С. Бутурлина "Имел ли И. С. Гагарин отношение к пасквилю на А. С. Пушкина". - Известия ОЛЯ, т. 28, вып. 3, 1969, с. 277-285). На письме И. С. Гагарина к Н. С. Лескову от 17 июля 1875 г. имеется помета последнего: "Письмо иезуита князя Ивана Сергеевича Гагарина. - С этим почерком должен быть сличен "диплом на звание рогоносца", присланный А. С. Пушкину. - Диплом этот должен быть в Париже". - ИРЛИ, ф. 220, N 75. После личной встречи и бесед в Париже летом 1875 г. писатель изменил свое мнение о приписывавшемся Гагарину авторстве анонимного пасквиля и попытался реабилитировать его перед современниками в статье 1886 г. "Иезуит Гагарин в деле Пушкина", поводом к написанию которой послужили "Воспоминания" В. А. Соллогуба.

    57Рассказ Лескова "Лорд Уоронцов" (ЛН, т. 87, с. 121-126).

    58"В 1872 году, по осени, когда я написал "Запечатленного ангела", - сообщается во вступительной части рассказа "Неоцененные услуги. Отрывки из воспоминаний", - об этом рассказе услыхала покойная фрейлина Пиллар ф. Пильхау и от нее приехал ко мне генерал-адъютант Сергей Егорович Кушелев с просьбой, чтоб я дал рукопись, которую они хотели прочесть императрице Марии Александровне. С этого случая у меня начались знакомства с несколькими домами, считавшимися тогда "в свете".

    Более других я сблизился с домом Кушелевых, где был принят дружески. Здесь я видел много разных интересных людей и между прочим встречался несколько раз с покойным Жомини. Мне очень нравился его тонкий и гибкий ум и прекрасная манера делать разговор интересным и приятным. Особенно я любил слушать, как он отвечал на предлагавшиеся ему "политические вопросы" или отшучивался от нападок на его "европеизм", которому тогда уже приписывали большой вред и противопоставляли ему то "трезвое слово" Каткова, то "патриотизм" Аксакова, то "оргументацию" Ростислава Фадеева и "смелые ходы" Редеди (ИРЛИ, ф. 612, N 53 - машинописная копия).

    59Лесков сообщает В. А. Гольцеву в письме от 4 мая 1891 г. по поводу рассказа "Неоцененные услуги": "Вы меня просили дать еще раз что-нибудь "Рус<ской> мысли", и я не хочу обойти Вашей просьбы. За это время я написал небольшую повесть... и еще "Воспоминания"... Воспоминания эти называются "Нашествия варваров"; построены они по рассказам Жомини и представляют Ашинова, М-ву дочь, болгар и наших патриотов и борьбу с ними дипломатии. Эпизод веселый и смешной" (Лесков, т. XI, с. 485).

    60Лесков разделяет широко распространенное в то время мнение о H. Н. Пушкиной как виновнице гибели поэта. Как справедливо пишет Д. Благой в ст. "Погибельное счастье", "в истории трагической гибели Пушкина она была не виновницей, а жертвой тех дьявольских махинаций, тех адских козней и адских пут, которыми был опутан и сам поэт" (см.: Ободовская И., Дементьев М. Вокруг Пушкина. М., 1975, с. 63).

    61Статья "Смерть Ивана Грозного. Картина К. Е. Маковского". - HB, 1888, N 4330, 19 марта.

    6218 марта 1889 г. Лесков писал З. П. Ахочинской: "У Полонского на вечере была баронесса Икскуль. Портрет поразительно схож, и оборот выбран превосходно" (ЦГАЛИ). В рукописи A. Н. Лескова имелась сноска: "Дочь какого-то провинциального полицмейстера Лутковского, Варвара Ивановна, по первому мужу, советнику русского посольства в Риме, Глинка, по второму - Икскуль. Во вдовстве прожила богатую встречами и событиями жизнь. Уехав около 1921 года за границу, года через 2-3 скончалась в Париже. В годы писания портрета играла значительную роль в жизни Репина". Выведена Лесковым в качестве "баронессы" в "Неоцененных услугах", о чем он сообщает в письме к B. А. Гольцеву от 10 мая 1891 г. (Лесков, т. XI, с. 487).

    63В рукописи А. Н. Лесков уточнял: "Портрет создавался в период умирания Аржанто от рака. Позировать могла только лежа. Ни возраст, ни смертный недуг не умалили обаятельности "натуры", а гений художника, не поступившись правдой, дал

    произведение поразительной силы и изящества. Уехав вскоре на родину, д'Аржанто увезла портрет с собой".

    64 "Новое слово", 1914, N 5, с. 39).

    65 См.: Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. М., 1950, с. 37.

    66 Сохранились два письма Репина и семь писем Лескова (6 писем помещены в Собрании сочинений: Лесков, т. XI). Помимо цитируемого А. Н. Лесковым письма И. Е. Репина от 26 сентября 1888 г., сохранилось еще письмо художника от 19 февраля 1889 г., исключительно дружеское по тону: "Как я Вам благодарен за Ваше письмо, глубокоуважаемый Николай Семенович! В нем столько содержания, что я перечитывал его по нескольку раз вчера и сегодня. Ваша особенная манера письма, к которой я никак еще не приспособился, несколько замедляла чтение, но содержимое вознаграждало". - Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. М., 1950, с. 42.

    67О своем впечатлении от картины "Что есть истина?" Н. С. Лесков сообщал в письме к H. Н. Ге от 13 февраля 1890 г.: "Всю мою жизнь я искал такого лица..." - См.: Стасов В. В. Н. Н. Ге, его жизнь, произведения и переписка. М., 1904, с. 327.

    68Письмо к З. П. Ахочинской датируется около 15-20 марта.

    69Статья М. О. Меньшикова "Художественная проповедь" вошла в его книгу "Критические очерки", СПб., 1899-1902, т. I, с. 330-352. "Статья Ваша о моем XI томе, - писал Лесков критику 12 февраля 1894 г., - вышла в тот день, когда у меня собирался консилиум и когда я был особенно взволнован. Я ее прочитал и не сразу мог ее оценить. Сразу я увидал только, что Вы человек смелый и искренний и ставите меня значительно выше, чем я в самом деле стою. Я был очень обрадован Вашею смелостию и искренностию, которые, к сожалению, встречаются очень редко. Потом я увидал, что эта милая мне по своей доброжелательности статья написана в самом деле как бы не Вашею рукою и даже в чуждом Вам тоне и манере... и мне стало и больно и смешно: раз во всю мою рабочую жизнь (за 35 лет) один только истинно умный, честный и мужественный человек захотел и решился говорить обо мне без "картавки", и тут надо было, чтобы у него "рука развелась"!.." (Лесков, т. XI, с. 574).

    70А. Н. Лесков в примечаниях к незаконченному рассказу Лескова "Московские воры и университетский студент. Характерный случай" (1863) писал о Розенберге: "В 1883 г. появился некий Паир Львович Розенберг, внушивший сперва Л-ву трудно понятную расположенность к себе... Впоследствии Л-в прозрел, с трудом уже его терпел, а в начале июня <18>88 г., не стерпев,

    выгнал". Это подтверждает и помета Лескова на полосе бумаги от письма П. Л. Розенберга, датируемого около 7 июня 1888 г.: "Этого негодяя я за три дня ранее выпроводил вон. Н. Л." (Ежегодник 1971, с. 15, N 47). А. К. Лесков пишет далее об изданной Розенбергом в 1885 г. "пошлейшей и глупейшей повести "Семья Каладиных": "Некоторые главы читались у Л-ва под несмолкаемый хохот случайных слушателей" (ИРЛИ, ф. 612, N 51). Судьба и личность "литерата Розенбе" нашли отражение в рассказе "Пумперлей" и "Московские воры и университетский студент". В последнем рассказывается о П. Л. Р-е, "правдивом приятеле" Лескова, и приводятся некоторые биографические данные - "сын одесского врача и брат одного из нынешних московских врачей".

    71Цитата из комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" (действ. I, явл. 1).

    72О "великом часовщике Эриксоне" Лесков так писал А. С. Суворину (28 дек. 1885 г.): "Ведь он действительно такая знаменитость, какою каждая обсерватория в Европе желала бы обладать. Его мастерская - это восторг и его приспособление к выверке хронометров в произвольной температуре введено теперь им впервые в России" (Лесков, "Отцовский завет" ("Задушевное слово", 1887, N 1-7, 9-12, 14).

    73О библиофильских увлечениях Лескова см.: Шилов Ф. Записки старого книжника. М., 1965, с. 13-14; Шляпкин И. А. К биографии Н. С. Лескова. - PC, 1895, N 16, с. 211-212; Либрович С: Ф. На книжном посту. Пг.-М., 1916, с. 239. О библиотеке Лескова см. обстоятельное исследование Афонина Л. Н. Книги из библиотеки Лескова (ЛН, т. 87, с. 130-159).

    74В очерке "Русские демономаны" Лесков с пиететом упоминает Иова Герасимова: "...известный многим библиофилам старейший книгопродавец Петербурга Иов Герасимов, доныне здравствующий и торгующий на Новом рынке" (Лесков Н. С. Русская рознь. СПб., 1881, с. 272); о нем говорится и в статье "Литературный разновес для народа" (HB, 30 сент. 1881, N 2008), а как о "некнижном книжнике" в бесподписной заметке в Пг, 1884, N 47, 17 февр., в которой упоминается о кончине Иова Герасимова (ИРЛИ, ф. 612, N 383, л. 1565).

    75"Вчера я вернулся из Москвы, куда ездил не праздно: сделал некоторые свои книжные дела и кое-что добыл по части рукописей. Одна покупка есть превосходная - рукопись попа города Великих Лук: "Удивительные повести о семи мудрецах", 1702 года. Повести превосходные бог весть с какого латинского оригинала, - все любовные и действи-

    тельно "удивительные". Напечатаны они нигде не были, и я полагаю, что мой экземпляр есть уника... " (Лесков, т. XI, с. 288).

    76Существует, однако, и немало других свидетельств, говорящих об увлеченности Лескова созданием "проложных" повестей: "Больше всего ценил он свои идейные рассказы и апокрифы, как, например, "Прекрасная Аза", "Невинный Пруденций", "Гора", "Памфалон" и многие другие", - вспоминает Е. И. Борхсениус (ЦГАЛИ, века. Пролог. М., 1978, с. 164-166. Более подробную сводку проложных источников повестей Лескова, составленную А. И. Белецким, см. в кн.: Гроссман, с. 225-226.

    77Лесковым были сделаны пометы в книге и ряд изречений подчеркнуты. В библиотеке Лескова были и другие книги Толстого, выпущенные в женевском издании Элпидина: "Исповедь графа Л. Н. Толстого. Вступление к ненапечатанному сочинению" (1884), "О жизни" (1891), "Ходите в свет, пока есть свет. Беседы язычника и христианина. Повесть из времен древних христиан" (1892), "Письма к французу" (1892), "Что же нам делать?" (1893). Подробнее см.: Афонин Л. Н. С. Лесков - читатель Льва Толстого. - "Подъем" (Воронеж), 1960, N 6.

    78На шмуцтитуле книги, которую читал Лесков, - "Люций Анней Сенека. Избранные письма к Люцилию. Перевод с латинского Пл. Краснова". СПб. (б. г.), - есть пространная запись Лескова: "Всех писем Сенеки к Люцилию 124 (здесь 50 писем). Всех его нравственно-философических сочинений считают 20, из них 13 дошло до нашего времени, а 7 утрачено. Здесь нет LXXI (71) письма, в котором важно место, централизующее философский взгляд Сенеки: "Всякий раз, как ты хочешь знать, чего нужно избегать или чего домогаться, " (так как общего совета дать нельзя, ибо всякий совет должен быть приноровлен к обстоятельствам, а они меняются). Кроме Epistolae LXXI (71), нет замечательного письма 76-го: "...во всем, что нравится толпе, нет ничего истинного, ничего верного". В книге более 150 помет Лескова, подчеркиваний, исправлений и уточнений (ЛН, т. 87, с. 150).

    79См.: Лесков, т. X, с. 74. Об этих воспоминаниях Лескова и о характере его отношений к П. И. Якушкину см.: Базанов В. Павел Иванович Якушкин. Орел, 1950, с. 57-64.

    80"Заячьем ремизе" "всякую неделю читал людям за обеднею то "Павлечтение", которое укрепляет в людях

    веру, что они "рабы" и что цель их жизни состоит в том что они должны "повиноваться своим господам" (Лесков, т. IX с. 505).

    81Князь А. П. Щербатов как литературный персонаж фигурирует в рассказе Лескова "Неоцененные услуги. Отрывки из воспоминаний" - там он постоянный оппонент ("несогласный князь", "пила") адвоката А. Г. Жомини.

    82"Муретихой"). На первых порах между ними складывались дружеские отношения. Лесков высоко оценил переводы В. Л. Величко из Омара Хайяма (СВ, 1891, N 7). Но постепенно Лесков резко переменил мнение о "поэте-чиновнике": "Он профанирует поэзию! Воспевая сильных мира сего, он хочет сделать себе карьеру в чиновничьей сфере!" (Фидлер Ф. Ф. Литературные силуэты. VII. H. С. Лесков. - "Новое слово", 1914, N 8, с. 35). Об отношениях Лескова к Величко см. также: Фаресов, с. 267-268, 295, 379.

    83К барону А. Э. Штромбергу Лесков питал самые добрые чувства. "Я прожил с Штромбергом 7 лет дверь в дверь и душа в душу", - писал Лесков 26 марта 1887 г. А. С. Суворину (ф. 268, N 131, л. 105). Он постоянно хлопотал об устройстве в газетах заметок соседа и обижался, когда к его просьбам относились пренебрежительно. "Знаменитым людям "какой-то Ш<тромберг>" - все равно, а для меня это сосед, приятель, оказывавший мне услуги, и я не могу так презрительно относиться к людям вообще", - посылал он "напрягай" С. Н. Шубинскому в письме от 3 апреля 1886 г. (Лесков, т. XI, с. 313-314).

    84О Ф. В. Вишневском см. ч. IV, гл. 1 "Характер". Письма Вишневского к Лескову хранятся в (ф. 275, оп. 4, ед. хр. 16).

    85Лесков писал о М. П. Булгакове в статьях "Макарий, высокопреосвященный митрополит московский" (ИВ, 1880, N 2), "Усопший митрополит Макарий", "Клевета на усопшего митрополита Макария" (HB, 1882, N 2256 и 2261, 11 и 16 июня).

    86"Смехе и горе": "<...> дипломаты!.. сидят и смотрятся как нарциссы в свою чернильницу, а боевые генералы плесенью обрастают и с голоду пухнут" (Лесков, т. III, с. 544). "Нарциссом собственной чернильницы" называл А. М. Горчакова Ф. И. Тютчев (см. "Письма Тютчева к Горчакову" в ЛН, т. 19-21, с. 219- 252).

    87В картотеке А. Н. Лескова к приведенной эпиграмме имеется помета: "Со слов Л-ва. М. б. Черниговец, м. б. Иванов-Классик".

    88"Безграничная доброта. Анекдотические воспоминания о Карновиче" ("Нива", 1886, N 2, с. 288-295). В статье "Геральдический туман" (1886), написанной "по поводу" книги Карновича "Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими" (СПб., 1886), Лесков называет "превосходным исследованием" другое сочинение историка - "Замечательные богатства частных лиц в России" (СПб., 1874; 2-е изд. 1885), см.: Лесков, т. XI, с. 113.

    89Эпиграмма приписывается А. Ф. Иванову-Классику. См. "Общее дело", 1885, N 72, с. 14, вместо подписи ***. Этот текст воспроизведен в кн.: Русская эпиграмма второй половины XVII- начала XX в. Л., 1975, с. 540 (N 1807):

    Реакции дикой суровый поборник,

    В овчинном тулупе безграмотный дворник

    Бессменно сидит у ворот.

    И снится ему, что при сей обороне,

    Нелепый, но грозный на вид,

    Безграмотный дворник сидит.

    90Пушкинский кружок, организованный осенью 1881 г. петербургскими литераторами, устраивал публичные чтения и литературно-музыкальные вечера с участием актеров и оперных певцов. Первым председателем кружка был А. Н. Плещеев; затем - А. И. Пальм и Н. А. Лейкин. Лесков был одним из членов комитета, ведавшего делами кружка. Весной 1885 г. кружок распался.

    91Мартьянов - автор трехтомной книги "Дела и люди века. Отрывки из старой записной книжки, статьи и заметки" (СПб., 1893-1896). О нем Лесков сообщает 23 июля, 17 и 20 августа 1883 г. С. Н. Шубинскому: "Подкузьмич" - делец неутомимый. Его здесь зовут "шуваловский маклер". Он "на обухе рожь молотит" (т. XI, с. 282, 283, 285).

    92Опубликовано К. П. Богаевской (ВЛ, 1981, N 2, с. 218- 219).

    93А. И. Фаресов так излагает предысторию стихотворения Минаева: "В молодости Николай Семенович снялся вместе с Д. Минаевым на одной карточке, о чем даже иронически упоминает г. Скабичевский в своей "Истории новейшей русской литературы". Это обстоятельство возбудило тогда злые насмешки со стороны либерального лагеря над Минаевым, которого все считали одним из рьяных деятелей либерализма. Минаев сам стыдился этой карточки и сожалел о сделанном якобы им промахе и даже прекратил все отношения к Лескову. Но незадолго до своей смерти

    " (Фаресов, с. 150-151).

    94В еще более любопытном "штыле" извещает Лесков Шубинского 5 января 1888 г. об отмене обеда у Терпигорева: "Известившись из письма Вашего о приключившемся превосходительству Вашему, рассудилось нам яко и смирению нашему в тожде поспешать непристойно есть, ибо не снеди ради и питиа текохом, но слышения ради словес разумом каплющих и всея сладости беседныя. А того для послали есте мы от смирения нашего... Тер-Пигорю отметный лист, дабы брашна и питий не изводил, доколе полегчает превосходительству Вашему и вси в ту пору воспоследуем радующеся и хваляще здравие подающему богу ему же и ныне слава и во веки.

    Смиренный Ересиарх Николай

    "

    ("нЦНМЕЙ", 1981, Љ 7, ТЕБП., Я. 17).

    95"Пушкинский кружок, которого Вы и я состоим членами, удостоил меня избрания к некоторым должностям, - писал Лесков Терпигореву. - Я, конечно, ценю такое доверие и всемерно рад бы его оправдать, но известные Вам недосуги мои лишают меня возможности быть точным и исполнительным; а дела этого не терпят. К тому же я чувствую себя и нездоровым. - А потому усердно прошу Вас оказать мне товарищескую услугу, выразив общему собранию мою глубокую благодарность за честь избрания, и вместе с тем просить от всяких должностей меня освободить" (Лесков, т. XI, с. 267-268).

    96ЛН, т. 87, с. 117-121).

    97Сведения об этом А. Н. Лесков почерпнул из письма к нему Б. В. Варнеке от 8 декабря 1934 г.: "Получив копию <рассказа> по дороге в Москву, я там ее читал в доме одного приятеля. Среди слушателей оказался один старый газетчик, в юности работавший в С.-Петербурге и знавший Николая Семеновича. Он клянется и божится, что герой "знаменитого повара Шатобриана" не кто иной как <...> Фаресов, который как раз так проштрафился. Не верить нет причины" (ОГМТ, ф. 34, N 6527).

    98"Чтобы выносить тяжкую роль, которую влачит писатель среди наглого, жуирующего и самомнящего ничтожества газетной письменности, - писал Лесков в статье "Литературное бешенство", - конечно надо иметь душевное мужество и горячую любовь к искусству, и общество должно радоваться, что оно еще имеет таких людей" (ИВ, 1883, N 4, с. 160).

    99 Цитата из "Горя от ума" А. С. Грибоедова (действ. III, явл. 3).

    100О "зломнительности" Лескова см. ранее его переписку с Ф. В. Вишневским (ч. IV, гл. 1 "Характер"). "Подозрительность" во мне, - писал Лесков 25 марта 1888 г. Суворину, - может быть, есть. Вишневский писал об этом целые трактаты и изъяснял, откуда она произошла. Он называет ее даже "зломнительством", но ведь со мною так долго и так зло поступали... Что-нибудь, чай, засело в печенях..." (Лесков,

    101Цитата из эпилога "Дворянского гнезда" И. С. Тургенева. Н. С. Лесков часто приводит эти слова в письмах и произведениях (см., например, рассказ "Колыванский муж". - Лесков, т. VIII, с. 421).

    102Среди исследователей и мемуаристов, которых подразумевает здесь А. И. Лесков, Ф. Ф. Фидлер, приводивший в своих "Литературных силуэтах" рассказы о "запальчивости и раздражительности Лескова" ("Новое слово", 1914, N 8, с. 35), А. Л. Волынский, отмечавший "тенденциозность" суждений писателя (в книге "Н. С. Лесков"), М. А. Протопопов, автор статьи "Больной талант", Н. К. Гудзий, сопоставлявший характер Лескова и Достоевского и даже обнаруживший в Лескове "бурный карамазовский темперамент" ("Толстой и Лесков". - "Искусство", 1928, кн. 1-2, с. 128), а также И. И. Ясинский, А. С. Суворин, А. А. Измайлов и многие другие.

    103ОГМТ. Статья Б. В. Варнеке "Растерянный Лесков" начинается словами: "Идет уже вторая четверть века со дня смерти Лескова, а как плохо изучен и обследован этот тайнодум и великий мастер русского слова" ("Посев". Литературно-критический и научно-художественный альманах. Одесса, 1921, с. 38).

    104 А. Н. Лесков полемически возражал А. Н. Толиверовой: "Я помню, как он ласкал ее и с какой любовью показывал ее розовое платьице, в котором ее к нему привезли, и как он тосковал о ней, когда в 1884 г. доктора послали его в Мариенбад". "Варю привезли не к нему, - возражал А. Н. Лесков, - а к ее матери из деревни Кейдала в ноябре 1883 года. Платьице все было во многих разводах от ее упорного "греха" - она мочилась под себя ночью. Это была скорее рубашонка, чем платье. Сама Ал. Ник. Пешкова терпеть ее не могла и вся эта елейность - обычная ее, даже не искренняя сентиментщина..." (ИРЛИ,

    105A. H. Лесков имеет в виду комментируемые им далее строки из некролога Н. С. Лескова о крестьянине-сектанте В. К. Сютаеве ("...надо, чтобы бесприютных сирот не было!"), Сютаев и его последователи отрицали все таинства и обряды православной церкви, так как в церкви "правды нет", отрицали войну и необходимость присяги и военной службы, не признавали оброков и проповедовали, что "истина в любви, в обчей жизни" (Пругавин А. С. Религиозные отщепенцы, вып. I, М., 1906, с. 3-143). Эти идеи Сютаева заинтересовали Л. Н. Толстого. Связь сютаевской догмы с толстовством подразумевает Н. С. Лесков в цитируемом далее письме к П. И. Бирюкову от 31 мая 1888 г.

    106О посещении В. К. Сютаевым летом 1888 г. Лескова, который при этой встрече пытался отговорить его от намерения проникнуть к Александру III и добиться, чтобы он "для блага народа велел толковать Евангелие согласно пониманию Сютаева", сообщает В. В. Рахманов в статье "Крестьянин-коммунист" ("Минувшие годы", 1908, N 8).

    107 А. П. Матвееву - профессору Киевского университета по кафедре акушерства.

    108В письме от 26 апреля 1885 г.

    109"... я не могу обещать, когда я дам этот рассказ, а только я его дам" (Лесков, т. XI, с. 361). Судя по его письму к Толиверовой от 26 декабря, рассказ уже был Лесковым написан вчерне: "Рассказ написал "вдоль" и положил лежать и улеживаться, а в удачный час пропишу его "впоперек", и тогда дам переписать отцу Пэтру и извещу Веру <...> Называется рассказ "Лев старца Герасима". - Слова "святого" надо избегать, а просто "старец" (там же, с. 363). В письме миролюбивые и дружеские интонации: "Ничего неприязненного к Вам не имею, но пребываю в мире и любви ко всем". 11 февраля 1888 г. Лесков сообщает Толиверовой: "Посылаю Вам рассказ. Вчера мы его прочитали с Репиным и остались им довольны. Картинка у Вас будет через две недели" (там же, с. 365).

    110"Приведенная нами посмертная записка, - писал А. И. Фаресов, - составлена Лесковым еще в то время, когда он только что приступил к изданию Полного собрания своих сочинений и не знал, как они будут приняты публикой. Он сам не ожидал, что русское общество так сочувственно отнесется к итогам его литературной деятельности. Собрание его сочинений, несмотря на дорогую цену, разошлось в течение трех лет в количестве 2 тыс. экз., что дало ему возможность не только прожить безбедно последние годы его жизни, но обеспечить материально свою воспитанницу, которая уже не нуждалась для окончания своего

    образования ни в частной помощи, ни в заботах литературного фонда" (Фаресов, с. 146-147). Н. П. Жерве пишет о "постоянных и исключительных заботах" Лескова "о своей воспитаннице В. И. Долиной, которую он взял беспомощною сиротой с двух лет и которую до конца дней очень любил. Чуть не половина завещания его "Моя посмертная просьба" посвящена мыслям о судьбе Вари Долиной после его смерти" (с. 63-64).

    111См.: Толстой,

    112А. Н. Пешкова поместила уже после смерти Лескова его "портрет в числе "друзей детства", в "Игрушечке" с автографом писателя: "Желаю журналу "Игрушечка" внушать своим юным читателям любовь к правде и добру. Николай Лесков" (1895, N 9, сент.).

    113См. часть третья, гл. 5 и 6 наст. изд.

    114"Украина", 1928, N 2, с. 116.

    115Знакомство с Ф. Г. Лебединцевым могло состояться во время службы Лескова в Киеве; переписка, возможно, завязалась по инициативе Лебединцева, предпринявшего после ухода с поста директора холмской епархии (Польша) в 1882 г. издание журнала "Киевская старина" и обратившегося к писателю за содействием (ИВ, 1908, N 10, с. 163-172). Письмо, цитируемое А. Н. Лесковым, последнее из сохранившихся, выдержки из него опубликованы также в Собрании сочинений. (См.: Лесков, т. XI, с. 671-672).

    115

    117См.: Лесков, т. XI, с. 226-227.

    118В фонде А. Н. Лескова в Пушкинском доме хранится машинописная копия наброска (ИРЛИ, "Волнения госпожи Гого", "Страдания, опыты и приключения госпожи Гого", "Признания госпожи Гого".

    119 В Варшаве Лесков был 28 июля, на следующий день выехал в Петербург, куда, очевидно, прибыл 31 июля.

    120 Цитата из рассказа Лескова "Дворянский бунт в Добрынском приходе". - Лесков Н. С. Русская рознь. Очерки и рассказы (1880-1881). СПб., 1881, с. 84.

    121В 1889-1891 гг. Лесков был поглощен работой над романом "Чертовы куклы". В 1889 г. был запрещен шестой том собрания сочинений, весь тираж которого был опечатан 19 октября.

    122Книга хранится в ОГМТ.

    123"в лике есть выражение, но нет страстей" (Лесков, т. V, с. 455).

    124Имя Б-ю в указателе, подготовленном А. И. Лесковой, раскрывается как "Бобровская (знакомая Крохиных)".

    125Цитата из стихотворения А. С. Пушкина "19 октября" (1825).

    126

    127 Ориген Александрийский - христианский богослов (около 185-254 гг.). И. А. Шляпкин вспоминает: "...он увлекался Оригеном и проектировал даже перевод его на русский мною и H. М. Бубновым" (PC, 1895, декабрь, с. 208). В письме к И. С. Аксакову от 23 декабря 1874 г. Лесков рекомендовал ему магистерское сочинение священника Гр. Малеванского "Догматическая система Оригена" (Лесков,

    128 См.: Лесков, т. XI, с. 235.

    129В конце ноября 1885 г. С.-Петербургский цензурный комитет постановляет вырезать и уничтожить эту статью Лескова (ИВ,

    130Лесков в письмах к Терпигореву называет его жену то Ксаверьевной, то Савельевной.

    131Е. Е. Ботвиновского "все в Киеве знали просто под именем "пана Ефима" или даже Юхвима" (Лесков, т. VII, с. 203). Главы 35-38 "Печерских антиков", в которых "пан Юхвим" был главным действующим лицом, Лесков выделил особо и перепечатал в "Церковно-общественном вестнике" (1883, N 52-53) под заглавием "Ефим Ботвиновский (Новый рассказ о трех праведниках)". Ботвиновского Лесков вывел также в рассказе "Владычный суд" (т. VI, с. 133). А. Н. Лесков имеет в виду следующее место в "Печерских антиках": "...Ботвиновский был очень видный собою мужчина и, по мнению знатоков, в молодости превосходно танцевал мазурку, и... искусства этого никогда не оставлял, но после некоторых случайностей танцевал "только на именинах" у прихожан, особенно его уважавших" (Лесков, т. VII, с. 213).

    132"Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине" ("Русская мысль", 1886, N 12) было выпущено в 1887 г. отдельным изданием и включено в состав Собрания сочинений 1890 г. (т. X) и 1903 г. (т. XXX). Переосмысляя прологовое сказание о Христе-учителе, Лесков проводит в рассказе идею веротерпимости, яснее всего выраженную в словах учителя Панфила смотрителю-"младопитателю".

    133

    134В письме Н. С. Лескова Ф. А. Терновскому речь идет о "Дневнике" В. И. Аскоченского (ИВ, 1882, N 1-9), который "ча-

    сто напоминает пошлую песню: Как за речкою мы жили..." (Лесков,

    135Имеется в виду кн.: Джакомо Леопарди. Разговоры. Пер. А. И. Орлова. СПб., 1888. Одну из апофегм Леопарди из этой книги Лесков цитирует в письме от 5 ноября 1891 г. к Б. М. Бубнову (Лесков, т. XI, с. 502).

    136А. Н. Лесков считает неверным следующее мнение Фаресова: "В жизни близких ему людей его участие иногда бывало менторским, но всегда из самых благородных побуждений, вполне отвечающим его позднейшему направлению".

    137"Аренсбург (Корреспонденция "Нового времени")" (1888, N 4437, 7 июля) начиналась словами: "Нынешнее лето в Эзеле (или правильнее на Эзеле - от Oesiliae <...>", откуда, по мнению А. Н. Лескова, русское "Озилия" (ИРЛИ, ф. 612, N 383, л. 158). Эзель - ныне о-в Сааремаа.

    138

    139Герой рассказа, дворянин Илья Иванович Кравцов ("беспартошный барин"), "достигнув степенного возраста, зачислил себя в бесполые, и на этом основании скинул панталоны и с тех пор ни за что не хотел их надевать... В таком виде он в церковь, разумеется, не мог ходить, а вольного обычая своего ни для чего изменить не хотел". - Лесков Н. С. Русская рознь, СПб., 1881, с. 63.

    140К П. И. Бирюкову, последователю и биографу Л. Н. Толстого, Лесков относился с большой симпатией. Познакомился Лесков с Бирюковым, видимо, в 1886 г. Письмо П. И. Бирюкова к Н. С. Лескову от 3 января 1889 г. опубликовано в книге "Записки отдела рукописей ГБЛ", вып. 30 (М., 1968, с. 228-231).

    141ЦГАЛИ), последователю Толстого и основателю издательства "Посредник". Переписывался Лесков и с женой Черткова - Анной Константиновной. В 1880-е годы отношения между Лесковым и Чертковым действительно носили дружеский характер, но позднее выявились серьезные трения и разногласия с "иже по духу" толстовцем. Тон писем Лескова постепенно становится все более сухим. Наконец, с полной откровенностью Лесков пишет В. Г. Черткову 21 января 1891 г.: "Личные наши отношения, к сожалению, должны оставаться в том положении, в которое благоразумие заставило заключить их ввиду Вашей противуобщественной склонности к подозрительности. Я не имею к Вам никакой неприязни, но возможность прежнего задушевного общения у меня отнята, и это не самое худшее, что могло выйти при моем и Вашем харак-

    тере" (Лесков, т. XI, с. 479). Попытки Анны Константиновны примирить Лескова и Черткова (в 1892 и 1894 г.) успеха не имели. Свою роль в ухудшении отношений Лескова с Чертковым сыграл так называемый "диллоновский инцидент" (см. коммент. 47 к VII части), но особенно обострилась "пря" Лескова не только с Чертковым, но и с другими более симпатичными ему толстовцами (Бирюковым, Горбуновым-Посадовым) после появления в печати "Зимнего дня" с резкими выпадами против "лепетунов" и "непротивленышей".

    142"Противомысленным" - здесь противоположным по духу Бирюкову и Черткову. Лесков был дружески расположен к С. Н. Терпигореву, литературное дарование которого он высоко ценил. Ценя талант Терпигорева, Лесков в то же время неоднократно писал ему об "однообразии" и ложной "манере" (см. письмо от 22 февраля 1894 г. - Лесков, т. XI, с. 575-576). Откровенного тона Лесков постоянно придерживался в переписке с Терпигоревым, прекрасно видя и зная не только его достоинства, но и недостатки, тактично и строго выговаривая "любезнейшему Сергею Николаевичу" и редакторски правя рассказы. "Детский рассказ Ваш прочел и изменил его соответственными не в обиду Вашу нотатками, - писал он Терпигореву 15 ноября 1882 г. - Думалось, что Вам это интереснее, чем пустозвонные комплименты" (ИРЛИ,

    143Перечисляются герои следующих произведений Лескова: "Овцебык", "Некуда", "Соборяне", "Котин Доилец и Платонида", "На ножах", "Очарованный странник", "Запечатленный ангел", "На краю света", "Пигмей", "Кадетский монастырь", "Несмертельный Голован", "Обнищеванцы", "Штопальщик", "Зверь", "Пугало", "Безграничная доброта", "О художнем муже Никите", "Человек на часах", "Фигура", "Об одной прачке".

    144У Лескова из всей семьи "яснополянского учителя" были особенно дружеские отношения с Л. Л. Толстым, который в начале 1890-х гг. был приверженцем идей отца и его помощником, принимал деятельное участие в организации помощи голодающим крестьянам в 1891-1892 гг. Некоторое время Лесков был действительно склонен идеализировать Л. Л. Толстого. В частности, в письме к Л. Я. Гуревич от 23 июля 1892 г. он писал: "Это один из нестарших сыновей Л. H-ча... очень способный и по всему сильно напоминающий (а м б. и повторяющий) своего отца. Он натуры сильной и порывистой - (ведет со мною переписку по собственному желанию и порыву). Этого "Левушку" в семье особенно любят, и особенно его любит мать, которая говорит: "он похож на

    ". Он с умом и талантом..." (ИРЛИ, 1988. CXXXVI б. 1). Но о беллетристических опытах Л. Л. Толстого Лесков отзывался сдержанно и иронически. Постепенно восторги Лескова сменят разочарование и критика. Прекращаются встречи, угасает переписка, о чем 18 февраля 1894 г. Лесков сообщает Меньшикову: "Переписка наша с ним "прекратилась" на том, что я ему написал о своем неодобрении к неумеренности в его проповеди, которая по-моему очень неосновательна и даже вредна тем, что ведется крайне неискусно и делает то, что он хочет почитать очень серьезным. Это я так понимаю и так ему об этом написал летом 1893 г. из Меррекюля. На этом дело и стало, и я о том нимало не сожалею" (ИРЛИ, 22574. CLVII б. 61).

    145 Клавдия "Полунощников", Лидия - "Зимнего дня".

    145 Героини произведений Лескова: "Житие одной бабы" ("Амур в лапоточках"), "Некуда", "Леди Макбет Мценского уезда", "Обойденные", "Островитяне", "На ножах", "Детские годы (Из воспоминаний Меркула Праотцева)", "Тупейный художник", "Пугало".

    147 А. Е. - сын крестьянина, участник круга поэтов-суриковцев; широко известно его стихотворение "Не брани меня, родная".

    148 Тавматурги - древнегреческие фокусники.

    149"Каптенармусом XVIII " назвал С. Н. Шубинского Ф. В. Вишневский. Шубинский был автором многочисленных исторических очерков о деятелях и писателях XVIII в.

    150Столкновения между Лесковым и Шубинским начались уже в 1882 г. С. И. Смирнова-Сазонова записала 24 октября 1882 г. в дневнике: "У Шубинского с Лесковым неприятности. Лесков носит ему статьи о синодальной типографии и т. п. по 5 листов; Ш. их сокращает или не печатает. Л. говорит, что так жить литератору нельзя; пишет ему письма на 4 листах" (ИРЛИ, ф. 285, N 4, л. 177-178).

    151"Редакция "Русской мысли" чрезвычайно хлебосольна. Меня заласкали и закормили. Впечатление они производят чисто "московское". Я этого жанра не люблю и не подхожу к нему. В общем, это какой-то разброд и "семибоярщина", а это, по моему мнению, в редакционном деле никуда не годится" (Лесков, т. XI, с. 346).

    152Статья "Тенденциозная драма" ("Дело", 1868, N 2, с. 106- 128).

    153"В кружках литературных и среди читателей, интересующихся тем, что нового является в литературе, быстро распространились и упорно держатся два крайне неприятные мне известия, -

    писал Лесков. - Говорят, будто в повести "Зенон златокузнец" под вымышленным именем представлено мною одно недавно умершее лицо русского происхождения, жившее и действовавшее в Москве, и будто это повело к затруднениям, расстроившим мои отношения с редакторами журнала "Русская мысль", почему повесть "Зенон" и не напечатана в этом журнале.

    Оба эти сведения совершенно ложны: никакого охлаждения или разрыва в отношениях моих с редакциею "Русской мысли" не происходило. Отношения наши нынче так же дружественны, как они были до сих пор и каковыми я желаю сохранить их навсегда. Вo всей повести "Зенон златокузнец" нет ни малейшего намека на какое бы то ни было известное "русское лицо", и никто не может указать ни в одном из лиц повести даже случайного сходства в указанном роде" (Лесков, т. XI, с. 240-241). Тем не менее отношения Лескова с редакцией "Русской мысли" осложнились: см. коммент. 8 к VII части.

    154 "Недели" и "Книжек Недели" П. А. Гайдебуровым Лесков состоял в многолетней переписке. Осторожность умеренно либерального Гайдебурова часто вызывала раздражение Лескова, что нашло отражение в его письмах к М. О. Меньшикову и Л. Н. Толстому, но во многом Лескову Гайдебуров был симпатичен. "Умер Гайдебуров, - писал он 5 января 1894 г. Л. И. Веселитской. - Это меня очень поразило и огорчило до слез. Он был из хороших людей, и с ним можно было кое-что делать на пользу просвещения тьмы. Число таковых мало, и убыль их тяжела" (Микулич, с. 198). Отрывок из воспоминаний П. П. Гайдебурова о П. А. Гайдебурове и Н. С. Лескове см. в "Литературной газете", 1981, N 12, 18 марта.

    155Об обличительных мотивах рассказа см.: Бухштаб Б. Я. Тайнопись позднего Лескова (Рассказ "Зимний день"). - В кн.: Творчество Н. С. Лескова. Курск, 1977, с. 79-93.

    156Цитата из письма к А. С. Суворину. - т. XI, с, 342 (курсив А. Н. Лескова).

    Вступление
    Часть 1: 1 2 3 4 5 Прим.
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Часть 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 6: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прим.
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Примечания, условные сокращения
    Ал. Горелов: "Книга сына об отце"
    Раздел сайта: